Мототехника из Казахстана, можно сказать, заполонила российский рынок в 2025 году. На фоне общего снижения спроса на мототехнику, как и на многие другие потребительские товары, мотоциклы, скутеры, квадроциклы из Казахстана, по цене в среднем на 30% дешевле цен российских продавцов пришлись многим по вкусу. В первой половине 2025 года, можно сказать, происходил бум продаж мототехники из Казахстана, общий объем проданной техники можно оценить на уровне в 100 000 единиц. Во второй половине 2025 года спрос на эту технику существенно снизился, в том числе и потому, что сезон продаж подошел к концу, но также и по ряду других причин, о которых далее в этой публикации.
Что такое мототехника из Казахстана.
Это техника китайского производства, завезенная сначала в Казахстан, а затем из Казахстана в Россию, через физических лиц. Для чего это нужно ? Эта схема, в сравнении с прямым импортом товара из Китая в Россию, позволяет не уплачивать таможенные пошлины и НДС, и позволяет предложить более низкую цену, опять же, за наличный расчет или переводом на карту. В начале года многие российские предприниматели в сфере мототехники увидели в этом возможность быстро заработать, ведь фуру как бы 300 кубовых эндуро из Алма-Аты можно купить оптом за 850-900 долларов (70 тр) плюс бюджетная доставка в Россию на уровне 2 000 руб. за единицу мотоцикла при отгрузке фурой. Скутеры типа TANK, на колесах 12" - оптом 800 долларов из Алма-аты (65000 руб.). При этом "казахские" комплектации выглядят нарядно и богато на первый взгляд - у скутеров в комплект часто входит MP3 "магнитола", может быть кофр, шлем, перчатки. Можно купить казахскую технику и напрямую у казахских предпринимателей, например на Авито, и других российских маркетплейсах, цены в розницу могут быть даже ниже, чем при отправке от частника из России, оплата на карту в Казахстан, доставка транспортными компаниями, например КИТом.
В чем подвох.
В принципе, ни в чем, если вы решились попробовать. Покупка - дело эмоциональное, если человек клюнул на прелести казахской мототехники - низкую цену, богатую (но это не точно) комплектацию, то отговаривать его - дело неблагодарное и напрасное. Основная целевая группа - новички, которые покупают мототехнику в первый раз, и пока в ней особо не разбираются. На практике, цена в таком случае имеет решающее значение. Аналогичные примеры - если вы придете в обычный продуктовый магазин, Магнит или Пятерочку, не говоря уже про Чижик, Маяк, или Светофор, то увидите массу как-бы дешевых товаров - глазированные сырки по 10 руб, колбасу по 150 руб, пиво за 49 руб., колу за 20 руб., коньяк, виски за 300 руб, даже красную икру по 150 руб. То же самое касается электроники, одежды, обуви в сетевых магазинах. Можно купить кеды меньше чем за 1000 руб на Вайлдбериз или в Ашане, и на них даже будет написано New Balance, правда с ошибкой, или туалетную воду за 300 руб., которая выглядит почти как оригинал за 10 000 руб., если не присматриваться. Все эти товары кто-то покупает. Рассуждать о том, что это суррогаты, возможно вредные для здоровья, если дело касается продуктов - с точки зрения убеждения целевой группы их покупателей - дело бесполезное.
Плюсы казахской мототехники
- цена !
- богатая комплектация, но это только на первый взгляд. Двигатель эндуро, который именуется в характеристиках как 300 кубовый 177й, на самом деле в лучшем случае 230 кубов, очень низкого качества и произведен на неизвестной фабрике. Двигатели на скутерах, как и все остальное - тоже спорного происхождения и характеристик. МП3 магнитола в комплекте - аксессуар по сути бесполезный и тоже очень простого качества, шлем и перчатки - предметы экипировки, их всегда нужно покупать индивидуально, и лучше у специалистов, понимая для себя разницу между конструкциями и чем отличается сертифицированный шлем от неизвестного.
- распространенность, доступность По крайней, мере, в начале 2025 года. Российские предприниматели, даже те, кто никогда не занимался торговлей мототехникой, например, автосалоны, да и просто частные лица у которых есть гараж, увидели возможность быстро заработать и приобрели массу казахской техники для перепродажи. Эта техника появилась везде.
Минусы
- низкое качество. Казахские продавцы начали предлагать и более фирменную технику, такую как QJMOTOR, но это скорее исключение из правил. Китайские производители с именем не продают свою продукцию казахским перепродавцам, поскольку это означает по сути потерять своих действующих дистрибьюторов в России. Массовая мототехника из Казахстана - это продукция очень низкого качества, собранная из дешевых комплектующих на небольших фабриках.
- отсутствие легальных документов. Их и не может быть, иначе техника бы стоила также, как официально ввезенная в Россию, да и нужно было бы ее сертифицировать, а это процесс практически невозможный для этой техники, проще говоря, ее бы не было вообще. На мотоциклы - нет российских ЭПТС, их не поставить на учет. Нет таможенных документов - в случае скутеров, их ВИН-номер не пробивается ни по одной базе. Физическое лицо - владелец, еще может как то попробовать отговориться от ГИБДД при проверке, а продавец будет наказан при проверке оперативным отделом таможни или ОБЭП. Эти службы проводят проверки в магазинах на предмет поиска нелегально завезенной техники, но пока о серьезном закрытии этого потока речь не идет. Ведь дело касается не столько мототехники, сколько массы других потребительских товаров, которые попадают в страну таким же путем. Почему эта техника отгружается из Алма-Аты ? Она попадет туда автомобильным транспортом из китайского Урумчи по шоссе через пограничный китайский город Хоргос - зону свободной торговли с Казахстаном.
- структура продаж типа "барахолка". Предприниматели, которые успели прокачать крупные партии казахской техники в самом начале - хорошо заработали. Сейчас, во второй половине 2025 года, многие не могут избавиться от этой техники, высокая конкуренция, цены сильно упали. Конечные покупатели, кто купил мотоциклы по 150 тр в начале года, могут увидеть, что сейчас эти же модели стоят 100 тр, можно купить со скидкой даже дешевле.
- нет гарантии. Эта техника, конечно, продается без какой-либо гарантии. И для оптового покупателя, и для человека, покупающего для собственного использования.
- нет запчастей. Разобраться даже в моторах и взаимозаменяемости запчастей этих моторов, что касается казахской техники, весьма непросто.
- (не-) безопасность. Техника произведена на очень сомнительных производствах, при этом, например, эндуро - это очень серьезная по своей конструкции техника, в которой рама, мотор, подвеска, тормоза, резина, должны быть подобраны компетентными в производстве мотоциклов людьми. Если это не так - мотоцикл не безопасен.
- низкая остаточная стоимость. Можно провести параллели с китайскими автомобилями, можно купить "Тенет" или "Белджи", но потом продать будет сложно.
В целом, как говорят, на каждый товар есть свой покупатель. Для государства поток этой мототехники, как и других товаров, ввезенных без уплаты пошлин, НДС, без сертификации в России, с продажей через частных лиц также без уплаты каких-либо налогов - это, конечно плохо. Но для целевого покупателя есть альтернатива купить более дешевый товар, поэтому спрос на эту технику пока есть.