Умудренный опытом долгой службы военачальник вновь и вновь повторял своим соратникам по белой борьбе: «нас могут спасти только союзники». Он настаивал на вводе крупных контингентов иностранных держав, дабы они «навели порядочек в тылу».
Только это, по мнению Алексея Павловича фон Будберга, могло спасти белую Россию. Сами руководители антибольшевистского проекта не справлялись.
Вообще, дневник А. П. фон Будберга действительно интересен и полон ярких сравнений, выражений и эпитетов. Потому цитируют его в последнее время часто, слог автора действительно очень хорош.
«Идет любительский спектакль со скверными любителями на главных ролях в серьезнейшей трагедии мирового значения.
Огромная ставка, грандиозные министерства с десятками департаментов, всевозможные главные управления и бесчисленные канцелярии заведены по всероссийскому масштабу, усердно вертят какие-то валы и колеса, валики и колесики, что-то пыжатся, но производительной работы нет...» (с) А. П. фон Будберг. Дневник белогвардейца.
Кроме того, Алексей Павлович всё это писал «в онлайн-формате», а не десятилетия спустя в Париже или Харбине.
С исследовательской точки зрения документы, современные событию прошлого, стоят неизмеримо выше, чем поздние воспоминания (хотя последние безусловно также неоднородны и могут быть ценными).
Плюс к тому, А. П. Будберг был в колчаковской системе не «старшим помощником младшего дворника».
Занимал должности начальника снабжения Сибирской армии, помощника начальника штаба Верховного главнокомандующего, затем — военного министра. То бишь знал, что критиковал.
Вот только... критика эта сопровождалась ещё более, пожалуй, странной альтернативой:
«В этом нам нужна немедленная, благожелательная и чистая от всяких экивоков союзная помощь, и об этом надо громко и откровенно заявить.
Надо, не боясь ничьих криков, упреков и обвинений, сказать, что нам нужна нейтральная и спокойная сила, чтобы поддержать законность и порядок в стране до того времени, пока мы создадим свои средства для этой цели; сейчас у нас таких средств нет, и в этом огромная трудность нашего положения; те случайные и импровизированные суррогаты, которые мы пытаемся для этого применять, только увеличивают разруху и заставляют население становиться большевиками или сочувствующими любому режиму, кроме нашего...» (с) А. П. Будберг. Дневник белогвардейца.
Вот когда я это в первый раз прочитал, реально выпал в осадок. Данному белому генералу к тому времени перевалило за полтинник. На дворе — уже июль 1919 года, не ноябрь 1918-го, когда действительно в белой среде все прям только и ждали «антантовских десантов».
Чистая, немедленная, да ещё благожелательная помощь, в тот период, когда колчаковцы уже отступили за Урал, но с какого перепугу?
При этом, помощь почему-то ещё должна оставаться «нейтральной». Но если вы поддерживаете какую-либо сторону в Гражданской войне — нейтралами оставаться будет проблематично.
Если для населения лучше все режимы, кроме колчаковского, то логичнее было бы интервентам сделать ставку на кого-то другого, более способного. Если система такая, какой её представил сам белый генерал — то никакие иностранные контингенты уже не помогут.
То бишь вроде как обстоятельно критикующий проблемы колчаковской системы генерал внезапно предлагает гениальный, надежный аки часы из Швейцарии альтернативный выход: просто попросить иностранные государства сделать всё за них.
Это действительно в лучшем случае можно назвать потрясающей наивностью.
Опять же, рядышком, в том же дневнике, автор пишет о поведении чехословаков и японцев, пишет с негодованием. Вот ведь такие-сякие, ведут себя как в завоеванной стране...
Подождите, ну так если вы «позовете на царство» французов с британцами, они что (если вдруг согласятся, больно надо белых из такого болота вытаскивать, ценой жизней своих граждан), лучше себя станут вести? Ну съездил бы на север, посмотрел.
А. П. фон Будберг говорил всем окружающим, что белый тыл нужно отдать на откуп союзным контингентам... хотя де-факто их на Транссибе, во Владивостоке и прочих местах было просто пруд пруди, причем на любой вкус, от упомянутых японцев и чехословаков до американцев и, внезапно, поляков и румын.
«Для меня ясно, что без союзной помощи нам уже не справиться с тылом, даже если нам и удастся выправить положение на фронте.
Говорил по этому поводу с представителями союзников, с членами Совета Министров, с заправилами ставки и с самим адмиралом; доказывал, что мы не в состоянии своими силами охранить порядок, восстановить закон, успокоить страну и дать ей возможность жить нормальной и здоровой жизнью, но на меня смотрят как на злую каркающую ворону и не хотят вдуматься в тот горький опыт, который дал нам недавно законченный год правительственной и военной деятельности...» (с) А. П. Будберг. Дневник белогвардейца.
Серьезнейшее логическое противоречие: с одной стороны, А. П. Будберг в красках описывал в дневнике о «творчестве» разнообразных интервентов.
С другой — он же предлагал своим «соратникам по белому делу» завезти в Россию ещё больше интервентов и отдать им полностью контроль над тылом.
В общем, Алексей Павлович, описывая «омскую эпопею», тем не менее сам был хорош и предлагал лишь усугубление ситуации.
Наблюдая реальную картину поведения в России «заморских гостей» (и даже бывших пленных из числа чехов и поляков) — хотел многократно умножить проблему...
Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!