Если домашний интернет не радует скоростью и стабильностью соединения, а провайдер только повышает цены, не нужно терпеть неудобства. Можно сменить его на другого — с более выгодными тарифами и отзывчивой поддержкой.
В многоквартирных домах выбор может быть ограниченным: иногда доступных провайдеров в доме всего один или два. Но даже в этом случае можно найти решение. Разберёмся, как пригласить нового интернет-провайдера в свой МКД, нужно ли согласовывать подключение с соседями и УК и как при этом не остаться без интернета.
Права жильцов на выбор провайдера
В многоквартирных домах жильцы могут самостоятельно выбирать интернет-провайдера. Это право закреплено в законе «О связи». УК и ТСЖ, которые обслуживают дом, не могут навязывать конкретного оператора и ограничивать доступ другим.
В закон внесли изменения, которые начали действовать 6 апреля 2025 года. Подключение новых провайдеров в МКД стало доступнее:
- Жителям дома разрешили выбирать любую интернет-компанию и заключать с ней индивидуальный договор, не спрашивая разрешения соседей.
- УК и застройщикам запретили заключать с провайдерами эксклюзивные договоры с провайдерами.
- УК и ТСЖ обязали бесплатно предоставлять доступ интернет-компаниям к подвалам, чердакам и крышам, техническим и другим помещениям, которые им могут потребоваться для прокладки кабелей.
- Отменили требование принимать решение о доступе на общем собрании собственников. Теперь достаточно одного договора с хозяином квартиры в доме или нанимателем муниципального жилья.
В 2025 году Минцифры РФ рассматривает возможность наказывать УК, которые не пускают новых провайдеров в свои дома. Жалобы на дискриминацию интернет-компаний ведомство принимает на своём сайте.
Если провайдер технически способен подключить дом к интернету, никто не вправе ему мешать, включая управляющую компанию или других операторов связи. Единственное ограничение — он обязан соблюдать требования по установке и эксплуатации оборудования, правила электробезопасности, не портить общее имущество дома и не нарушать интересы других жильцов. За этим должны проследить сотрудники УК и ТСЖ.
Пошаговая инструкция, как подключить нового провайдера к дому
Чтобы в доме начал работу новый интернет-провайдер, нужно совершить следующие действия:
- Узнать, какие провайдеры работают в доме
Сначала нужно выяснить, какие компании уже доставляют интернет в доме. Обычно эту информацию можно узнать:
• на информационном стенде у подъезда;
• в управляющей компании или ТСЖ;
• на сайтах местных провайдеров;
• на городской карте, выбрав вкладку «Службы» в описании дома. - Проверить возможность подключения
На сайтах провайдеров обычно есть форма, где можно указать адрес дома и узнать, есть ли техническая возможность подключения. Если формы нет, можно позвонить или написать в службу поддержки. - Заключить договор с провайдером
Подать заявку на подключение в интернет-компанию и заключить договор. На этом этапе провайдер может отказаться, если прокладка линии ради одного пользователя будет для него нерентабельна. - Провайдер обращается в УК
Если выбранный провайдер в доме не работает, он уведомляет управляющую компанию о подключении: сообщает, какие работы будет проводить, запрашивает доступ к нужным для этого помещениям. - УК проверяет провайдера
Управляющая организация проверяет документы: договор с клиентом, заявку, лицензию интернет-компании. В процессе подключения интернета сотрудники должны контролировать проведение работ в общедомовых помещениях.
Когда УК может отказать провайдеру
Обязанность управляющей компании — обеспечить безопасность владельцев помещений в МКД. Если клиент провайдера — не хозяин квартиры в доме или не наниматель по договору соцнайма, ТСЖ или УК имеет право отказать в подключении.
Если УК не даёт провайдеру доступ в дом, от неё нужно получить письменное объяснение. Указанные в нём причины должны соответствовать закону:
- Формулировка «по техническим причинам» правомерна, только если дом аварийный или через пару месяцев в нём запланирован капремонт.
- Организация общего собрания собственников для прокладки интернета с апреля 2025 года не нужна. Решение пригласить в дом нового поставщика житель может принять единолично.
- Наличие трёх, пяти или большего числа провайдеров в доме — неправомерная причина для отказа. Закон их количество не ограничивает.
Если УК лоббирует одного провайдера и отказывает другим, нужно жаловаться:
- В прокуратуру.
Как провести интернет в квартиру
После того как провайдер провёл свою сеть в дом, жители могут подключиться к интернету. Для этого требуется:
- Оформить заявку. Выбрать тарифный план. Вызвать техника интернет-компании, который проведёт кабель в квартиру и настроит оборудование.
- Подготовить квартиру. Предоставить доступ для сверления стены и прокладки кабеля. Купить роутер, если провайдер его не предоставляет. Решить, где будет находиться Wi-Fi точка, чтобы связь была во всей квартире.
- Принять техника. Мастер проведёт кабель, настроит оборудование и проверит интернет. Обычно это занимает 1-2 часа. Если технические вопросы возникнут после ухода техника, можно обратиться в службу поддержки.
В большинстве случаев интернет становится доступен в день подключения. После этого можно отключаться от старого провайдера, замораживать или разрывать с ним договор. Это можно сделать дистанционно: на сайте или по горячей линии оператора.
Иногда проблемы с интернетом можно решить только сменой провайдера. Но есть случаи, когда новый договор ничего не изменит. Прежде чем организовывать подключение, стоит разобраться, в чём причина медленного интернета.
Когда смена провайдера может помочь
- Низкая скорость из-за устаревших технологий. Если провайдер использует старый сетевой протокол PPPoE, подключение оператора с DHCP решит проблему.
- Постоянные сбои. Нестабильный сигнал, частые обрывы, долгое восстановление сети — признак, что провайдер экономит на инфраструктуре или плохо обслуживает оборудование.
- Ненадёжная служба поддержки. Проблемы с интернетом не решаются, заявки игнорируют, а чтобы дозвониться оператору, приходится сидеть на линии часами.
- Ограниченный выбор тарифов. Если текущий провайдер предлагает только дорогие пакеты с ненужными услугами, подключение к оператору с гибкой настройкой тарифов поможет сэкономить.
Когда смена провайдера не решит проблему
- Старая электрика в доме. Оборудование провайдера, которое находится за пределами квартир, питается от общедомовой электросети. Она может быть не в лучшем состоянии: отключаться, провоцировать короткие замыкания. Тут нужна замена электрики, а не интернет-компании.
- Слабые гаджеты. Быстрый интернет эффективен, если у пользователя мощное оборудование. Если роутер, ноутбук и смартфон не поддерживают высокие скорости передачи данных, даже самый быстрый тариф ничего не изменит. Кроме того, браузер может зависать из-за малой мощность устройства, например, из-за недостатка оперативной памяти в ноутбуке, а не от проблем с интернетом.
- Неисправное оборудование. Поломка роутера, устаревшая прошивка или повреждённый кабель в квартире не зависят от провайдера. Сначала стоит проверить оборудование, а затем решать вопрос с оператором.
В каких случаях смена провайдера решит проблемы с интернетом
Коротко о главном
- Жильцы многоквартирных домов могут выбирать любого интернет-провайдера. Разрешение ближайших соседей или общего собрания собственников с апреля 2025 года не требуется.
- Для подключения нужно обращаться к оператору. Он сам договорится с УК или ТСЖ и проведёт кабели в дом.
- УК обязаны пускать провайдеров в дом без дополнительной платы. Отказывать можно только по веским основаниям, например, если дом аварийный или скоро в нём будет капремонт.
- Если УК лоббирует одного поставщика интернета, можно пожаловаться в ГИС ЖКХ, ФАС или прокуратуру.
- Смена провайдера поможет, если текущий оператор работает на устаревшим оборудовании, не обеспечивает нормальную поддержку или у него нет выгодных тарифов.
- Новый провайдер не решит проблемы, если причина в старой общедомовой электросети, слабых гаджетах или неисправном оборудовании в квартире.