Ещё в начале лета 2025 года мы стали думать, где сможем отснять, так сказать, на натуре, накопившиеся за холодный сезон идеи. Частично или полностью мы собрали одежду, предметы и косметику для 4-5 новых съёмок, и нужно было выехать в такое место, где поблизости и при минимальных затратах были бы доступны разнообразные нетривиальные локации.
В наших поездках мы придерживаемся концепции, выработанной в прошлом году в Санкт-Петербурге: создаём образ, соответствующий месту, и через героя, его реакции и взаимодействие с окружением, рассказываем о посещаемых локациях. Если коротко, мы рассказываем о путешествии через портретную фотографию. Такой подход позволяет нам уйти от типовой съёмки достопримечательностей и помогает сохранить в фотографиях именно наш индивидуальный опыт, наше личное приключение.
Не в последнюю очередь благодаря понятной и недорогой логистике, близкому расстоянию и простоте размещения, наиболее подходящим местом оказалась ВДНХ в Москве.
Как мы подбирали вещи для поездки?
Мы решили, что не очень рационально возить два комплекта одежды: один предельно удобный, а второй – специально для фотосъёмок. Поэтому мы пользовались принципом совмещения функциональности и эстетичности. Например, можно купить современную флисовую кофту для холодных вечеров, но ей на замену мы взяли перуанское пончо из шерсти альпаки.
Такое пончо с этническим узором добавляет в кадр мотивы далёких путешествий, заставляет мозг зрителя выстраивать новые связи, выходящие за рамки обыденной констатации того, что попало в кадр. По тому же принципу мы подобрали: лётный комбинезон, широкополую шляпу, холщовое платье, арафатки разных цветов, замшевые ботинки с высоким берцем, удобные голубые туфли на невысоком каблучке, плащ с фантазийными рукавами. Специально для поездки была сшита юбка-солнце из красного льна и кофта с рукавами-буфами к ней. Также, в качестве интересных акцентов, мы купили лётный шлем ЗШ-3, классические очки Ray-Ban Aviator, кожаные перчатки для верховой езды, холщовый рюкзак National Geographic, а из собственных закромов была изъята офицерская полевая сумка.
Учитывая доступные на ВДНХ места, в качестве отправных точек мы сформировали три образа:
Первый – условно назвали «Индиана Джонс»: широкополая шляпа, холщовое платье, ботинки, плащ или пончо.
Второй – «Из 50-х»: красная льняная пара, голубые туфли, опять же плащ, солнцезащитные очки.
Третий – «Космический»: лётный комбинезон, ботинки, очки или шлем.
Кроме того, в зависимости от погоды некоторые вещи из разных образов мы стали комбинировать.
В Москве
В день приезда, разместившись в отеле поблизости, мы отправились на предварительный осмотр территории ВДНХ. Именно этот район столицы был выбран потому, что все планируемые к посещению места были в шаговой доступности, да и сами маршруты до этих мест пролегали по подходящему для съёмок ландшафту, а не через унылую типовую застройку. Таким образом, мы ежедневно без потери времени в городском транспорте могли максимально наслаждаться пребыванием в интересном нам окружении. Для подобных целей подходят и некоторые другие районы Москвы, чаще – в Центральном административном округе, но гостиницы в центре оказались примерно в полтора раза дороже аналогичных в окрестностях ВДНХ.
Вечер приезда подарил нам чудесный закат, когда солнце, отражаясь от монумента Покорителям космоса, бросало тёплые рефлексы на героиню. Было довольно прохладно, поэтому мы воспользовались для обзорной прогулки перуанским пончо.
Пока мы прогуливались вглубь территории, солнце зашло за горизонт и в качестве источников света мы стали использовать электрическую иллюминацию, разбросанную по достопримечательностям.
Этим вечером наш интерес привлёк богато украшенный орнаментами и мозаиками павильон «Узбекистан»: его массивные колонны и двери в сочетании с нашим пончо и рюкзаком навевали дух исследований древних цивилизаций. Если бы мы снимали видео, испортить атмосферу могла бы, пожалуй, дегенератская кислотная попса, бесстыдно орущая из одной из расположившихся поблизости, якобы престижных жрален, которых на ВДНХ расплодилось больше, чем основных павильонов с познавательными экспозициями. Но нет худа без добра: подпившие в модной у местных обывателей жральне дамочки с накаченными по их убогой моде губами, желая, видимо, прослыть «небыдлом», громко обсуждали цветущие по всей выставке гортензии, которыми мы и не преминули воспользоваться.
Выбранный нами отель, несмотря на высокие баллы Яндекса, на деле показался нам филиалом «Санатория Сатаны»: добротное сталинское здание с толстыми стенами и высокими потолками, по всей видимости, ещё в 90-е обляпали дешёвым «евроремонтом» и с тех пор ничего не трогали, поэтому стены, двери, ковролин, стеклопакеты и мебель выглядели заметно изношенными. Вентилятор и фен в номере трогать было страшновато, в таком состоянии пребывали эти электроприборы. Кондиционера не было, но вместо него была вонь тлеющей проводки. Последнее предположение подтвердилось во вторую же ночь, когда мы проснулись от заметного задымления и звуков работы пожарной команды под окнами. Как удалось выяснить, что-то горело в подвале, а дым проникал в номера. Нас и ещё пару человек переселили в другое крыло. Что было с теми, кого задымление не разбудило, доподлинно неизвестно, но эвакуировать жильцов никто и не думал. И хоть персонал в отеле работал хорошо: в номерах убирали, полотенца и бельё меняли, реагировали на запросы оперативно, - я бы не советовал все эти «колосы» и «компасы» на Ярославской улице.
Но вернёмся в день, предшествовавший пожару. Как и во все другие, стали мы рано, чтобы собрать образ, успеть позавтракать в близлежащей столовой и опередить толпы туристов на ВДНХ. День запланировали «космический»: в плане был «Буран» и павильон №34 «Космонавтика и авиация».
В космическую эстетику 50-60 гг. оказались вписаны и новые аттракционы ВДНХ с канатной дорогой. Но нам они показались не такими интересными, ведь они не идут ни в какое сравнение с реальными артефактами героической эпохи покорения космоса.
«Буран» на ВДНХ, насколько удалось выяснить, - это один из макетов советского многоразового космического корабля. Вопреки буржуазной пропаганде, в СССР проводились многочисленные пуски и испытания без живых космонавтов, прежде чем запустить человека куда-то. Отсюда и обилие макетов, на которых испытывали различные ситуации. «Буран» стал лебединой песней советской космонавтики, и история с его разрушением – иллюстрация того, насколько советские титаны превосходили нынешних пигмеев, пирующих на останках достижений прошлых поколений. Только вдумайтесь: уникальный космолёт ещё в 1988 году вышел на околоземную орбиту, совершил два оборота и с минимальными отклонениями приземлился. Сам. Без участия людей. Полностью в автоматическом режиме. Самостоятельно принимая решения. А сейчас люди используют огромные вычислительные мощности современных устройств… чтобы генерировать идиотские картинки. Действующий «Буран» в 2002 году похоронили под завалами обрушившейся крыши ангара, в котором его прятали, видимо, не зная, что делать с наследием великих предков. Наверное, уничтожая космолёты, экранопланы, авианесущие крейсера, уникальные самолёты, дамбы, заводы и другие советские достижения, современные «эффективные манагеры» избавляются от зримых напоминаний об их собственной ничтожности и неспособности к настоящему творчеству.
Подобные мысли усугубились в грандиозном павильоне №34. Это здание – настоящий готический собор с центральными нефами, подобиями колоколен и грандиозным куполом над алтарной частью. Но прославляет этот собор не странные фантазии о невидимых друзьях, а человеческий труд и человеческий разум. Кому-то может показаться странным размещение космической экспозиции в павильоне, который изначально был посвящён механизации сельского хозяйства. Но для советского человека это – звенья одной цепи: революция, электрификация и ликвидация безграмотности, коллективизация и индустриализация, создание ядерного щита и, наконец, покорение космоса. Как было сказано в музее «Бурана», более 2 миллионов человек трудилось непосредственно над тем, чтобы его запуск стал возможным. Расширив эту мысль, можно сказать, что без вклада в том числе и огромного количества сельских тружеников, не было бы советской космической программы. Вот, что бывает, когда средства от общего труда идут на общественно полезные дела, а не на эскортниц, яхты, дворцы и прочие непотребства. И всё же экспозиция более, чем достойная, если бы ещё не вопли детей, которых здесь развлекают, как могут: это, вообще, бич ВДНХ – из него, похоже лепят что-то вроде Диснейленда. Во время нашего посещения как раз кого-то из детишек хэппибёздили в специально отведённом для этого месте - между ракетными двигателями и макетами орбитальных станций. А на всё это из-под купола взирал со своей доброй, открытой улыбкой Юрий Гагарин. Мы же воспользовались заливающим пространство светом от огромных окон в стенах и потолке, чтобы сделать наши снимки в антураже космической техники.
Выйдя из павильона, мы сделали несколько снимков напротив уличных экспонатов, посвящённых авиации и космосу, которых, кстати, стало больше с 2021 года. Обедали мы, в основном, в столовых. Их в окрестностях несколько, но нам особенно понравилась ретро-эстетикой и сочетанием цены-качества «Катюша». Эта столовая размещается при одноимённом отеле, но в нём арендовать номер нам не удалось: накануне поездки отель исчез из выдачи Яндекса, а на несколько звонков никто в отеле не ответил, поэтому мы решили, что он не работает. На деле оказалось, что это не так, но лошадей на переправе не меняют, а Яндекс уже не в первый раз попадается на подтасовке выдачи. После ночного происшествия мы попали в более приятный номер: хоть его окна и выходили на проезжую часть, но дышать в нём было гораздо легче.
На утро мы запланировали съёмку в Музее космонавтики, чтобы существенно не перерабатывать образ прошлого дня: мы лишь немного изменили причёску и макияж сделали более нейтральный.
Экспозиция в Музее космонавтики ощущалась будто бы более настоящей, чем экспозиция в павильоне №34. Но свет был доступен только искусственный, им мы и пользовались, ловя его между проекторами или софитами и экспонатами. Здесь меньше современных «интерактивностей» и аттракционов. Приятно порадовали и более честные описания экспонатов: авторы текстов не стремились всюду подменять СССР Россией, как это часто было в павильоне №34, в котором доходило до откровенного идиотизма, например, было сказано о юбилеях каких-то акционерных обществ, которые якобы были организованы ещё при товарище Сталине. Ну-ну, я бы посмотрел на этих акционеров в каком-нибудь 1937-м. Надеюсь, подобная возможность представится ещё при моей жизни.
Но без некоторых недомолвок не обошлось и в Музее космонавтики. Нас, например, впечатлил макет колоссального советского научно-исследовательского морского судна «Космонавт Юрий Гагарин». У СССР был флот минимум из 11 подобных кораблей, необходимых для связи с космическими аппаратами. Но история этого корабля в музее обрывается 1970-ми годами. Поэтому мы решили выяснить, куда же делся этот уникальный флот. И что бы вы думали? Как «эффективные манагеры» распорядились плодами усилий огромной страны? В 1996 году судно «Космонавт Юрий Гагарин» было продано на металлолом австрийской фирме «Зюйд Меркур» по цене 170 долларов за тонну. Подобная судьба постигла и почти все остальные корабли. Лишь одно судно – «Космонавт Виктор Пацаев» - теперь можно увидеть в Калининграде, превращённым в музей.
Чтобы немного отвлечься от космических впечатлений, после обеда мы собрали лёгкий прогулочный образ из зелёного холщового платья, удобных ботинок и рюкзака и отправились в окрестности Электрозавода. Там, в одном широко известном в узких кругах магазине фототехники, мы повстречали одного из наших любимейших блогеров – Евгения Баженова. Находясь на расстоянии от Москвы, в которой я родился, я обычно её критикую, но попадая в столицу, не могу перестать её хвалить. Вот и здесь отличный пример: если Вы что-то делаете в Москве, то у Вас есть возможность делать это на международном или хотя бы всероссийском уровне. А если встречаете людей, то часто - широко известных.
Так как по вечерам столовые закрыты, ужинали мы обыкновенно роллами с мясом или креветками из заведения быстрого питания, запивая их молочными коктейлями или кефиром из ближайшего продуктового. Бывая в Москве, не могу не отметить отличия столичного хлеба от того, который пекут для продуктовых магазинов в Черноземье. Обязательно попробуйте в Москве бородинский хлеб: самый вкусный тот, который продаётся в маленьких, плотных, ненарезанных буханочках. Именно его мы брали к чаю в номер.
Проведя первую половину следующего дня в хозяйственных заботах, мы дополнили образ с зелёным платьем шляпой и снова отправились на ВДНХ ближе к вечеру. На территории выступали коллективы с живой музыкой. Нам даже довелось уловить что-то вроде металкора, под который бойко приплясывали женщины пенсионного возраста. В Москве такое не удивляет. В этот вечер мы прогулялись по Мичуринскому саду, заглянули в зелёный лабиринт и, снова используя электрическую подсветку достопримечательностей, сделали несколько снимков после заката - на обратном пути.
К четвёртому ужину мы наконец-то решились отведать суп с говядиной в местном вьетнамском ресторанчике. Помимо тонко нарезанного мяса без жира, в литровой чаше была лапша и свежая зелень, помещённая в кипяток, но не сваренная в нём. Суп был достаточно вкусным, но признаюсь, что хороший лагман, особенно – из баранины, я бы ему предпочёл.
Ближайшие несколько дней обещали стать прохладными, а специально сшитая для поездки пара из красного льна так и не была отснята. Поэтому в пятый день мы решили это исправить. Образ дополняли классические очки Aviator, полевая сумка, голубые туфли и на всякий случай захваченный с собой плащ. Мы пришли на ВДНХ рано утром, когда большая часть Москвы, должно быть, готовилась к торжественным линейкам. Это дало нам время насладиться этим невероятным местом, практически полностью очищенным от толп народа. В съёмке мы использовали накамерную вспышку «в лоб», чтобы создать эффект «светской хроники» - работы в стиле пресловутых «папарацци».
Знаете, лет 10-15 назад, ВДНХ ещё не была настолько тронута руками барыг. Да, многие павильоны стояли пустыми, что-то требовало реставрации, но в этом месте ощущалось нечто настоящее, фундаментальное. А теперь всё больше и больше бутафории заполняет выставку. Через каждые 5-10 метров стоят ларьки, торгующие жратвой из супермаркета - в 5 раз дороже. Неужели, даже если хочется продавать еду и напитки, нельзя придумать что-то оригинальное. Поставили бы автоматы с газировкой и гранёными стаканами, например, аппараты для мороженного, которое готовится при вас, и т.п. Некогда зелёные пространства выставки сейчас заполняют уродливые рестораны и павильоны, похожие на банковские здания. Неужели так трудно придерживаться стиля этого места? Да и зачем что-то городить новое, если и сегодня часть помещений пустует?
Когда мы дошли до Ильича, со всех сторон начали валить толпы. И мы направились к «Рабочему и колхознице». Там было несколько посвободнее: в павильоне под скульптурной группой в тот день не проводилось никаких лекций, и мы вдоволь погуляли вокруг.
Вечером мы успели ещё посетить выставку, посвящённую «Звёздным войнам», она хорошо сочеталась с нашим «космическим» образом. Там тоже пришлось пользоваться светом, предназначенным для экспонатов. Эта экспозиция разочаровала. Нет, мы не ждали от неё ничего выдающегося, особенно - на фоне реальных достижений советской космонавтики, но то, что мы увидели, оказалось максимально дешёвой бутафорией. Создатели выставки не старались. Не старались совсем. Всё это оказалось каким-то папье-маше из детсада - по качеству исполнения. Один пример: там были световые мечи. Но создатели выставки, похоже, закупили самые дешёвые из возможных. Я когда-то озадачился этим вопросом и в пределах 3-4 тысяч купил моим детям меч с металлической рукояткой, яркими диодами по всей длине, которые давали ровный и заметный свет даже днём в солнечную погоду. Мой меч был со встроенной звуковой картой, которая реагировала на включение-выключение, вращения и удары соответственно. Но в павильоне «Звёздных войн» лежала пустая пластиковая трубочка, надетая на жалкую тонкую рукоятку с одним слабеньким диодиком, который перебивался даже слабым освещением экспозиции. Спасибо хотя бы на том, что рукоятка была из металла. И это лишь один пример, а там было такое всё. Спасала только максимально открытая диафрагма объектива, позволяющая удерживать всё это убожество в расфокусе.
Шестой день принёс нам заметное похолодание, а отправиться мы планировали на прогулку в прилегающий к ВДНХ Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина. Поэтому мы вернулись к более удобному для дальних прогулок зелёному платью с ботинками, дополнив его плащом и шляпой. Наш путь снова пролегал через монумент Покорителям космоса и, поймав себя на мысли, что подобные нашей шляпы любил носить Сергей Павлович Королёв, мы задержались там для съёмки.
По территории ВДНХ ездит бесплатная маршрутка, которой в этот раз мы и воспользовались. Ботанический сад – это сплошное зелёное великолепие: густые заросли стоят высокой стеной, а группы растений сменяются на всём маршруте. Здания в саду обветшалые, но, как мы любим, выглядят аутентично, без современной бутафории. Если у вас есть лишние 2500 рублей, то можете устроить фотосъёмку в огромной оранжерее или в японском саду. Так как мы не планировали смены образов, работы с несколькими моделями, гаферами, визажистами и стилистами, то посчитали для себя эту сумму избыточной. А администрация установила одинаковую оплату что для съёмочных команд с оборудованием, что для пары человек с небольшой камерой. Тем более, что вокруг было много чего не менее интересного бесплатно.
На обратном пути мы заглянули в Музей кино, расположившийся в павильоне №36. Этаж, посвящённый Сергею Михайловичу Эйзенштейну, наглядно демонстрировал превосходство титанов авангарда над всеми этими Михалковыми и Германами, вышедшими из застойного кино. Тягостное впечатление оставил зал, названный «Дворянское гнездо»: он посвящён всем этим позднесоветским экранизациям русской классики 19 века, в которых смакуется помещичья жизнь. Как верно было подмечено в одном из описаний экспозиции, позднесоветские режиссёры в своих картинах часто вступали в заочную полемику с писателями 19 века, пересматривая их выводы и оценки. То есть, там, где прогрессивный писатель 19 века видел тюрьму народов, каторгу для 90-процентов бесправного населения империи, отупение элит и полицейщину, позднесоветский холуй находил благодатную почву для фантазий о собственном безбедном и блестящем существовании. Посмотрите вокруг: вся эта антисоветски настроенная творческая интеллигенция смогла сделать свои мечты былью. Теперь у них дворцы, усадьбы и банкеты, а у нас кредиты, нищета и бесправие, - всё по заветам Российской империи. А венчает выставку отдельный зал, посвящённый экранизации «Трудно быть богом» от Алексея Германа. Вот, к чему вели нас все эти творцы, споря с классикой: от мировых шедевров Эйзенштейна к 3 часам фекалий с экрана, снятых за 7 млн долларов.
К вечеру стало ещё холоднее, поэтому мы вернулись к самому тёплому комплекту одежды: лётному комбинезону, дополненному шерстяным пончо. В таком виде мы направились в Музей транспорта Москвы. Здесь перед нашим взором развернулась история дизайна транспортных средств: автомобилей, автобусов, поездов, катеров и др. История дизайна, которого, как утверждалось в отдельных текстах экспозиции, в СССР не было.
Музей транспорта Москвы – очередное, внешне красивое, но внутренне противоречивое место. Так бывает, когда вопреки представленным фактам авторы выставки неуклюже пытаются выполнить идеологическую задачу правящего класса, то есть – обесценить советские достижения. Поэтому в Музее транспорта Москвы один стенд повествовал о том, что в 1932 году все учебные заведения дизайнеров были закрыты, а дизайн в СССР был запрещён, другой стенд рассказывал, что первые разрешённые дизайнеры появились только в 1954 году, внезапно - сразу после смерти Сталина. Но тут же, буквально между этими стендами, была информация о работе советских дизайнеров над созданием вооружения и военной техники во время Великой Отечественной, о целых дизайн-бюро, которые спокойно получали и выполняли заказы и в 1930-е, и в 1940-е гг., о людях, которые в 1941 году защищали дипломные работы в области дизайна, а уже в 1946 году брались за дизайн послевоенного гражданского транспорта. Это, если честно, похоже на тексты, написанные шизофрениками. Или просто надёрганные из разных источников – без согласования между собой.
Информацию о многочисленных победах, медалях, дипломах и гран-при советского дизайна на международных выставках в развитых капиталистических странах пытаются обесценить оценочными рассуждениями о том, как были поражены некие советские граждане, увидев американские товары на выставке в Сокольниках 1959 года. А в финале показаны работы современных российских дизайнеров транспорта, которые при этом не были реализованы. Интересно, а по какому принципу их тогда отобрали? По принципу «Серёжа – молодец, Серёжа – мой сынок»? В концептуальной части эти макеты серьёзно уступают тем концептам, которые на закате существования СССР успели создать ещё советские инженеры и дизайнеры. В 1988 году советские автомобилестроители получили задание придумать автомобиль 2000 года. Чем это закончилось? Советские проекты 1988 года во многом предопределили то, как выглядит автомобилестроение сегодня, даже многие инженерные решения, используемые в Tesla, как оказалось, были придуманы ещё тогда. И речь не о том, что не было аналогичных инженеров и дизайнеров в других странах, а о том, что советская школа была в числе передовых, в отличие от дня сегодняшнего.
Cовременные «достижения» российского автомобилестроения мы увидели в следующий, последний, день нашего пребывания в Москве. В Музее Гаража особого назначения ФСО огромная часть экспозиции отдана под Аурус с сопровождающими его автомобилями Mercedes, Volkswagen и мотоциклами BMW. По автомобилям и кортежам первых лиц видно, как позднесоветское руководство становилось всё закрытии и закрытии от народных масс, как оно, путём прямых запретов и создания эксклюзивной техники для личных нужд, всё больше и больше превращалось в того дракона, которого повергла советская власть в 1917 году. Но даже позднесоветские лидеры ездили в кортежах, полностью созданных в СССР, а с начала 1990-х в кортежах превалировала уже, в основном, немецкая техника. Это символично для страны, в которой именно «господа» на немецкой технике уничтожили более 20 млн людей с 1941 по 1945 год. Но теперь у российских буржуев и их управленцев есть «Аурус». Вот только сути это не меняет, пока страна поделена на тех, кому доступны «Аурусы», и тех, кто может позволить себе только «Гранту». В этом музее довольно темно, но подсветка автомобилей и некоторых витрин с экспонатами создаёт интересные эффекты при портретной съёмке.
Почему мы выбрали в этот раз Москву?
В этом году были также варианты поездок и с Териберкой, и с Белым морем, и с озером Баскунчак, и с Кавказом, но с этими, без сомнения, интересными местами возникли некоторые препятствия. Не везде на связь охотно выходила принимающая сторона, то есть не было полной ясности – что будет ждать нас на месте и сможем ли мы там реализовать задуманные съёмки в нужном нам объёме. К тому же для путешествий в отдалении от цивилизации необходимо чуть больше специального снаряжения, чем было у нас на момент планирования. Эту проблему на будущее мы решили, докупив вместительные и удобные рюкзаки моей любимой Tatonka, специальную посуду и горелку для приготовления пищи, пуховый спальник и прочую мелочь.
Про рюкзаки могу дополнительно сказать, что покупка 100-литрового Lago стала для меня решением не только проблемы туристических выходов, но и выездов на съёмки вообще. Я долго искал подходящий рюкзак для путешествий, в котором можно безопасно и удобно перевозить большое количество фототехники. И ни один из модных сегодня Shimoda, F-stop, ThinkTank и др. не решал этой задачи, потому что был элементарно мал. Даже самые большие из фото-рюкзаков не вмещают всех моих личных вещей для поездок, а мне нужно нести ещё и часть снаряжения более слабых участников поездки, и такие общие вещи, как, например, палатка и горелка, кроме того – довольно крупные стойку, штатив и модификатор. Но прочные защитные вставки из фото-рюкзаков натолкнули на мысли, что можно также точно носить технику в этих вставках, помещая их в любые другие рюкзаки: с более удобным поясом, лучшей эргономикой, большей вместительности. Lago я выбрал благодаря тому, что в его внутренний объём поместилась 260-сантиметровая стойка в сложенном виде. То есть, в следующий раз, когда даже в городе нужно будет везти на съёмку несколько стоек, модификаторы, источники света и прочую технику, я смогу это всё сложить не в несколько отрывающих руки кофров или сумок, а в один эргономичный рюкзак с правильным распределением веса.
Ещё одним неприятным открытием стало то, что все необходимые вещи не только для похода, но и для постановочных съёмок в путешествии, переносить вдвоём, мягко говоря, непросто: элементарно заканчиваются спины и руки для размещения всего необходимого. Возникли мысли о дополнительных ассистентах, но это – вопросы будущих поездок.
Последний гвоздь в идею поездки куда-то, кроме Москвы, этим летом вбила убогая в провинции система аренды автомобилей. Это в Москве или в Санкт-Петербурге можно просто открыть какой-нибудь Яндекс-драйв, Белку-кар или что-то ещё подобное и заказать там на несколько часов, на неделю, на месяц нужный автомобиль по приемлемой цене. А в провинции все эти М4, Букингкары и прочие Автоаренды-36 смогли предложить либо неоправданно дорогую китайскую погремушку с ненужными нам электронными функциями, либо уставший Рено Дустер без кондиционера… Летом… Без кондиционера… В добавок, условия аренды такие, будто местные конторы делают арендатору большое одолжение. Как бы то ни было, было решено тащить всё на себе и добираться общественным транспортом. А в плане транспортной доступности Москва для нас - вне конкуренции.
В этот раз добирались мы «Баблакаром»: повезло найти подходящую по времени поездку. Чтобы не создавать неудобств избытком перевозимых вещей, на двоих мы оплатили три места. Ехали в новеньком Mitsubishi Pajero с приятным водителем по имени Андрей, который, к тому же оказался фотографом, правда – школьным. Поездка обошлась нам около 5 тысяч рублей за три места, что сопоставимо с двумя сидячими местами в вагоне поезда. Недостаток таких поездок – невозможность заранее и точно их прогнозировать. А несомненное достоинство – возможность общения с новыми, часто – интересными, людьми, с которыми в обычной ситуации жизнь вряд ли бы вас свела. Назад добирались как раз поездом – в сидячем вагоне.
На будущее – мы решили, что для регулярных поездок со съёмками, учитывая новые цены на железнодорожные и авиационные перевозки, всё-таки собственный автомобиль – не такая бессмысленная идея. Дело в том, что, когда в 2022 году всякие Лады и Сунь-Гуй-В-Чаи перевалили отметку в 2 миллиона рублей, на идее владения автомобилем мы поставил для себя крест. Не на поездках, заметьте, а именно на владении. Но, изучив рынок, мы пришли к выводу, что если выезжать куда-то чаще раза в два месяца, то собственный автомобиль может быть выгоднее аренды или общественного транспорта. Более того, достаточно харизматичный автомобиль может стать ещё одним персонажем съёмок. По крайней мере – частью так называемого сет-дизайна.
Задача поиска была сформулирована следующим образом: лёгкий, динамичный, но не прожорливый, автомобиль для комфортной перевозки 2-3 человек с вещами на большие расстояния, который, кроме прочего, будет отлично смотреться в кадре. И в ценовом диапазоне до 1 миллиона рублей мы нашли только одну достойную внимания марку – это Mini. Не Mercedes, не BMW, не Audi. Все эти марки выглядят жлобски-претенциозно, как мещанин во дворянстве. А Mini – живая классика, которая одним своим внешним видом, как и антуражные вещи, может создать настроение съёмки, рассказать историю в кадре. Помните: пончо вместо флисовой кофты? Здесь принцип тот же. Как и в любую не новую машину, в Mini придётся вкладывать время и средства. Но если вложения в какой-нибудь Ford Focus, Opel Astra или Kia Ceed – это вложения в автомобиль, который с каждым годом всё приближается и приближается к отправке на свалку, потому что интерес к нему падает, а поломок становится больше, то вложения в Mini – это вложения в автомобиль, который со временем может приобрести коллекционный интерес. При этом Mini даёт современный уровень комфорта и уникальное в данном ценовом сегменте удовольствие от вождения. В общем, ещё одним доводом за поездку в Москву стал осмотр богато представленных в столице автомобилей Mini.
В качестве итога, добавлю, что поездка в Москву из Черноземья на неделю обошлась нам почти в ту же сумму, что и аналогичная поездка в Санкт-Петербург в прошлом году. Поэтому доступность Москвы может оказаться мнимой, хоть она и ближе к Черноземью. Ощущения от посещения ВДНХ оказались противоречивыми. Я люблю это место, я часто прогуливался там, работая в Москве. Но приехав в качестве туриста, я стал замечать, что с каждым годом ВДНХ будто бы теряет свою индивидуальность, вместо этого становясь очередной площадкой для идиотских аттракционов.
Но, может, я просто постарел.