Найти в Дзене
Виталий

Стали теперь служивые Каждому вышел срок

История так называемого «партизанского отряда Блинова», который действовал в марте-апреле 1943 года в лесах между станицами Крымской, Гостагаевской, Верхне-Баканской, Варениковской. Статья составлена на основе немецких документов отделов разведки и тайной полевой полиции группы 13 АОК17. Отряд был сформирован в начале марта 1943 года из бывших полицейских, ополченцев, пособников и военнопленных. Командир Блинов Г.Ф., бывший заведующий орготделом Крымского райсовета. Всего отряде было 50-70 бойцов, из них начальников полиции два, старост четыре, ополченцев и вспомогательных полицейских 14, местных жителей около 30, остальные бывщие военнопленные. 11 марта две группы ополченцев из 10 человек бегут из Аманата (4 км к западу от Нижне-Баканской) после убийства унтер-офицера и присоединяются к отряду. Также 11 марта, немцы, обеспокоенные оживлением партизанской деятельности, создают при группе Ветцель специальное подразделение "по борьбе с бандитизмом", руководителем которого назначае

История так называемого «партизанского отряда Блинова», который действовал в марте-апреле 1943 года в лесах между станицами Крымской, Гостагаевской, Верхне-Баканской, Варениковской.

Статья составлена на основе немецких документов отделов разведки и тайной полевой полиции группы 13 АОК17.

Отряд был сформирован в начале марта 1943 года из бывших полицейских, ополченцев, пособников и военнопленных. Командир Блинов Г.Ф., бывший заведующий орготделом Крымского райсовета. Всего отряде было 50-70 бойцов, из них начальников полиции два, старост четыре, ополченцев и вспомогательных полицейских 14, местных жителей около 30, остальные бывщие военнопленные.

11 марта две группы ополченцев из 10 человек бегут из Аманата (4 км к западу от Нижне-Баканской) после убийства унтер-офицера и присоединяются к отряду. Также 11 марта, немцы, обеспокоенные оживлением партизанской деятельности, создают при группе Ветцель специальное подразделение "по борьбе с бандитизмом", руководителем которого назначается комиссар GFP Вильке.

С 12 по 30 марта 1943 года рота 13./Verband 803 Sonderverband Brandenburg в составе отряда капитана Флахса направлена в группу для борьбы с партизанами.

17 марта отряд капитана Флахса сталкивается с большой группой партизан, которая количественно его превосходит. После интенсивной перестрелки противники расходятся в разные стороны.

25 марта немцы отмечают активизацию партизанской деятельности в различных местах на территории боевого участка группы Ветцель. В районе Лиссума отряд егерей охотников на партизан капитана Флахса столкнулся с крупным партизанским отрядом, бой шел в почти непроходимых зарослях. В перестрелке 3 партизана были убиты и 4 взяты в плен, в том числе 1 немецкий ефрейтор из 101-й егерской дивизии, бывший при них переводчиком. Румынская группа потеряла в перестрелке 1 офицера и 1 солдата.

27 марта рота 13./Verband 803 Sonderverband Brandenburg в ходе выполнения боевого задания вступила в бой с группой партизан, один партизан был застрелен и два взяты в плен, в том числе заместитель командира группы.

29 марта отряд Блинова в результате тщательно спланированной операции был окружен в 6 км северо-восточнее станицы Верхне-Баканской, в часовом ожесточенном бою потерял 14 убитыми, в том числе командира Блинова и 8 человек пленными. Остатки отряда обосновались в горно-лесистой местности северо-восточнее поселка Греко-Майский, в землянках разгромленного в 1942 году партизанского лагеря.

-2

В конце марта — начале апреля на эту группу партизан выходит лётчик из сбитого над Витязево А-20 лейтенант Лысенко Николай Порфирович и становится его новым командиром. Так же в начале апреля в отряд прибывает группа диверсантов испанцев из пятнадцати человек. Эта группа была высажена с катера в районе г. Сахарная Голова под Новороссийском и выполнив задание не смогла уйти обратно, на месте посадки в катер их ждала засада. Они долго блуждали по лесам и в конце концов получили по радио приказ идти на соединение с отрядом Блинова.

6 апреля, около 17-00, во время совещания командира отряда Лысенко Николая и командира группы испанцев Цыбулевского Бориса в п. Греко-Майский, дом окружает отряд егерей охотников на партизан капитана Йенеше. В результате боя убит Цыбулевский и семь испанцев, Николаю Лысенко и одному испанцу удалось скрыться.

Уже 7 апреля отряд Николая Лысенко был снова окружён. Но как-то странно, с трёх сторон, да и стрельба началась преждевременно, поэтому восьмерым партизанам удалось скрыться, кроме командира... который тяжело раненым захвачен карателями. При нем были найдены документы, личные записи и дневник.

После этого, несколько позже, с блуждающими по лесу обессиленными от голода оставшимися испанцами случается новая история: «... совершенно неожиданно, будто свалившись с неба, появился партизан верхом на лошади, ведя в поводу ещё лошадь. Он был из отряда Блинова и привёз два полных котелка мяса, картошку и чеснок. Ему поручили нас разыскать (интересно, кто поручил?..).
Содержимое котелков нужно было варить, но разжигать костёр в тех условиях было опасно. Партизан вызвался помочь нам.

- Не беспокойтесь, - сказал он. - Сейчас что-нибудь придумаем.
Он срезал две ветки в форме рогатины, воткнул их в землю и положил на них палку с подвешенными котелками. Прикрыв их плащ-палаткой, развёл небольшой костерок. Выставив часового мы все стали вокруг огня.
Но как говорится в пословице, «в доме бедняка радость коротка». Так случилось и с нашим варевом, за которое мы уже были готовы приняться. Раздался выстрел и одновременно кто-то крикнул по русски:
- Руки вверх!..
Это оказался противник, который шёл по нашему следу. Мы бросились бежать, преследуемые одиночными выстрелами. Пули впивались в стволы сосен. Зная, что немцы не дадут нам передохнуть, мы продолжали уходить петляя в течение часа».

Совершенно очевидно, что всё это время немцы знали и отслеживали передвижения группы испанцев.

-3

20 апреля 1943 года недалеко от поселка Гайдук в перестрелке с немцами убит командир диверсионной группы, координатор партизанского движения, двоим его спутникам удалось скрыться. Захвачены находившиеся при нем дневник, записки и документы, в том числе личные документы немецких солдат и добровольцев и список местных жителей, активно сотрудничающих с немцами. Его группа была высажена 29 марта, вероятно, севернее совхоза Абрау. Группа имела радиостанцию, через свою агентуру собирала сведения разведывательного характера, составляла списки предателей и пособников. Из сообщения Abt. Ic группы Ветцель можно понять, что, выполнив задание, группа вернулась на побережье, но в установленное время катер не пришел. В дальнейшем они поняли, что пробиться назад через линию фронта невозможно. В пути они встретил еще две группы людей, которые тщетно пытались пересечь немецкую линию между Новороссийском и Крымской и потеряли при этом 18 человек.

Они очень страдали от недостатка пищи и не ели 4 дня. Даже попытки обменять вещи на еду не увенчались успехом. Немцы так запугали местное население репрессиями и расстрелами заложников, что оно не шло на контакты с людьми из леса. К тому же, режим оккупации был ужесточён до предела, командирам немецких частей и органам местного управления было категорически запрещено выдавать пропуска на перемещения между станицами. Всех захваченных без пропусков расстреливали не разбираясь.

Настроение партизан со временем ухудшалось, они уже были очень истощены. Руководитель группы, со слов немцев, которые впоследствии перевели на немецкий обнаруженные документы, чувствовал себя как скот, бродящий по лесу.

-4

В один из дней встретили отряд бывших русских военнопленных. Военнопленные и лица, находившиеся на немецкой службе, а также бродячие солдаты из десантной роты, всего около 50 человек. Видимо, это были бойцы из бывшего отряда Блинова - Лысенко. Эти люди были вооружены в основном автоматами и с ними был даже пулемет M.G..

Руководитель диверсионной группы, фамилию которого немцы в сообщении, к сожалению, не приводят, взял на себя руководство отрядом из военнопленных и бывших пособников, он хотел переправить их назад, он считал это своей обязанностью, иначе эти люди, как он был уверен, умерли бы от голода.

Странный это был отряд, «отряд Блинова». За полтора месяца существования в нем были убиты три командира и это только то, что известно из сохранившихся разрозненных документов.

После войны вокруг этого партизанского отряда Блинова ходили разные слухи. Поговаривали, что часть отряда состояла из завербованных сотрудников немецких спецслужб, которые уничтожали наиболее активных его членов и примкнувшие разведгруппы парашютистов. Теперь доподлинно ничего уже не установишь, не осталось никаких документов.

История партизанского движения на Кубани хранит в себе много тайн и загадок. Она была несколько специфического характера: подавляющее количество партизанских отрядов находились в горах, в тылу наших войск. Их деятельность сводилась к посылу через линию фронта диверсионных и разведывательных групп. О эффективности их действий известно только из рапортов командиров в Южный штаб партизанского командования.

Не зря партизанские архивы до сих пор в своей массе не только не оцифрованы, но к ним вообще нет доступа людям со стороны.