Недавно в посольстве Италии в Москве состоялось мероприятие, посвященное прошедшему в 2024 году юбилею Гульельмо Маркони (1874-1937) и изобретению радиосвязи.
Мероприятие, организованное госпожой послом Чечилией Пиччони, Итальянским институтом культуры в Москве и Фондом Маркони, проходило на итальянском языке и включало в себя доклад госпожи Джулии Фортунато (президента Фонда Гульельмо Маркони и национального юбилейного комитета Маркони), небольшой концерт из произведений Пуччини (певица Светлана Касьян и пианистка Маргарита Петросян) и фуршет.
Притом, что итальянцы очень гордятся своим Нобелевским лауреатом, доклад назывался "130 лет беспроводного сообщения. Маркони и Попов, пионеры дальней связи".
Попов и Маркони
Очень давний спор о приоритете - кто же все-таки изобрел радио? - в настоящее время почти утратил смысл, поскольку случилось это почти одновременно, причем Александр Степанович Попов (1859-1905) и Гульельмо Маркони действовали независимо друг от друга, никто ни у кого идей не заимствовал, а созданные ими в 1895 году приборы отличались конструктивными особенностями и подразумевали различное назначение.
Попов, собственно, создавал поначалу не радиоприбор, а "грозоотметчик" - детектор молний, и поначалу демонстрировал его в этом качестве.
Маркони же создавал именно радиопередатчик.
Более того, оба изобретателя вдохновлялись опытами одних и тех же предшественников, Генриха Герца и Оливера Лоджа, так что вопрос об абсолютном первенстве следует снять с обсуждения. Кроме того, Попов и Маркони использовали мачтовую антенну, изобретенную Николой Теслой. Поэтому у беспроводного телеграфа на самом деле - не два, а сразу несколько "отцов". Немцы, например, склонны считать, что первоизобретателем был Герц, и в какойй-то мере они правы.
Что касается Маркони, то он поставил перед собой прежде всего задачу беспроводной передачи звука, постоянно увеличивая расстояние. Такая концепция беспроводного телеграфа оказалась более универсальной и перспективной, чем изначально куда более частная по замыслу идея Попова. Хотя заслуг русского ученого никто не умаляет, в том числе итальянцы.
Маркони запатентовал свою аппаратуру 2 июня 1896 года. Все это время Попов со своим помощником Рыбкиным занимался экспериментами и усовершенствованием своего варианта радиотелеграфа, а публичная демонстрация нового способа связи была продемонстрирована им лишь в декабре 1897 года, когда было передано и принято слово "Герц".
Корабли и радио
Первой сферой деятельности, в которой радиосвязь оказалась чрезвычайно полезной, стало морское судоходство.
Попов работал в Кронштадте (в крошечной лаборатории, в отличие от Маркони, родители которого были состоятельными, а семья матери имела деловые связи в Англии, что позволило основать фирму в Лондоне).
Правда, в первые годы своей изобретательской деятельности Маркони тоже довольствовался малым.
В конце 1890-х оба изобретателя начали снабжать своей аппаратурой морские суда и передавать сигналы на далекие расстояния.
В июле 1898 года Маркони обеспечил доставку телеграммы королеве Виктории, в ее резиденцию на острове Уайт, от принца Альберта, принимавшего участие в яхтенной регате.
В августе-сентябре 1898 года Попов продемонстрировал устойчивую телеграфную связь между кораблями, находившимися на расстоянии до 5 км.
В 1899 году приборы Маркони были установлены по берегам самого узкого места Ла Манша.
В 1901-1902 годах Маркони добился трансатлантической передачи сигнала.
В это время, между 1899 и 1902 годами, Попов с помощниками проводит эксперименты на судах в Черном море и добивается передачи сигнала на расстояние до 100 км (увы, "миллионерша Вандербильт" в лице Маркони оказалась недосягаемой).
Попов, к сожалению, умер в 1905 году, и тут в России настала пора жесткой политической турбулентности - революция, Первая мировая война, опять революция (даже две!), гражданская война и все прочие напасти и беды...
Исследования и эксперименты Попова финансировались очень скудно. Сам он явно был не коммерсантом и не пробивным человеком. За его плечами не стояла богатая семья с деловыми связями в разных странах. Наконец, Маркони оказался объектом благосклонного внимания королевы Виктории и даже русского царя Николая II, наградившего его орденом Святой Анны. У Попова тоже были награды и почести, но они не повлекли за собой ни мировой славы, ни возможности распространить свои изобретения на весь мир.
И кого в этом следует винить?.. Привычки русского интеллигента, не умеющего "пиарить" себя и свои достижения? Традиционное невнимание российских властей к собственным ученым и убежденность в том, что они все равно будут заниматься наукой, даже если им совсем не платить? Мне это очень знакомо, хотя я ничего не изобретаю, а пишу книги и статьи. Палат каменных на этом точно не наживешь, а тиражи - мизерные.
Зато Маркони быстро пошел в гору.
Заслуженный успех Маркони
В 1909 году он получил Нобелевскую премию по физике.
В 1912 году сеть радиостанций Маркони включала в себя такие страны мира, как Алжир, Австралия, Бельгия, Бразилия, Бирма, Китай, Франция, Французская Гвиана, Германия, Индия, Япония, Ямайка, Мексика, Занзибар, четыре станции находились в Тихом океане и 13 — в Италии.
Катастрофа "Титаника" в 1912 году еще больше прославила его имя, поскольку, благодаря оснащенности злополучного лайнера радиопередатчиком Маркони, сигнал о катастрофе был принят находившимся поблизости судами, и помощь людям, спасавшимся в шлюпках, подоспела довольно быстро.
В 1914 году Маркони стал пожизненным сенатором королевства Италии, а в 1929 король Виктор Эммануэль даровал ему наследственный титул маркиза.
О прочих его наградах, должностях и титулах я тут писать не буду, можно справиться в Википедии.
Радиопринцесса
В 1919 году Маркони купил в Саутгемптоне яхту, которую назвал "Электра" (Elettra) и превратил в свой плавучий дом и лабораторию.
Во время Второй мировой войны, в 1943 году, яхту реквизировали немцы (Маркони уже не было в живых), а в 1944 она стала жертвой военных действий и была разбомблена. От нее остались лишь несколько крупных обломков, которые сейчас экспонируются в музеях Италии.
С этой яхтой связана и семейная история Маркони.
Он был дважды женат. Первый брак, как я поняла, был заключен по расчету и объявлен аннулированным в 1927 году (развод состоялся в 1924). Видимо, развод оказался возможным, поскольку церемония состоялась по англиканскому обряду, а не по католическому - иначе пришлось бы терпеть друг друга до конца дней.
Первой женой Маркони была Беатрис О'Брайен, дочь ирландского барона, которая в Риме стала придворной дамой королевы Елены. У них родилось три дочери и сын; дочери носили интересные имена Лючия ("Свет", родилась и умерла в 1906), Денья ("Достойная", 1908-1998) и Джойя ("Радость", 1916-1996); сына назвали незатейливо - Джулио (1910-1971), он унаследовал титул маркиза.
Второй женой Маркони стала тоже знатная дама, графиня Мария Кристина Бецци-Скали (1900-1994). Чтобы жениться на ней, Маркони принял католичество (до этого он состоял в англиканской церкви). В браке родилась единственная дочь, которую отец назвал... в честь своей яхты - Электрой.
Именно младшая дочь, Электра (р. 1930), стала главной наследницей отца (старшим детям он почему-то ничего не оставил, кроме титула маркиза для сына) и в настоящее время осталась единственным прямым потомком Маркони, почетным председателем фонда его имени.
Электра (ее полное имя - Мария Электра Елена Анна) в 1966 году вышла замуж за князя Карло Джованелли. Хотя позже они развелись, и дочь Маркони предпочитает пользоваться фамилией отца, формально она - княгиня (или принцесса, principessa). Живет в большом старинном дворце, где не прочь приютить студентов, занимающихся исследованиями в сферах, которыми интересовался Маркони.
--
В моей космоопере "Хранительница", хотя действие происходит в будущем и в отдаленных от Земли мирах, тема радио тоже присутствует, и даже сигнал SOS играет немаловажную роль.
Наверное, я напишу про это отдельно.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.
Новый роман, "Бегство Соллы", приквел к "Хранительнице" - пока только на Автор.тудей, зато даром.