🎯 Целевая аудитория: студенты педагогических специальностей (бакалавриат 3 семестр, дисциплина «Педагогика школы»).
🎯 Цель занятия: сформировать у студентов систему знаний о методах педагогического исследования, их классификации и специфике применения в научно-педагогической деятельности. Развивать умения анализировать и применять различные методы на практике.
Вопросы для обсуждения:
- Что понимается под методами педагогического исследования и какова их роль в построении научного знания?
- Каковы основные уровни методологии и на каком из них преимущественно функционируют методы педагогики?
- По каким критериям классифицируются методы педагогического исследования и каковы характеристики основных групп методов (теоретических, эмпирических, математико-статистических)?
Практические задания
👥 ЧАСТЬ 1. Групповая работа (макс. 1 балл)
Задание 1.1. Презентация с докладом.
Подготовьте презентацию (5-7 слайдов) и краткий доклад (5-7 минут) по одной из предложенных тем. Используйте рекомендованную литературу, например пособие П.И. Образцова.
Список тем для презентаций:
1. Что такое метод в науке? (Опираясь на разделы 3.1 и 4.1 пособия Образцова П.И.)
- Ключевые аспекты: раскройте определение метода как способа достижения цели, решения конкретной задачи. Подчеркните разницу между методологией (учение о системе методов), методами (сами способы) и методикой (конкретная техника реализации метода). Объясните, что методы являются главным инструментом добывания новых знаний.
2. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
- Ключевые аспекты: Опишите каждый уровень:
- Философский: задает общее мировоззренческое направление (диалектика, герменевтика и др.).
- Общенаучный: методы, используемые в большинстве наук (анализ, синтез, эксперимент, наблюдение, системный подход).
- Конкретно-научный: методы, специфичные для педагогики (педагогический эксперимент, метод беседы, анализ ученических работ и т.д.).
- Технологический: конкретные методики и процедуры сбора и обработки данных (анкета, тест, бланк наблюдения).
- Сделайте вывод: методы педагогики функционируют на всех уровнях, но их ядро составляет конкретно-научный уровень.
3. Классификация методов педагогики (Опираясь на разделы 3.2, 3.3, 4, 5 пособия):
- Ключевые аспекты: Дайте характеристику каждой группе методов:
- Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, моделирование и др.). Их функция: работа с идеями, концепциями, создание теорий. Это мысленная деятельность по выявлению сущности процессов.
- Эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент, изучение продуктов деятельности и др.). Их функция: сбор и первичная обработка данных (фактических данных). Это практическая деятельность по изучению педагогической реальности.
- Методы математической и статистической обработки данных. Их функция: анализ количественных результатов, установление достоверности выводов (ранжирование, шкалирование, расчет средних значений, корреляционный анализ).
Задание 1.2. Просмотр видео-презентации и подготовка устного доклада.
После просмотра видео-презентаций о Григории Россолимо и Марии Монтессори ваша задача — провести расследование и выявить, как личный и профессиональный путь каждого ученого определил созданные ими педагогические методы.
Видео материал в помощь:
- Григорий Россолимо: гений неврологии - https://rutube.ru/video/55c7fb113d1a0aa1ab61ed8fb2f197cf/?r=plwd
- Мария Монтессори: Революция в обучении, которая изменила мир! - https://rutube.ru/video/1cff9997d930770e7e4820e0620e3aa2/?r=plwd
Примерный план доклада (по одному ученому на выбор группы):
- Краткая биографическая справка: основные вехи жизни.
- Профессиональный контекст: кем работал (врач, педагог, психолог), в какой сфере начинал деятельность.
- Ключевая проблема: с каким вызовом столкнулся ученый в своей практике? (Например, Монтессори — с обучением детей с ограниченными возможностями; Россолимо — с диагностикой психических отклонений).
- Созданный метод: краткое описание метода (Монтессори-педагогика, психологический профиль Россолимо).
- Связь «путь-метод»: как именно профессиональный опыт и личные убеждения ученого повлияли на формирование метода? (Например, медицинское образование Монтессори привело к сенсорному, «тактильному» подходу в обучении; неврологическая практика Россолимо — к разработке точных диагностических методик).
- Вывод: значение метода для современной педагогики и психологии.
Задание 1.3. Дополнительные доклады (по желанию).
Приведите пример деятельности знаменитых ученых-дидактов и их вклад в методы педагогики (одна персона по выбору студента). Примеры для вдохновения:
- Ян Амос Коменский: разработал классно-урочную систему обучения, что является фундаментальным методом организации учебного процесса.
- Константин Дмитриевич Ушинский: обосновал и внедрил в практику метод беседы (катехизической и сократической), разрабатывал методы обучения родному языку.
- Лев Семёнович Выготский: его культурно-историческая теория стала теоретическим методом для объяснения развития высших психических функций, а метод «двойной стимуляции» — эмпирическим инструментом для их исследования.
- Пётр Яковлевич Гальперин: создатель теории поэтапного формирования умственных действий, которая является и теоретической моделью, и практическим методом обучения.
👤 ЧАСТЬ 2. Индивидуальная работа (макс. 1 балл)
Задание: Проанализируйте любую научную статью из электронной библиотеки «КиберЛенинка» или «eLibrary» (близкую по теме вашей будущей курсовой работы) и выявите, какие теоретические и эмпирические методы использовали авторы.
Инструкция:
- Выберите статью по педагогической тематике, опубликованную в рецензируемом журнале за последние 5 лет.
- Внимательно прочитайте разделы статьи: «Методология и методы», «Организация исследования», «Ход эксперимента».
- Выпишите в таблицу или списком все упомянутые авторами методы и классифицируйте их.
Форма сдачи работы: предоставьте ответ в любом удобном для вас формате на выбор (отправьте ваше сообщение в чат конференции; сфотографируйте или отсканируйте запись в тетради и загрузите изображение в чат; создайте текстовый документ с таблицей).
Критерий оценки
Части 1 (Групповая работа): 1 балл начисляется всем участникам группы, если:
- Презентация и доклад представлены в срок.
- Раскрыта суть выбранной темы, информация точна и научно обоснована.
- Соблюден регламент выступления (5-7 минут).
- Все участники группы задействованы в презентации (доклад, ответы на вопросы, техническая поддержка).
Части 2 (Индивидуальная работа): 1 балл начисляется автоматически всем, кто сдал работу до дедлайна и корректно идентифицировал и классифицировал не менее 3-4 методов из научной статьи. Работы, присланные позднее или с неверной классификацией, оцениваются в 0 баллов.
Рекомендуемая литература:
- Загвязинский, В. И. Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 105 с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 400 с. ISBN 5-7695-2876-1.
- Образцов П. И. Методология, методы и методика педагогического исследования: Учебное пособие. – Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 2016. – 134 с. - https://pavelobraztsov.narod.ru/trud_obr/Uch_posobie_OGU_2016.pdf