Общая информация
Оригинальное название: Nannerl, la sœur de Mozart
Страна: Франция
Год выпуска: 2010
Режиссер: Рене Фере
Жанр: Историческая драма, биографический фильм
В главных ролях:
Мари Фере — Наннерль Моцарт (в юности)
Марк Барбе — Леопольд Моцарт, отец
Дэвид Морс — Николя, учитель фехтования, который становится другом и единственным supporter Наннерль (вымышленный персонаж)
Дельфин Шансель — Анна Мария Моцарт, мать
Клод Сэммон — взрослый Вольфганг Амадей Моцарт
Сюжет
Фильм рассказывает вымышленную историю о Марии Анне Моцарт, старшей сестре Вольфганга Амадея Моцарта, которую в семье ласково называли Наннерль.
С раннего детства Наннерль проявляла не менее гениальные музыкальные способности, чем её брат. Вместе они гастролировали по дворам Европы, поражая аристократию своим талантом. Однако по мере взросления перед ней встают суровые реалии XVIII века.
Её отец, Леопольд Моцарт, осознаёт, что мир готов принять юного вундеркинда-мальчика, но не признаёт женщин-композиторов. Он постепенно отстраняет Наннерль от публичных выступлений и сочинения музыки, сосредотачивая все усилия и ресурсы семьи на карьере Вольфганга Амадея.
Фильм показывает трагедию Наннерль: её талант вынужденно подавляется, а её жизнь оказывается подчинена правилам патриархального общества. Её мечты о творчестве и признании рушатся под давлением воли отца и общественных условностей. Ей уготована роль жены и матери, а не композитора и virtuoso.
Ключевой темой становится её воображаемое соперничество с братом, её любовь к нему, смешанная с горькой завистью и обидой за нереализованный собственный дар.
Художественное преувеличение. Режиссер Рене Фере значительно драматизирует историю, усиливая конфликт и приписывая Наннерль авторство некоторых произведений, которые исторически считаются творениями самого Вольфганга. Это не документальное кино, а художественное осмысление и альтернативный взгляд на историю, поднимающий важные вопросы о гендерном неравенстве.
Критика и восприятие
Фильм получил неоднозначные отзывы. Критики высоко оценили визуальную составляющую — операторскую работу, костюмы и атмосферу эпохи. Игра юной Мари Фере была отмечена как глубокая и проникновенная. Фильм хвалили за смелость в поднятии темы гендерного неравенства в искусстве.
Слабые стороны фильма. Исторические неточности и вольное обращение с биографиями стали главным предметом критики для многих экспертов. Некоторые зрители сочли повествование слишком медленным и меланхоличным.
Интересные факты
Режиссер фильма, Рене Фере, является отцом Мари Фере, сыгравшей главную роль.
Саундтрек к фильму включает в себя как оригинальные произведения Моцарта, так и музыку, специально написанную для картины, которая стилизована под эпоху.
Картина была номинирована на несколько кинопремий во Франции, в основном в категориях за лучшую работу оператора и костюмы.
В заключение
«Наннель. Сестра Моцарта» — это не столько биографический фильм о реальном человеке, сколько аллегория и размышление о судьбе женщин-художниц в истории, чьи имена и таланты были забыты. Это красивая, меланхоличная и горькая драма о потерянном гении, которая заставляет задуматься о том, сколько великих произведений мир так и не услышал из-за предрассудков своего времени.
Этот фильм для ценителей исторических драм, поклонников Моцарта, интересующихся альтернативным взглядом на историю, и тех, кого волнует тема феминизма и гендерного равенства в искусстве.
Реальная история Наннерль. Мария Анна Моцарт действительно была талантливой клавесинисткой, и её ранние успехи признавались.
Доподлинно известно, что в своём письме от 1764 года Леопольд писал: “Моя маленькая девочка играет самые сложные работы, которые только можно представить ... с невероятной точностью. Мария Анна, хотя ей всего 12 лет, является одной из самых искусных пианисток в Европе”. Турне Марии Анны Моцарт закончились, когда ей было восемнадцать. Ее карьера была прекращена отом, когда она достигла брачного возраста. С 1769 года ей запретили выступать с братом. Девушка переехала в Зальцбург к своей матери и больше никогда не выходила на сцену. Чуть позже она вышла замуж и переехала в Санкт-Гильген, вела переписку с братом, но почти не занималась музыкой профессионально. Ни одно из её музыкальных произведений, если она их и писала, не сохранилось.
Известно, что Мария Анна влюбилась в камергера Франца Арманда д’Иппольда, но отец настоял, чтобы девушка отвергла предложение руки и сердца возлюбленного. Моцарт-старший выдал дочь замуж за магистрата Иоганна Баптиста фон Зонненбург, который к тем порам уже дважды овдовел и у него было уже пятеро детей. За время супружеской жизни Мария Анна родила мужу, который был старше её на 15 лет, еще троих детей. Когда в 1801 году ее муж умер, Мария Анна вернулась в Зальцбург, где она работала учителем игры на фортепиано. Постепенно ее здоровье ухудшалось. В 1825 году старшая сестра Моцарта ослепла. В то время ей было 74 года, . Четыре года спустя 29 октября 1829 года Мария Анна Моцарт умерла в возрасте 78 лет. Она была похоронена на кладбище Святого Петра в Зальцбурге.
Мне фильм понравился. Второй раз я его смотреть не буду, но на один раз очень даже зашел, тем более, что музыку Моцарта я люблю.
#кино #история #музыка