Найти в Дзене
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Почему на Руси запрещали свистеть в доме и в поле, а деньги в рот клали

Оглавление

Свистеть дома не рекомендуется. Это знают все без исключения. Каждый с детства слышал от родителей фразу: «Не свисти в доме, денег не будет!». И ребенок переставал складывать губы трубочкой и пытаться издать звук, хотя и не понимал — причем тут деньги? Какая связь? Он просто слушался родителей и привыкал, что так делать нельзя. Можно попробовать разобраться. Существует несколько интересных теорий, объясняющих этот странный запрет.

Дома не свисти и в поле не свисти

Во время работы в поле свистеть было нельзя.
Во время работы в поле свистеть было нельзя.

Свист в доме на Руси всегда был табу. Два страха лежали в основе этого запрета: привлечение нечисти и обида домового. Домовой — хранитель очага. Но он капризен. Свист его раздражал. Разгневанный, он мог наказать: навести болезнь, погубить скот, лишить семьи достатка. А затем уйти. Изба без домового становилась пустой. Не физически. Уходил дух семьи. В народе говорили: «Тоска такая, что жить не хочется». Без его покровительства в дом вползала нужда, болезни, неудачи.

Чтобы вернуть его, например, в Сибири применяли обряд. На стол выкладывали из сухих лучинок фигуру, похожую на колодец. В центр ставили стакан с водой. Над ним читали заговор — тихо, одним дыханием. Через три дня конструкцию разбирали. Лучинки сжигали в печи, как жертву. А воду, что стояла в стакане, пили все домочадцы. Маленькими глотками, со словами «За домового». В знак прощения и уважения. У него был обычай давать шанс. Он возвращался. Но если кто-то снова свистел — уходил навсегда. Без прощаний. Без предупреждений. И тогда дом оставался открытым перед бедами. Перед нуждой. Перед тем, что он раньше отводил.

За домового выпивали заговоренную воду.
За домового выпивали заговоренную воду.

Нельзя было разговаривать и свистеть во время посева — так гласил строгий обычай многих русских губерний. Люди верили: стоит только невзначай присвистнуть, как урожай погибнет. Тогда вся работа пойдёт насмарку. Приветствие «Бог в помощь» от прохожего тоже не требовало слов. Достаточно было молча кивнуть. Говорить было нельзя. Даже в ответ на добрые пожелания. Звуки нарушают тишину поля. А тишина — часть обряда. Свист — плохая примета для посевов. Люди боялись сглазить удачу. Верования глубоко вросли в сознание народа, как корни ржи в землю.

Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️

Культурология

В Вятской губернии свист считали призывом к умершим насильственной смертью. Но отношение к нему было двойственным. На поминальных днях на кладбище устраивали «свистунью» — шумное действо с плясками, криками и непрерывным свистом. Считалось, что это помогает душам освободиться.

Одновременно использовали свист и как защиту. Детям давали игрушечные свистульки — чтобы отпугнуть злых духов. Против одного звука — другой. Против мёртвого — живой.

Свист и мир иной

Cвистом можно было привлечь черта.
Cвистом можно было привлечь черта.

В народных верованиях свист никогда не воспринимался просто как звук. По мысли исследовательницы А.А. Плотниковой, он тесно переплетался с потусторонним миром. Считалось, что это не просто дуновение сквозь губы, а призыв.

В Полесье говорили, что при появлении черта раздается троекратный свист. Люди хранили тишину, боясь случайно разбудить зло. Народные изречения звучали как строгие предупреждения: «Свистнешь — черта позовешь», «Не свисти — не накличь беду».
Говорили, что свист раздавался в момент смерти колдуна. Он будто бы врывался в тишину, этот последний знак его силы. Считалось, что в этот миг человек со сверхъестественными способностями отпускал нечисть в мир живых.

На Украине ночной свист в лесу считался опасным. Он будил лешего, привлекал черта. В конюшне свистеть тоже было нельзя — сенник, дух сена, мог обидеться и погубить скот.

Гроза — время особое. Петь или свистеть, когда природа бушует, рискованно. Молния следует за звуком. А если она летит к нечисти, но попадает в человека — кто виноват? Тот, кто нарушил тишину.
В русском фольклоре нечисть часто проявляла себя звуками. Леший — топот и резкий свист. Кикимора — скрежет, стук, шорох и свист в темноте. Лунник на сеновале — стон, хрип, вой и пронзительный свист. Свист будил их. Он был сигналом. Поэтому люди старались не шуметь. Не звать то, что лучше оставить в покое.

Для многих славянских народов свист ассоциировался с чем-то плохим. Он вызывал мысли о зле, смерти и нечистой силе. Славяне также видели прямую связь между свистом и ветром, с сильным, разрушительным ветром.

Поляки избегали свистеть, опасаясь, что легкий ветерок превратится в сильную бурю. В их поверьях ветер свистел, если кто-то совершал самоубийство. Украинцы же при сильном ветре молились, вспоминая историю о жнеце. Он был беспечен и совершил ошибку: свистнул вслед урагану. А тот в отместку вернулся и подчистую уничтожил весь урожай.

Свист и души мятущиеся

В Сербии боялись птиц, которые свистели.
В Сербии боялись птиц, которые свистели.

Свист, как выяснил этнограф Д.К. Зеленин, в народном сознании редко воспринимался как простая забава. Он нес в себе глубокую символику — был голосом между мирами. Это был способ обращения к потустороннему. Особенно в контексте насильственной или «нечистой» смерти. Люди верили: свист может нести душу повесившегося, утонувшего, нерождённого младенца. Такие души не находили покоя. Они не исчезали, они свистели.

Говорили, что душа утопленника бродит по берегам. Ночью. Ищет тело. Не найдя — воет. Свистит. Этот звук — предвестник беды.

На юге Сербии свист притягивал птицу-свирац. По верованиям, в ней обитала душа некрещёного младенца. Она летала в темноте, свистела без остановки. И при случае пила кровь людей и животных. От этого страдали дети. Они слабели, болели. У беременных случались выкидыши. Скот падал без причины.
Словенцы тоже боялись птиц, чей полёт сопровождался свистом. Повторить их крик или насмехаться — значит вызвать кару. Суровое наказание приходило быстро.

Свист как грех

Копейку держали за щекой, потому свистеть было нельзя.
Копейку держали за щекой, потому свистеть было нельзя.

Церковь издавна осуждала свист. Его считали не просто привычкой, а проявлением языческих пережитков. Действие это греховное, оно связано с демонической символикой. Люди верили: когда человек свистит, он невольно подражает черту. А это — переход границы. Недопустимо для верующего.

❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Еще в старину о том, кто любил посвистывать, говорили: «Засвистал, как нечистый». Иеромонах Иов (Гумеров) отмечал: свист импульсивен, страстен. Он противоречит внутреннему миру. Православный идеал — сдержанность. Тот, кто владеет собой, не срывается на резкие звуки. Кроме духовного аспекта, церковь видела в свисте знак праздности. Это — забава бездельника. Работящему некогда свистеть. Отсюда и жесткие прозвища: тунеядца называли «свищом», гуляку — «свистягой», женщину легкого поведения — «свистулей». Свист стал метафорой пустой жизни, потери, распада.
В словаре Даля зафиксированы яркие выражения. Если человек расточил всё, говорили: «Просвистался». А когда оставалась последняя копейка, но и та уходила в пропасть, приговаривали: «Одна денежка и та свищет».

Интересное объяснение этой примете дал лингвист Владимир Алпатов. В XVI веке купцы и простые люди шли на Торжок с горсткой мелких серебряных монет — тонких, как чешуйки. На обратной стороне был изображен всадник с копьём. От этого изображения, по одной из версий, и пошло название «копейка». Монета была крошечной. Легкой. В кармане ее не удержать. Чтобы не потерять, её клали за щёку. Прижимали языком.

Но стоило свистнуть — и копейка вылетала. Очевидцы смеялись: «Эх, ты Не свисти — денег не будет». Со временем шутка стала пословицей.

Да, старинные суеверия и по сей день пугают людей. И связаны они не только со свистом:
Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и другие древние суеверия.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120925/65426/

-7