Найти в Дзене
Philosophy of Califon W.

Ответ на критику абсолютной свободы

Ответ на критику экзистенциализма абсолютной свободы. Всеобщность понятий свободы не означает её безграничность. Нейробиологическая критика утверждает, что решения принимаются на доли секунды в нейронах до самого действия, и на этом основании делают вывод о несвободе человека. Но это демонстрирует непонимание сути концепций. Свобода, как говорил Сартр, не равна вседозволенности. Можем ли мы считать себя несвободными только потому, что не можем взглядом превратить ручку в стол? Абсурд, правда? Если так подходить, то любое ограничение физической или биологической природы станет доказательством несвободы. Но почему тогда процессы бессознательного, которые предопределяют часть наших импульсов, не считаются «нами самими»? Разве мы перестаем быть субъектами только потому, что мозг опережает сознание на доли секунды? Свобода — это то, что содержится внутри нас. Она не метафора и не абстракция, а биологическая реальность. Мозг, хотя и не контролирует всё тело и не осознаёт каждое бессознатель

Ответ на критику экзистенциализма абсолютной свободы.

Всеобщность понятий свободы не означает её безграничность. Нейробиологическая критика утверждает, что решения принимаются на доли секунды в нейронах до самого действия, и на этом основании делают вывод о несвободе человека. Но это демонстрирует непонимание сути концепций. Свобода, как говорил Сартр, не равна вседозволенности. Можем ли мы считать себя несвободными только потому, что не можем взглядом превратить ручку в стол? Абсурд, правда? Если так подходить, то любое ограничение физической или биологической природы станет доказательством несвободы. Но почему тогда процессы бессознательного, которые предопределяют часть наших импульсов, не считаются «нами самими»? Разве мы перестаем быть субъектами только потому, что мозг опережает сознание на доли секунды?

Свобода — это то, что содержится внутри нас. Она не метафора и не абстракция, а биологическая реальность. Мозг, хотя и не контролирует всё тело и не осознаёт каждое бессознательное решение, остаётся свободным в рамках человеческого субъекта. Свобода абсолютная как бы «божественная» не существует, но свобода как характеристика человека — реальна и измерима: мы свободны настолько, насколько способны осознавать себя, выбирать ценности и действовать в их соответствии.

Важно отметить, что утверждение «Либет и последующие исследования показывают, что мозг готовит действие до осознания» не отделяет бессознательное (Id) от сознательного (Ego). Ранние руководства «Экзистем»показывают: мозг одновременно является объектом и субъектом, способным проявлять себя как бытие для себя в соответствии с принципом интенциональности и невозможностью существования cogito без коррелята. В состоянии неактивности — то есть смерти — он существует как бытие в себе (Sein-an-sich), а в активности — как бытие для других, то есть для изучения и в форме всеобщего Dasein.

Иными словами: мы — это мозг, ты — это твой мозг, ты — это твой гомеостаз. Да, ты не контролируешь всё, и мозг бессознательно предрешает действия. Но ты и есть мозг. Следовательно, трансцендентируя бессознательно будущее, ты продолжаешь существовать как субъект. То, что ты можешь мысленно предвидеть будущее, уже является актом трансценденции через осознание, имманентно интегрированной в твою жизнь.

Вопрос в том, что ты сам являешься пределом свободы себя. Свобода не существует вне тебя, ибо свобода — это ты сам, твой мозг, твоя способность к осознанию, а не внешняя иллюзия. Любое понимание свободы вне этой внутренней структуры неполно.