Найти в Дзене

Вина, самобичевание, тревога. Как помочь себе?

Оглавление

Эта статья для тех, кто в любой непонятной ситуации с легкостью разворачивает агрессию на себя. Проваливается в чувства вины и стыда без видимых другим людям причин.

Пример

Девушке М. коллега на работе в достаточно грубой форме выказала недовольство тем, что М. засиживается за обедом пока горят дела. М. ответила, что обедает в положенное ей время... Но завершила обед чуть быстрее и пошла работать не попив чай. Внутри осталась еле ощутимая вина.

К вечеру, эта вина начала разрастаться и превратилась в мысли о том, что она действительно могла бы кушать быстрее и работать более эффективно. На работе начали появляться мысли, что ее могут уволить. А усталость после рабочего стала нарастать. Обеды перестали быть отдыхом.

Когда смотришь со стороны, не видно причин для такого реакции. Но у многих, в определенные моменты, (тут у каждого свои "триггерные места" срабатывает схожий стиль реагирования.

Человек теряет способность (а иногда просто не умеет) видеть ситуацию более полно: усталую коллегу, аврал в компании (которые не исправит недоеденный обед), разные цели компании и работников, и собственные возможности, потребности и цели.

Вместо этого, психика разворачивает атаку сама на себя и начинает вести оценку ситуации только по одному параметру "Если мной недовольны, то со мной что-то не в порядке! Надо срочно что-то делать!".

Бывает и противоположный спектр, когда чуть задетое чувство вины вызывает бурную защиту: "щит и меч, голова с плеч; а уж потом разбираться будем". Об этом механизме напишу в следующей статье.

Как формируется навык обвинять себя не разобравшись?

Когда у ребенка что-то не получается (получить внимание, испытать безопасность, поесть,  поиграть и тп), он испытывает стресс и фрустрацию.

Обычно дети плачут, злятся, обижаются и грустят. Пытаются выяснить, почему и "нет". И как бы сделать, чтобы "да". И постепенно формируют представление о мире, других людях и себе самих (что я могу).

А давайте представим, что ребенок не может получить что-то необходимое (например, внимание мамы) раз за разом. День за днём. И мама, к примеру, не объясняет почему на самом деле "нет". Или вообще вся семья называет его требовательным и эгоистичным. Или на его неудовлетворенность просто никто не обращает внимания, чувства игнорируют, желания обесценивают.

И осознать то, что это родители не справляются, опасно для ребенка. Ведь тогда он зависит от "плохих" людей. А даже если он это осознает, он не может без взрослого справиться с переживаниями, которые вызовет эта информация.

И чтобы понять контекст (например, в стране финансовый кризис или у родителей проблемы в отношениях) сам ребенок не может. Нечем пока такое понимать.Такое объясняют взрослые. Взрослый постепенно учит видеть картинку полностью и находить там свою ответственность, чужую и зоны неподвластные влиянию.

При отсутствии поддержки и реальной информации - напряжение копится и психика вынуждена его как-то обработать. И в какой-то момент ребенок приходит в простому заключению: ЕСЛИ Я НЕ МОГУ ПОЛУЧИТЬ ТО, ЧТО Я ХОЧУ -  ТО СО МНОЙ ЧТО-ТО НЕ ТАК.

И тогда, надо менять себя: становиться другим (отличником, послушным, удобным, лучшим), стараться больше других, притворяться, манипулировать, подстраиваться, убегать от себя в зависимости, не замечать свои границы и желания, ориентироваться на других или просто держаться от них подальше.

А еще надо избегать своих чувств и желаний. И вообще хотеть что-то - становится опасно, ведь есть большой риск узнать о себе что-то плохое. Да и потерять отношения можно, когда ты много хочешь.

С годами внутренний критик набирает обороты. Постоянное исправление себя и аутоагрессия уже называются "стежнем", "мотивацией", "коучем по жизни". Это дает свои результаты. Паттерн закрепляется.

Как помочь себе?

  1. Учиться заново рефлексировать реальность полностью. Снова собирать картинку целиком. Не только себя, но и:

- контекст ситуации (когда, где, в какой обстановке произошла ситуация),

- а также других участников (их мотивы, состояния, задачи, опыт).

Это важно, так как внутренний критик видит причиной всего только самого человека. Такой эгоцентризм специфический. Тут могут помочь психообразовательные статьи и ролики о том, почему люди делаю те или иные вещи (почему муж не хочет близости, почему начальница общается в грубой форме). Узнавать, как влияют на человека различные факторы (например, как влияет беременность на эмоциональное состояние женщины).

2. Работа с внутренним критиком (таблицы, работа с убеждениями, медитации, изучение темы, разговоры с ним, как с отдельной личностью и тп).

3. Наращивание умения замечать себя: свои потребности, цели, ценности, желания. Внимание к себе, забота.

4. Конечно, психотерапия, группы, практика. Новые нейронные пути появляются благодаря новому опыту, многократным повторениям и положительному подкреплению новых стратегий.

5. Сбор в моменте нескольких мнений. Поиск поддержки.

6. Проживание состояние разочарования, агрессии, отвержения, одиночества. Работа с этими чувствами, чтобы они больше не пугали. Пока страшно - вина и аутоагрессия всегда придут на помощь.

_______________________________________

Клинический психолог, ведущая групп

Матвеева Анна

Задать свой вопрос Вы можете тут или в TG: @Matveeva_Anna_pro