Найти в Дзене

Чем так хорошо продолжение постапокалиптической франшизы «28 лет спустя»? / 28 Years Later (2025)

Ждал ли кто-то от тандема Гарленда и Бойла что-то другое, чем то, что получилось? Если да, то добро пожаловать в мир, где ваши ожидания безжалостно рушатся и на вашем безжизненном тельце приплясывают под East Hastings, делая живыми участниками секты свидетелей big dick alpha club. Перезапуск франшизы (а точнее, её прямое продолжение) изначально выглядел не самым очевидным феноменом и ещё на уровне слухов разделил зрителей на два лагеря. После премьеры эта поляризация только укрепилась. Для одних это ненужный триквел, который не даёт принципиально нового по сравнению с первыми двумя частями. Для других — напротив, смелая работа, оживляющая жанр зомби-хоррора, застывший на месте уже два десятилетия. Суть фильма заключается не только в возвращении знакомого сеттинга, но и в переосмыслении жанра. Зомби здесь уже не бездумные ходячие мертвецы, а существа с зачатками разума: они объединяются в стаи, формируют иерархию, изменяют инстинктам. За прошедшие двадцать восемь лет изменилась не тольк

Ждал ли кто-то от тандема Гарленда и Бойла что-то другое, чем то, что получилось? Если да, то добро пожаловать в мир, где ваши ожидания безжалостно рушатся и на вашем безжизненном тельце приплясывают под East Hastings, делая живыми участниками секты свидетелей big dick alpha club.

28 Years Later (2025), реж. Дэнни Бойл
28 Years Later (2025), реж. Дэнни Бойл

Перезапуск франшизы (а точнее, её прямое продолжение) изначально выглядел не самым очевидным феноменом и ещё на уровне слухов разделил зрителей на два лагеря. После премьеры эта поляризация только укрепилась. Для одних это ненужный триквел, который не даёт принципиально нового по сравнению с первыми двумя частями. Для других — напротив, смелая работа, оживляющая жанр зомби-хоррора, застывший на месте уже два десятилетия.

Суть фильма заключается не только в возвращении знакомого сеттинга, но и в переосмыслении жанра. Зомби здесь уже не бездумные ходячие мертвецы, а существа с зачатками разума: они объединяются в стаи, формируют иерархию, изменяют инстинктам. За прошедшие двадцать восемь лет изменилась не только их внутренняя природа, но и мир вокруг. Эти изменения читаются и внутри вселенной, и за её пределами, отражая эволюцию жанровых клише и зрительских ожиданий. Большинство фильмов о зомби уже на зачатке истории не были просто фильмами о зомби, это всегда становилось более глубокой метафорой к разложению не тел на экране, а мозгов смотрящих на эти экраны. Бойл здесь заходит еще дальше, отодвигая эти каноны на задний план, выводя на передний более важные темы, откликающиеся в современном зрителе.

28 Years Later (2025), реж. Дэнни Бойл
28 Years Later (2025), реж. Дэнни Бойл

Это не могло не повлиять на технические аспекты кинопроизводства, и решение снять фильм на iPhone кажется риском, но в итоге оказывается оправданным художественным ходом. Визуальная форма, сочетающая новые технологии с привычной рваным монтажом Бойла, усиливает ощущение времени, которое словно остановилось. Более того, сама форма становится частью высказывания о стагнации современного мира и шатком положении Великобритании в глобальной системе постизоляционного периода.

Но важнее для меня кажется другой символ фильма, "Храм костей". Он становится не просто локацией, а самостоятельным действующим лицом, в котором разворачивается кульминация. Именно здесь звучит ключевая фраза memento mori, и с ней завершается трансформация Спайка: из ребёнка он превращается во взрослого, не столько принимающего собственные решения сколько понимающего и способного нести их последствия. Важно, что Бойл показывает взросление не как насильственный процесс (сцены охоты с отцом, где ребёнка вынуждают смотреть на смерть), а как постепенное течение жизни.

28 Years Later (2025), реж. Дэнни Бойл
28 Years Later (2025), реж. Дэнни Бойл

Привлекает внимание еще и то, что раскиданные по фильму темы не превращаются в кашу, а работают вместе. Так, например, через взросление героя проглядывает и социальный слой. Через хоррор Бойл и Гарленд рассуждают о современном состоянии общества, о коллективной травме, о поколении, которое вынуждено взрослеть в атмосфере неопределённости, одним из представителей этого поколения как раз является Спайк.

Особого внимания заслуживает звуковое оформление. Здесь ощущается рука Гарленда: именно саунд-дизайн делает хоррор-составляющую глубже и пугающе реальнее. Шумы, отголоски, музыкальные акценты усиливают тревогу, создавая атмосферу, которая работает на ура. Многое из этого поддерживает и динамику фильма, за которой совершенно не чувствуется почти двухчасовой хронометраж. Финал при этом оставляет ощущение скорее пролога к следующей части, чем завершённой истории. Но знание о грядущем сиквеле превращает этот приём из недостатка в преимущество.

28 Years Later (2025), реж. Дэнни Бойл
28 Years Later (2025), реж. Дэнни Бойл

Фильм далеко не идеален, он не лишён условностей и нарочитых драматургических приёмов. Но перед нами все-таки все еще зомби-хоррор в сеттинге мира после катастрофы, который не обязан подчиняться нашим привычным законам драматургии. И если отбросить избыточные ожидания и привычку искать в хорроре только чистый жанр, "28 лет спустя" раскрывается как смелое и выразительное высказывание. Это проект, который не только продолжает легендарную франшизу, но и открывает для неё новые горизонты, объединяя жанровое зрелище с философской и символической глубиной.

Автор текста: Юра (t.me/thiswewatch)