1. Лодочные моторы: как выбрать?
Когда речь заходит о покупке лодочного мотора, возникает множество вопросов. Какую мощность выбрать? Какой тип двигателя лучше — двухтактный или четырёхтактный? Электродвигатель или бензиновый? Где приобрести надёжную технику — в Японии, Китае или России? Давайте разберёмся в этих нюансах.
1.1 Тип двигателя
Все лодочные моторы делятся на две категории: электромоторы и бензиновые. Бензиновые, в свою очередь, бывают двухтактными и четырёхтактными.
Каждый тип имеет свои особенности:
- Электромотор — тихий, лёгкий, экономичный, не требует сложного обслуживания. Однако его мощность ограничена, и зарядить аккумулятор на воде, если он разрядится, невозможно.
- Бензиновый двухтактный двигатель — лёгкий, недорогой, неприхотливый в обслуживании, работает на разведённом маслом бензине, но при этом сильно шумит и вибрирует.
- Бензиновый четырёхтактный двигатель — более мощный, тихий, создаёт меньше вибрации, расходует меньше топлива и служит дольше. Он работает на чистом бензине, но стоит дороже и весит больше.
1.2 Мощность
Мощность двигателя — ключевой параметр, от которого зависит скорость и тяговые характеристики лодки. Она измеряется в лошадиных силах (л. с.). Чтобы определить оптимальную мощность, нужно учитывать вес лодки, пассажиров, оборудования, топлива и максимальную грузоподъёмность.
Существует несколько способов расчёта:
- На каждые 25–30 кг веса лодки приходится 1 л. с.
- Сложите вес лодки, пассажиров и оборудования, разделите на 30 и прибавьте грузоподъёмность. Полученное значение будет максимально допустимой мощностью.
Например, если вес лодки 50 кг, а грузоподъёмность 500 кг, то максимальная мощность составит 18 л. с. Для комфортного передвижения достаточно двигателя мощностью 4–4,5 л. с.
Важно помнить, что превышать допустимую мощность нельзя, так как это может привести к повреждению лодки или двигателя.
1.3 Двухтактный или четырёхтактный двигатель
Выбор между двухтактным и четырёхтактным двигателем зависит от ваших потребностей и условий эксплуатации.
Плюсы двухтактных двигателей:
- Малый вес.
- Простота обслуживания.
- Низкая стоимость.
- Неприхотливость к качеству топлива.
- Возможность транспортировки в любом положении.
Недостатки:
- Шумная работа.
- Высокий расход топлива.
- Необходимость приготовления топливной смеси из бензина и масла.
Плюсы четырёхтактных двигателей:
- Тихая работа.
- Меньший расход топлива.
- Меньшее количество вредных выбросов.
- Масло и бензин заливаются отдельно.
Недостатки:
- Более высокая стоимость.
- Требует вертикального положения при транспортировке.
- Тяжёлый вес.
1.4 Высота транца
Высота транца — важный параметр, который влияет на работу двигателя. Он должен соответствовать длине дейдвуда (ноги) мотора. Если установить короткий дейдвуд, это может привести к перегреву и отказу двигателя. Длинный дейдвуд, напротив, снизит скорость и увеличит риск повреждения винта на мелководных участках.
Размеры дейдвуда обычно указываются в дюймах (inch) или миллиметрах (мм). Вот основные варианты:
- S (short 15 inch — 381 мм) — короткий.
- L (long 20 inch — 508 мм) — стандартный.
- X (extra 25 inch — 635 мм) — длинный.
- ХХ (30 inch — 762 мм) — экстра длинный.
Если нет паспорта лодки, можно измерить длину транца самостоятельно. Для этого нужно измерить расстояние от верхнего обреза транца до киля.
1.5 Обороты двигателя
Обороты двигателя влияют на скорость и динамику разгона. Чем выше максимальное число оборотов, тем быстрее мотор достигнет максимальной мощности. Однако слишком высокие обороты могут привести к перегреву двигателя.
На каждом двигателе есть минимальный порог оборотов, который редко указывается в паспорте. Обычно указывают только максимальное значение.
1.6 Количество передач
Для комфортного управления лодкой лучше выбрать мотор с тремя передачами: передней, нейтральной и задней. Такие модели популярны среди пользователей. Однако существуют моторы с двумя передачами (нейтраль и вперёд), которые подходят для лодок мощностью до 5 л. с.
1.7 Румпель или дистанционное управление
Управление лодкой может осуществляться с помощью румпеля или дистанционного пульта.
- Румпельные модели — более простые и доступные, но менее удобные в управлении. Они подходят для лодок мощностью до 40 л. с.
- Моторы с дистанционным управлением — более комфортные и удобные, но стоят дороже. Они подходят для лодок от 4,2 м и выше.
1.8 Система запуска
Маломощные моторы обычно оснащены ручной стартерной системой. Для запуска двигателя нужно резко вытянуть трос, который проворачивает коленчатый вал. В более мощных моторах (от 30 л. с.) используются электростартеры, которые обеспечивают надёжный запуск даже при минусовых температурах
1.9 Вес мотора
Вес мотора важен, если его придётся нести на руках. Например, двигатели мощностью от 2 до 9,8 л. с. весят не более 26 кг, а моторы мощностью от 9,9 до 40 л. с. — не более 40 кг. Моторы мощностью до 5 л. с. обычно весят не более 12 кг и легко переносятся.
Заключение
На рынке представлено множество лодочных моторов разных мощностей. Качественные модели предлагают японские бренды: Yamaha, Suzuki, Honda, Tohatsu, Nissan Marine, а также американские Mercury, Johnson, Evinrude. Однако многие из них официально ушли из России и не предоставляют сервисное обслуживание.
В таких условиях стоит обратить внимание на китайских производителей, таких как SEA-PRO, Parsun, HDX, Jet Marine, Hidea, Gladiator, Toyama. Эти модели часто являются точными копиями японских аналогов, но стоят значительно дешевле.
Доверяйте выбор лодочного мотора профессионалам, чтобы он служил вам долгие годы.