Свистеть дома не рекомендуется. Это знают все без исключения. Каждый с детства слышал от родителей фразу: «Не свисти в доме, денег не будет!». И ребенок переставал складывать губы трубочкой и пытаться издать звук, хотя и не понимал — причем тут деньги? Какая связь? Он просто слушался родителей и привыкал, что так делать нельзя. Можно попробовать разобраться. Существует несколько интересных теорий, объясняющих этот странный запрет.
Дома не свисти и в поле не свисти
Свист в доме на Руси всегда был табу. Два страха лежали в основе этого запрета: привлечение нечисти и обида домового. Домовой — хранитель очага. Но он капризен. Свист его раздражал. Разгневанный, он мог наказать: навести болезнь, погубить скот, лишить семьи достатка. А затем уйти. Изба без домового становилась пустой. Не физически. Уходил дух семьи. В народе говорили: «Тоска такая, что жить не хочется». Без его покровительства в дом вползала нужда, болезни, неудачи.
Чтобы вернуть его, например, в Сибири применяли обряд. На стол выкладывали из сухих лучинок фигуру, похожую на колодец. В центр ставили стакан с водой. Над ним читали заговор — тихо, одним дыханием. Через три дня конструкцию разбирали. Лучинки сжигали в печи, как жертву. А воду, что стояла в стакане, пили все домочадцы. Маленькими глотками, со словами «За домового». В знак прощения и уважения. У него был обычай давать шанс. Он возвращался. Но если кто-то снова свистел — уходил навсегда. Без прощаний. Без предупреждений. И тогда дом оставался открытым перед бедами. Перед нуждой. Перед тем, что он раньше отводил.
Нельзя было разговаривать и свистеть во время посева — так гласил строгий обычай многих русских губерний. Люди верили: стоит только невзначай присвистнуть, как урожай погибнет. Тогда вся работа пойдёт насмарку. Приветствие «Бог в помощь» от прохожего тоже не требовало слов. Достаточно было молча кивнуть. Говорить было нельзя. Даже в ответ на добрые пожелания. Звуки нарушают тишину поля. А тишина — часть обряда. Свист — плохая примета для посевов. Люди боялись сглазить удачу. Верования глубоко вросли в сознание народа, как корни ржи в землю.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
В Вятской губернии свист считали призывом к умершим насильственной смертью. Но отношение к нему было двойственным. На поминальных днях на кладбище устраивали «свистунью» — шумное действо с плясками, криками и непрерывным свистом. Считалось, что это помогает душам освободиться.
Одновременно использовали свист и как защиту. Детям давали игрушечные свистульки — чтобы отпугнуть злых духов. Против одного звука — другой. Против мёртвого — живой.
Свист и мир иной
В народных верованиях свист никогда не воспринимался просто как звук. По мысли исследовательницы А.А. Плотниковой, он тесно переплетался с потусторонним миром. Считалось, что это не просто дуновение сквозь губы, а призыв.
В Полесье говорили, что при появлении черта раздается троекратный свист. Люди хранили тишину, боясь случайно разбудить зло. Народные изречения звучали как строгие предупреждения: «Свистнешь — черта позовешь», «Не свисти — не накличь беду».
Говорили, что свист раздавался в момент смерти колдуна. Он будто бы врывался в тишину, этот последний знак его силы. Считалось, что в этот миг человек со сверхъестественными способностями отпускал нечисть в мир живых.
На Украине ночной свист в лесу считался опасным. Он будил лешего, привлекал черта. В конюшне свистеть тоже было нельзя — сенник, дух сена, мог обидеться и погубить скот.
Гроза — время особое. Петь или свистеть, когда природа бушует, рискованно. Молния следует за звуком. А если она летит к нечисти, но попадает в человека — кто виноват? Тот, кто нарушил тишину.
В русском фольклоре нечисть часто проявляла себя звуками. Леший — топот и резкий свист. Кикимора — скрежет, стук, шорох и свист в темноте. Лунник на сеновале — стон, хрип, вой и пронзительный свист. Свист будил их. Он был сигналом. Поэтому люди старались не шуметь. Не звать то, что лучше оставить в покое.
Для многих славянских народов свист ассоциировался с чем-то плохим. Он вызывал мысли о зле, смерти и нечистой силе. Славяне также видели прямую связь между свистом и ветром, с сильным, разрушительным ветром.
Поляки избегали свистеть, опасаясь, что легкий ветерок превратится в сильную бурю. В их поверьях ветер свистел, если кто-то совершал самоубийство. Украинцы же при сильном ветре молились, вспоминая историю о жнеце. Он был беспечен и совершил ошибку: свистнул вслед урагану. А тот в отместку вернулся и подчистую уничтожил весь урожай.
Свист и души мятущиеся
Свист, как выяснил этнограф Д.К. Зеленин, в народном сознании редко воспринимался как простая забава. Он нес в себе глубокую символику — был голосом между мирами. Это был способ обращения к потустороннему. Особенно в контексте насильственной или «нечистой» смерти. Люди верили: свист может нести душу повесившегося, утонувшего, нерождённого младенца. Такие души не находили покоя. Они не исчезали, они свистели.
Говорили, что душа утопленника бродит по берегам. Ночью. Ищет тело. Не найдя — воет. Свистит. Этот звук — предвестник беды.
На юге Сербии свист притягивал птицу-свирац. По верованиям, в ней обитала душа некрещёного младенца. Она летала в темноте, свистела без остановки. И при случае пила кровь людей и животных. От этого страдали дети. Они слабели, болели. У беременных случались выкидыши. Скот падал без причины.
Словенцы тоже боялись птиц, чей полёт сопровождался свистом. Повторить их крик или насмехаться — значит вызвать кару. Суровое наказание приходило быстро.
Свист как грех
Церковь издавна осуждала свист. Его считали не просто привычкой, а проявлением языческих пережитков. Действие это греховное, оно связано с демонической символикой. Люди верили: когда человек свистит, он невольно подражает черту. А это — переход границы. Недопустимо для верующего.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
Еще в старину о том, кто любил посвистывать, говорили: «Засвистал, как нечистый». Иеромонах Иов (Гумеров) отмечал: свист импульсивен, страстен. Он противоречит внутреннему миру. Православный идеал — сдержанность. Тот, кто владеет собой, не срывается на резкие звуки. Кроме духовного аспекта, церковь видела в свисте знак праздности. Это — забава бездельника. Работящему некогда свистеть. Отсюда и жесткие прозвища: тунеядца называли «свищом», гуляку — «свистягой», женщину легкого поведения — «свистулей». Свист стал метафорой пустой жизни, потери, распада.
В словаре Даля зафиксированы яркие выражения. Если человек расточил всё, говорили: «Просвистался». А когда оставалась последняя копейка, но и та уходила в пропасть, приговаривали: «Одна денежка и та свищет».
Интересное объяснение этой примете дал лингвист Владимир Алпатов. В XVI веке купцы и простые люди шли на Торжок с горсткой мелких серебряных монет — тонких, как чешуйки. На обратной стороне был изображен всадник с копьём. От этого изображения, по одной из версий, и пошло название «копейка». Монета была крошечной. Легкой. В кармане ее не удержать. Чтобы не потерять, её клали за щёку. Прижимали языком.
Но стоило свистнуть — и копейка вылетала. Очевидцы смеялись: «Эх, ты Не свисти — денег не будет». Со временем шутка стала пословицей.
Да, старинные суеверия и по сей день пугают людей. И связаны они не только со свистом: Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и другие древние суеверия.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120925/65426/