Найти в Дзене
Наука и фантастика

Радио в космосе: реальность и фантастика

Недавно я тут разместила исторический очерк о Маркони и Попове. Открытие возможностей радиоволн и изобретение приборов, способных передавать их на далекие расстояния, было, очевидно, неизбежным. К концу 19 - началу 20 века человечество доросло до этой идеи, и сейчас уже бесполезно спорить, кто был первым. Если бы не Маркони и не Попов (и не Герц, конечно), радио все равно бы изобрели - наука и технологии это позволяли, а развитие транспорта и потребность в коммуникациях на расстоянии сделали радио насущной необходимостью. С 1900-х годов Земля постепенно опутывалась сетью радиоволн, и если вдруг кто-то лишь сейчас спохватился, что нас "слышно" из космоса, то, как говорится, поздно пить нарзан... Маркони и Попов первым делом использовали свои аппараты для связи на море-океане - и между различными кораблями, и между кораблями и береговыми службами. При этом не обязательно было передавать звуки человеческой речи (все мы знаем, как искажается звук при трансляции - иногда кажется, что пил
Оглавление

Недавно я тут разместила исторический очерк о Маркони и Попове.

Открытие возможностей радиоволн и изобретение приборов, способных передавать их на далекие расстояния, было, очевидно, неизбежным. К концу 19 - началу 20 века человечество доросло до этой идеи, и сейчас уже бесполезно спорить, кто был первым. Если бы не Маркони и не Попов (и не Герц, конечно), радио все равно бы изобрели - наука и технологии это позволяли, а развитие транспорта и потребность в коммуникациях на расстоянии сделали радио насущной необходимостью. С 1900-х годов Земля постепенно опутывалась сетью радиоволн, и если вдруг кто-то лишь сейчас спохватился, что нас "слышно" из космоса, то, как говорится, поздно пить нарзан...

Радиометрическая антенна Маркони. Фото с сайта музея Маркони. Красивая и изящная вещь.
Радиометрическая антенна Маркони. Фото с сайта музея Маркони. Красивая и изящная вещь.

"На воздушном океане"...

Маркони и Попов первым делом использовали свои аппараты для связи на море-океане - и между различными кораблями, и между кораблями и береговыми службами.

При этом не обязательно было передавать звуки человеческой речи (все мы знаем, как искажается звук при трансляции - иногда кажется, что пилотов и машинистов поездов нарочно учат говорить неразборчиво: "строжжндвррзкрвтсяследщстанцххрбрршуйская").

Звуковые сигналы могли быть обычно морзянкой, изобретенной Сэмюэлом Морзе в глубоких недрах 19 века (в 1836 он создал электромагнитный пишущий телеграф, а чуть позже разработал азбуку, названную его именем). В отличие от телеграфа Морзе, требовавшего станций и проводов, радио работало без этой громоздкой структуры - нужен был лишь передатчик и приемник. Поэтому можно было обозначить свое присутствие или экстренно передать универсальный сигнал SOS (Save Our Souls) хоть посреди Атлантики, хоть в небе над облаками.

Учитывая небольшие размеры и хрупкую конструкцию самолетов первой трети 20 века, наличие радио на борту было критически важно для связи летчика с землей.

Самолет Ньюпор-11. Франция, 1916. Монино, Музей ВВС. Фото моё.
Самолет Ньюпор-11. Франция, 1916. Монино, Музей ВВС. Фото моё.

Помимо сугубо служебных средств связи, огромный размах приобрело всемирное движение радиолюбителей. Помешать этому не было в состоянии никакое свирепое правительство. Каждый технически подкованный человек, совсем юный или пожилой, мог собрать из деталей самодельный приемник и наслаждаться вылавливанием интересных ему передач - или передавать нечто свое собратьям по разуму.

Школьников и студентов на уроках НВП тоже учили обращаться с рацией. В том числе нас, учащихся музыкального училища при Государственной Дважды Ордена Ленина Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Рации наши были древними, работали очень плохо, поэтому в коридорах училища иногда раздавались громкие вопли: "Баянист!!! Я - Травка!!! Как слышно?! Приём!!!"... Вопли слышал напарник, находившийся в аудитории, и тоже отвечал в полный голос: "Травка!!! Я - Баянист!!!.. Вас слышу!!!"...

Лично я обращаться с рацией так и не научилась, и мне это умение в жизни не пригодилось.

А другим людям очень даже пригодилось, особенно в эпоху, когда выражения вроде "я ушел в лес, а телефон забыл дома" или "я в лесу, тут телефон не ловит" выглядели как бред сумасшедшего. С рацией, даже игрушечной, детской, можно было не бояться, что потеряешься в трех соснах.

Да и после выхода человечества космос, ближний и дальний, радио оказалось незаменимым.

Поскольку в вакууме электроволны распространяются беспрепятственно, то и радиоволны тоже.

Космические странники "Вояджер 1" и "Вояджер 2", улетевшие на фантастическое расстояние от Земли, продолжают передавать радиосионалы. "Вояджер 1" находится на расстоянии 11 миллиардов километров, сигнал идет часов 10 - но исправно доходит.

Вояджер 1. Художественное изображение. Из сети.
Вояджер 1. Художественное изображение. Из сети.

Радио в космоопере

В моей космоопере "Хранительница" радиосвязь и сигнал SOS упоминаются неоднократно, хотя действие происходит в будущем в других мирах, а часть героев - инопланетяне.

Но я думаю, что инопланетяне тоже могли додуматься до изобретения радио, а вступив в контакт с людьми и со структурами Межгалактического альянса, приняли общепринятые формы связи, безотказно действующие в критических ситуациях.

Сигнал SOS в его визуальной форме, при помощи бортовых огней корабля-челнока, упорно шлют в космос улетевшие неведомо куда герои романа "Двойное кольцо". Радио у них не работает, электроника повреждена, управлять движением челнока они не могут. Но три тире - три точки - три тире передать получается, и в итоге странное мигание улавливают на станции Межгалактического альянса и организуют спасательную миссию.

Иллюстрация к роману "Двойное кольцо". Ульвен и Юлия внутри челнока. Нейросеть, коллаж.
Иллюстрация к роману "Двойное кольцо". Ульвен и Юлия внутри челнока. Нейросеть, коллаж.

В конце романа "Двойник" скрывающийся на необитаемом острове Улисс Киофар, увидев издали корабль научной экспедиции, решается подать признаки своего существования и рисует на песке буквы SOS. Быть спасенным он вовсе не хочет, но дает понять Виктору, водителю флаера-разведчика, что он - разумное существо, которое ищет контакта. Виктор, согласный хранить тайну беглеца, оставляет ему свою рацию.

И в следующем романе, "Возвращение Улисса", герой все-таки вынужден воспользоваться этой рацией, передав сигнал SOS на пролетающий над ним спутник связи.

Улисс на острове. Коллаж из картинок от нейросетей.
Улисс на острове. Коллаж из картинок от нейросетей.

--

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.

Новый роман, "Бегство Соллы", приквел к "Хранительнице" - пока только на Автор.тудей, зато даром.