Найти в Дзене

Эти автомобили звучали совершенно не так, как современные, под капотом каждой машины была своя душа

Приветствую, друзья! Многие любители ретротехники отмечают, что старые советские машины имели свой неповторимый голос. Они звучали совершенно не так, как современные автомобили, которые звучат приглушённо, можно даже сказать, рафинированно. По звучанию их отличать друг от друга не так уж и просто. То ли дело в прошлом! Даже с закрытыми глазами можно было с уверенностью сказать, какой автомобиль проехал. Да, машины в СССР не были тихими, а порой звук был грубым. Но именно это и делало их живыми! Их голоса многие запомнили на всю жизнь. Звуки были разнообразные: басовитые, звонкие, бархатные и даже свистящие. И вместе они создавали целую дорожную звуковую симфонию. Сегодня вспомним самые красиво звучащие машины СССР, которые знали по звуку за сотни метров. Готовы окунуться в мир советской техники, где у каждого автомобиля была своя душа и свой уникальный голос? А начнём мы с легенды советских дорог – ЗИЛ-130. Это один из самых массовых автомобилей в истории автопрома СССР. За почти полве
Оглавление

Приветствую, друзья! Многие любители ретротехники отмечают, что старые советские машины имели свой неповторимый голос. Они звучали совершенно не так, как современные автомобили, которые звучат приглушённо, можно даже сказать, рафинированно. По звучанию их отличать друг от друга не так уж и просто. То ли дело в прошлом! Даже с закрытыми глазами можно было с уверенностью сказать, какой автомобиль проехал. Да, машины в СССР не были тихими, а порой звук был грубым.

Но именно это и делало их живыми! Их голоса многие запомнили на всю жизнь. Звуки были разнообразные: басовитые, звонкие, бархатные и даже свистящие. И вместе они создавали целую дорожную звуковую симфонию. Сегодня вспомним самые красиво звучащие машины СССР, которые знали по звуку за сотни метров. Готовы окунуться в мир советской техники, где у каждого автомобиля была своя душа и свой уникальный голос?

ЗИЛ-130: Голос Уверенности на Дороге, Подстать Американской Внешности

Зилок
Зилок

А начнём мы с легенды советских дорог – ЗИЛ-130. Это один из самых массовых автомобилей в истории автопрома СССР. За почти полвека производства было выпущено свыше трёх с половиной миллионов экземпляров! Впервые 130-й был показан широкой публике в 1959 году. Произошло это на всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Автомобиль сразу приковал взгляды посетителей этого мероприятия. На фоне привычных советских грузовиков он выглядел настоящим красавцем!

Так как грузовик кардинально отличался от всего того, что производили до этого в Союзе. Многое уже говорилось о том, что при создании кабины нового грузовика на заводе имени Лихачёва вдохновлялись американскими траками. Какая именно это была модель, сложно сказать. Действительно, во многом похож на заокеанские грузовики, но полной копией он точно не был. В любом случае, машина выглядела красиво, можно даже сказать эффектно, особенно для 60-х годов!

Однако, ЗИЛ-130 привлекал не только своим внешним видом и характеристиками. Он ещё и звучал очень хорошо! Его V-образный 8-цилиндровый мотор впечатлял. Он звучал низко и густо, с характерным бульканьем на холостых, а при разгоне выдавал сочный мясистый рев. Водители любили звук 130-го за то, что он дарил ощущение уверенности на дороге. Настоящий американский характер – подстать внешности! Звук, который вселял уверенность и вызывал уважение!

ЛиАЗ-677 «Луноход»: Музыка Детства в Звоне Стеклотары

«Луноход»
«Луноход»

Далее на очереди знаменитый ЛиАЗ-677 – это городской высокопольный автобус производства Ликинского автобусного завода. Всего было выпущено около 200 тысяч штук 677-х всех модификаций. Это самая массовая модель завода, выпускавшаяся с 1967 по 1994 год. А штучная сборка на сторонних автосборочных предприятиях из машинокомплектов продолжалась аж до 2002 года! Настоящий долгожитель советских дорог!

Внешне ЛиАЗ-677 ничего особенного из себя не представлял. Автобус как автобус, ничего выдающегося. Однако, как это часто бывает, внешность обманчива. Внутри скрывались продвинутые технологии этих лет – пневматическая подвеска и автоматическая, если быть точнее, гидромеханическая коробка передач, применявшаяся впервые именно в этом автобусе. Технологии будущего в обычном автобусе!

Ну, а что насчёт звука ЛиАЗ-677? Чувствую, что в этот момент у многих из вас появились улыбки на лице. Вспоминается сразу тот самый звон стеклотары! Автобус оснащался Зиловским бензиновым мотором. У него был неповторимый трамвайный рокот, смешанный с воем вентилятора и шипением пневматики. Возможно, этот звук в период активного использования 677-го в советских городах мог не нравиться, особенно в придачу к тем самым стеклянным бутылкам, звук которых был очень хорошо слышен, когда автобус подъезжал к остановке. Но для многих это музыка детства, передающая неповторимую атмосферу!

ГАЗ-21 «Волга»: Бархатный Звук Плавного Хода – Солидность и Уважение

«Волга»
«Волга»

Советский легковой автомобиль ГАЗ-21 «Волга», ставший на конвейер в 1956 году, стал преемником заметно подрастерявшего былую свежесть ГАЗ М-20 «Победа». 21-я «Волга» выгодно отличалась от предшественника совершенно другим типом кузова. Глядя на эту машину, опять-таки, приходит на ум заокеанский автопром. Да, советские инженеры при разработке Волги изучали и ориентировались на американские популярные модели того времени.

В числе которых был Ford Mainline 1952 года. На него ГАЗ-21 похож, но только отчасти. Всё-таки, кузов 21-й смотрелся гораздо стремительнее грузного американца. Да и звучал советский седан приятно. 75-сильный двигатель ZMZ-21A издавал мягкий, бархатный и благородный звук. Это не был агрессивный рев, но звук был солидный! Звук, который говорил о статусе и уверенности!

Водители говорили – Волга не едет, она плывет. Её звук идеально подходил к этому образу. Садясь в эту машину, водитель чувствовал себя уважаемым человеком. ГАЗ-21 - это не просто автомобиль, это символ эпохи, символ престижа и комфорта!

МАЗ-6422 «СуперМАЗ»: Музыка Дороги в Свисте Турбины

«СуперМАЗ»
«СуперМАЗ»

А теперь речь пойдёт о грузовике, который вполне заслуженно называли СуперМАЗ. Это был самый комфортный и передовой магистральный тягач, который в СССР успели создать до распада страны. Грузовик, предназначенный для междугородних и международных грузоперевозок, создали ещё в 1977 году. Однако первый серийный тягач выехал из ворот завода только в 1981 году. Полностью встать на конвейер модели МАЗ-6422 (колесная формула 6×4) и МАЗ-5432 (колесная формула 4×2) смогли только в 84-м. Советский ответ западным тягачам!

СуперМАЗ получил новую кабину с цельным лобовым стеклом, травмобезопасную рулевую колонку, регулируемые по длине и наклону спинки сидений и два спальных места. У автомобиля двигатель был вынесен вперёд на 390 мм, относительно оси передних колёс. Это было больше, чем у моделей семейства МАЗ-500А и МАЗ-5335.

Применены гидроподъёмник кабины водителя и новые узлы трансмиссии. На новый тягач вначале устанавливался 320-сильный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238Ф с турбонаддувом. Этим агрегатом оснащали машину с 1981 по 1985 год. Самый современный и комфортный тягач своего времени!

Звучал МАЗ-6422 просто потрясно! Не просто звучал - это была музыка дороги! Когда турбина начинала свистеть при разгоне, создавалось ощущение, что машина не просто едет, а поёт. Густой дизельный бас и отчетливый свист турбины, переходящие в завывание, - всё это создавало ощущение скорости и мощи. Именно за этот свистящий голос дальнобойщики его и обожали! Звук, который завораживал и придавал уверенности в дальнем пути!

ГАЗ-53 «Газон»: Душевный Голос Сельских Дорог

 «Газон»
«Газон»

У 130-го ЗИЛа был в СССР младший брат в среде среднетонажников, который имел и более легкую конструкцию и звучал, соответственно, своей весовой категории. ГАЗ-53 серийно выпускался с 1961 по 1993 год и тоже стал символом дорог, но преимущественно сельских. 53-й “Газон” представлял собой третье поколение грузовиков ГАЗ. Выглядел он не столь эффектно, как ЗИЛ-130, но гораздо современнее, чем предшественник ГАЗ-51.

Новый горьковский грузовик звучал мягко. Его мотор характеризовался звонким и поющим звучанием. Создавалось впечатление, что он пел на трассе. Многие до сих пор вспоминают, как в сёлах этот звук сопровождал бесконечные рейсы с разного рода грузами, а также с людьми в кузове. Звук у ГАЗ-53 был легкий, звонкий и душевный - настоящий голос сельских дорог!

КрАЗ-255Б «Лаптежник»: Мощный Рык Украинского Богатыря

«Лаптежник»
«Лаптежник»

Ну и как не вспомнить про украинского богатыря – КрАЗ-255Б, производившегося с 1967 по 1994 год! Кременчугский грузовик выглядел внушительно. Огромная машина с массивными и широкими лаптеобразными шинами. Потому и получила характерное прозвище «Лаптежник». Всё было сделано для передвижения по сложной местности и покорения серьёзного бездорожья. Большую роль в этом играл и полный привод. Настоящий зверь, созданный для покорения стихии!

В общем, серьёзная машина для серьёзных задач. Звук у КрАЗа был не менее впечатляющим, чем внешний вид. Если этот грузовик заводился, слышала вся округа! Его дизель ЯМЗ-238 выдавал мощный низкочастотный рык. Казалось, вибрирует земля! Это был звук силы и мощи, голос, который ассоциируется с грязью, лесовозами и настоящими мужскими дорогами. Просто монстр советского автопрома! Многие считают его эталоном армейского звука!

ЗИЛ-4104: Благородный Бас Лимузина для Избранных

-7

А это уже автомобиль совсем другого уровня. ЗИЛ-4104 был лимузином представительского класса. Выпускался на заводе ЗИЛ с 1978 по 1983 год. Автомобиль был интересен хотя бы потому, что оснащался довольно мощным, по меркам легковой модели, Зиловским бензиновым двигателем V8, мощностью 315 лошадиных сил!

Именно этот огромный мотор давал потрясающее звучание, схожее с Кадиллаками или Линкольнами тех лет. Густой, уверенный, богатый бас, который говорил всем, кто сидит в этом автомобиле. Звук власти и превосходства! Автомобиль для тех, кто правил страной!

МАЗ-500: Трудяга с Ритмичным Дизельным Рокотом

-8

Крупнотоннажный грузовик МАЗ-500, серийный выпуск которого начался на Минском автозаводе в 1965 году, отличался надежностью и высокой живучестью. Благодаря качественной сборке и простоте конструкции, 500-й и его модификации по праву заслужили статус неприхотливых и даже неубиваемых грузовиков, из-за чего они широко использовались на междугородних перевозках.

Речь, конечно же, о тягаче МАЗ-504. Лобатый МАЗ мог нормально работать при полном отсутствии или неисправности электрооборудования. Например, будучи заведён с толкача. В конструкции отсутствовали какие-либо безусловно необходимые для работы мотора электрокомпоненты, а усилитель руля был гидравлическим. Простота и надежность в каждой детали!

Но что касается звука, здесь 500-му тоже есть чем похвастаться. Грузовик имел характерный ритмичный дизельный рокот, который ценили водители за мужской характер. Его можно было узнать издалека. Этот звук ассоциировался с рабочими буднями, стройками и бесконечными рейсами. Звук, который говорил: “Работаем, пацаны!”

Москвич-412: Душевный Металлический Голос Простого Автомобиля

-9

Но завершим мы ролик автомобилем Москвич-412. В 1967 году он пришел на смену популярной даже в западных странах 408 модели. Однако, так получилось, что обе модели – 412 и 408 – выпускались параллельно аж до 1976 года. Главным отличием автомобиля Москвич 412 был его двигатель УЗАМ-412, который обладал большей мощностью, чем это было в предшественнике.

Новый двигатель никак не был связан конструктивно и технологически с устаревшим агрегатом М408, ведущим свою родословную еще от довоенного Opel Kadett. Это была полностью разработка завода МЗМА. А как звучал Москвич с этим движком? Звучал хорошо, но со своими характерными особенностями. Его двигатель звучал с металлическим оттенком, словно с примесью песка. Благодаря этому он был очень узнаваемым и отличался от “Жигулей”. У Москвича был свой, особенный голос – голос простого, но харизматичного автомобиля со своей душой!

Вот таким получился наш звуковой экскурс в советское автомобильное прошлое. Надеюсь, вам понравилось! Какой из этих автомобилей запал вам в душу больше всего? Может быть, я забыл упомянуть какую-то другую легендарную машину? Или у вас есть личные истории, связанные с этими звуками? Обязательно пишите в комментариях! Мне будет очень интересно почитать ваши рассказы и вспомнить вместе с вами ушедшую эпоху!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше об истории техники, людях и дорогах, которые нас объединяют! До новых встреч!