Читаю "Бронепароходы", роман Алексея Иванова. Споткнулся о красночное описание открытия Троцким памятника Иуде в Свияжске. Встречал об этом упоминание как о мифе, но надо было самостоятельно разобраться.
Пораскручивал эту историю. Маленькое исследование дает представление о том, что исторические мифы - это такой испорченный телефон. История, пересказанная десяток раз на разный лад, обрастает новыми красочными подробностями.
Хронология, кажется, такая:
25 июня 1919 года в «Известиях Петроградского Совета» опубликована заметка «Крестовый поход против рабочих и крестьян» с цитатами из белых газет. В частности, там была приведена цитата из газеты «Великая Россия» (Восточно русского культурно-просветительского общества. Уфа): «"Памятник Иуде Искариотскому". Омск, 5 мая. По словам Советских газет исполком тамбовского Совета постановил поставить в Тамбове памятник "Иуде Искариотскому". Понятно, что в Уфе или Омске представление о том, что происходит в Тамбое было очень смутным.
В середине июля 1919 года в Британских газетах появилось сообщение со ссылкой на агентство Reuters из Стокгольма от 18 июля 1919 года о том, что, по сообщению из Петрограда, Совет города Тамбова поставил памятник Иуде, чтобы показать, что они «свободны от предрассудков».
В 1920 году выходит книга британского журналиста Роберта Уилтона, сторонника антисемитских взглядов и теорий заговора, «Последние дни Романовых». Суть книги в том, чтобы уверить читателя, что казнь российского императора была ритуальным убийством, совершенной евреями. Походя, доказывая «еврейское господство» в Советской России, он сообщал своим читателям: «Совдепия восславила трех героев, которым поставлены памятники: Карла Маркса, Иуду Искариота и Льва Толстого, три имени, которые связаны с Революцией, Отступничеством и Анархизмом; двое из них евреи».
В 1921 году вышла книга Хеннинга Келера, в годы Гражданской войны датского дипломата в Советской России. Вскоре она была переведена на английский и немецкий. Автор писал о том, что Совет города Sviagorod решил открыть "Красный сад". Председатель местного Совета, «красный еврей», на открытии сада произнес речь, где признался, что "долго колебался в выборе исторической личности, бюсту которой первой будет оказана честь быть здесь установленным". Выбирал между Люцифером и Каином, "ибо оба были притесняемыми, оба являлись мятежниками, революционерами высшей величины". В итоге выбрана была другая фигура: "Вот почему, его взгляд обращается к беспорной для всех живущих на земле исторической личности, также являющейся жертвой религиозных взглядов хищнического общества... Тому, кто в течение двух тысяч лет был невинно распят на кресте позора капиталистических интерпретаций истории. Великий Прометей пролетариата, предтеча красной мировой революции, искупитель грехов двенадцати христовых апостолов – Иуда Искариот!" (дальше идет описание фигуры Иуды, которое взял для своего романа Иванов).
В этом автобиографическом романе много подобных экзотических подробностей о жизни в Советской России. Полагаю, так книга продавалась лучше.В интернете можно встретить ссылку на еще один источник, якобы 1923 года - брошюра некоего Вараскина "Дорогами российской смуты". Причем не на саму книгу, а на ее цитату в журнале "Казань" за 2000 год. Других упоминаний этой книги кроме как в связи с памятником Иуды мне найти не удалось.
Была книга или нет, цветастые воспоминания Келера действительно цирировались в эмигрантской прессе. В итоге в 1924 году Иван Бунин, последовательный критик Советов, в выступлении «Миссия русской эмиграции» уже уверенно говорил: «Планетарный же злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству и равенству, высоко сидел на шее русского дикаря и весь мир призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие, в прах дробить скрижали Моисея и Христа, ставить памятники Иуде и Каину, учить "Семь заповедей Ленина"»
Связь Троцкого с упомянутым Келером "красным евреем", а Sviagoroda со Свияжском поддерживается только через цитату из неведомого Вараскина. С 2000-х годов упоминания о памятнике Иуды в Свияжске разлетается по разным СМИ (например, есть упоминание в "Российской газете") Находятся те, кто якобы говорил со столетними бабушками, утверждавшими, что помнят памятник Иуде. А все сомнения в достоверности источников (Келера и Вараскина) сторонники данной версии отметают интересным полемическим приемом: «Ни одного официального (или не официального) опровержения Троцким факта установки памятника Иуде большевиками нет».
Моя версия:
В 1919 году в Уфе или Омске придумывают миф о памятнике Иуде, вдохновленный монументальной пропагандой в Советской России. В качестве "казуса" эту информацию печатают "Известия". Информация оказывается в агентстве Reuters, скорее всего в искаженном виде, как официальная. Тему подхватывают британские газеты и антисемит Уилтон. Затем ее творчески развивает Келер, меняя Тамбов на запомнившейся ему другой город - Свиагород. Переводы читают российские эмигранты. Возможно, уже тогда они начинают писать об открытии памятника Иуды Троцким. В 2000-х история переживает второе рождение в желтой прессе и обрастает краеведческими подробностями, со ссылками на старожилов. Это читает Алексей Иванов и добавляет в свой роман "Бронепараходы", по-видиому, считая эту историю достоверной.
UPD 05.02.2024: Иванов не первый, кого вдохновила эта байка. В 2014 г. вышел фильм Алексея Федорченко "Ангелы революции", где есть большой эпиозод с открытием в 1918 г. памятника Иуде в Свияжске. Там потом, сломав его, на обломках вешается бывший священник. Извините за спойлер.кадр из фильма "Ангелы революции" Алексея Федорченко.