Найти в Дзене
Яндекс Недвижимость

Как сменить интернет-провайдера в многоквартирном доме

Оглавление

Если домашний интернет не радует скоростью и стабильностью соединения, а провайдер только повышает цены, не нужно терпеть неудобства. Можно сменить его на другого — с более выгодными тарифами и отзывчивой поддержкой.

В многоквартирных домах выбор может быть ограниченным: иногда доступных провайдеров в доме всего один или два. Но даже в этом случае можно найти решение. Разберёмся, как пригласить нового интернет-провайдера в свой МКД, нужно ли согласовывать подключение с соседями и УК и как при этом не остаться без интернета.

Права жильцов на выбор провайдера

В многоквартирных домах жильцы могут самостоятельно выбирать интернет-провайдера. Это право закреплено в законе «О связи». УК и ТСЖ, которые обслуживают дом, не могут навязывать конкретного оператора и ограничивать доступ другим.

В закон внесли изменения, которые начали действовать 6 апреля 2025 года. Подключение новых провайдеров в МКД стало доступнее:

  • Жителям дома разрешили выбирать любую интернет-компанию и заключать с ней индивидуальный договор, не спрашивая разрешения соседей.
  • УК и застройщикам запретили заключать с провайдерами эксклюзивные договоры с провайдерами.
  • УК и ТСЖ обязали бесплатно предоставлять доступ интернет-компаниям к подвалам, чердакам и крышам, техническим и другим помещениям, которые им могут потребоваться для прокладки кабелей.
  • Отменили требование принимать решение о доступе на общем собрании собственников. Теперь достаточно одного договора с хозяином квартиры в доме или нанимателем муниципального жилья.

В 2025 году Минцифры РФ рассматривает возможность наказывать УК, которые не пускают новых провайдеров в свои дома. Жалобы на дискриминацию интернет-компаний ведомство принимает на своём сайте.

Если провайдер технически способен подключить дом к интернету, никто не вправе ему мешать, включая управляющую компанию или других операторов связи. Единственное ограничение — он обязан соблюдать требования по установке и эксплуатации оборудования, правила электробезопасности, не портить общее имущество дома и не нарушать интересы других жильцов. За этим должны проследить сотрудники УК и ТСЖ.

Пошаговая инструкция, как подключить нового провайдера к дому

Чтобы в доме начал работу новый интернет-провайдер, нужно совершить следующие действия:

  1. Узнать, какие провайдеры работают в доме
    Сначала нужно выяснить, какие компании уже доставляют интернет в доме. Обычно эту информацию можно узнать:
    • на информационном стенде у подъезда;
    • в управляющей компании или ТСЖ;
    • на сайтах местных провайдеров;
    • на городской карте, выбрав вкладку «Службы» в описании дома.
  2. Проверить возможность подключения
    На сайтах провайдеров обычно есть форма, где можно указать адрес дома и узнать, есть ли техническая возможность подключения. Если формы нет, можно позвонить или написать в службу поддержки.
  3. Заключить договор с провайдером
    Подать заявку на подключение в интернет-компанию и заключить договор. На этом этапе провайдер может отказаться, если прокладка линии ради одного пользователя будет для него нерентабельна.
  4. Провайдер обращается в УК
    Если выбранный провайдер в доме не работает, он уведомляет управляющую компанию о подключении: сообщает, какие работы будет проводить, запрашивает доступ к нужным для этого помещениям.
  5. УК проверяет провайдера
    Управляющая организация проверяет документы: договор с клиентом, заявку, лицензию интернет-компании. В процессе подключения интернета сотрудники должны контролировать проведение работ в общедомовых помещениях.

Когда УК может отказать провайдеру

Обязанность управляющей компании — обеспечить безопасность владельцев помещений в МКД. Если клиент провайдера — не хозяин квартиры в доме или не наниматель по договору соцнайма, ТСЖ или УК имеет право отказать в подключении.

Если УК не даёт провайдеру доступ в дом, от неё нужно получить письменное объяснение. Указанные в нём причины должны соответствовать закону:

  • Формулировка «по техническим причинам» правомерна, только если дом аварийный или через пару месяцев в нём запланирован капремонт.
  • Организация общего собрания собственников для прокладки интернета с апреля 2025 года не нужна. Решение пригласить в дом нового поставщика житель может принять единолично.
  • Наличие трёх, пяти или большего числа провайдеров в доме — неправомерная причина для отказа. Закон их количество не ограничивает.

Если УК лоббирует одного провайдера и отказывает другим, нужно жаловаться:

  • Через ГИС ЖКХ.
  • В местное отделение ФАС.
  • В прокуратуру.

Как провести интернет в квартиру

После того как провайдер провёл свою сеть в дом, жители могут подключиться к интернету. Для этого требуется:

  1. Оформить заявку. Выбрать тарифный план. Вызвать техника интернет-компании, который проведёт кабель в квартиру и настроит оборудование.
  2. Подготовить квартиру. Предоставить доступ для сверления стены и прокладки кабеля. Купить роутер, если провайдер его не предоставляет. Решить, где будет находиться Wi-Fi точка, чтобы связь была во всей квартире.
  3. Принять техника. Мастер проведёт кабель, настроит оборудование и проверит интернет. Обычно это занимает 1-2 часа. Если технические вопросы возникнут после ухода техника, можно обратиться в службу поддержки.

В большинстве случаев интернет становится доступен в день подключения. После этого можно отключаться от старого провайдера, замораживать или разрывать с ним договор. Это можно сделать дистанционно: на сайте или по горячей линии оператора.

Иногда проблемы с интернетом можно решить только сменой провайдера. Но есть случаи, когда новый договор ничего не изменит. Прежде чем организовывать подключение, стоит разобраться, в чём причина медленного интернета.

Когда смена провайдера может помочь

  • Низкая скорость из-за устаревших технологий. Если провайдер использует старый сетевой протокол PPPoE, подключение оператора с DHCP решит проблему.
  • Постоянные сбои. Нестабильный сигнал, частые обрывы, долгое восстановление сети — признак, что провайдер экономит на инфраструктуре или плохо обслуживает оборудование.
  • Ненадёжная служба поддержки. Проблемы с интернетом не решаются, заявки игнорируют, а чтобы дозвониться оператору, приходится сидеть на линии часами.
  • Ограниченный выбор тарифов. Если текущий провайдер предлагает только дорогие пакеты с ненужными услугами, подключение к оператору с гибкой настройкой тарифов поможет сэкономить.

Когда смена провайдера не решит проблему

  • Старая электрика в доме. Оборудование провайдера, которое находится за пределами квартир, питается от общедомовой электросети. Она может быть не в лучшем состоянии: отключаться, провоцировать короткие замыкания. Тут нужна замена электрики, а не интернет-компании.
  • Слабые гаджеты. Быстрый интернет эффективен, если у пользователя мощное оборудование. Если роутер, ноутбук и смартфон не поддерживают высокие скорости передачи данных, даже самый быстрый тариф ничего не изменит. Кроме того, браузер может зависать из-за малой мощность устройства, например, из-за недостатка оперативной памяти в ноутбуке, а не от проблем с интернетом.
  • Неисправное оборудование. Поломка роутера, устаревшая прошивка или повреждённый кабель в квартире не зависят от провайдера. Сначала стоит проверить оборудование, а затем решать вопрос с оператором.

В каких случаях смена провайдера решит проблемы с интернетом

Коротко о главном

  • Жильцы многоквартирных домов могут выбирать любого интернет-провайдера. Разрешение ближайших соседей или общего собрания собственников с апреля 2025 года не требуется.
  • Для подключения нужно обращаться к оператору. Он сам договорится с УК или ТСЖ и проведёт кабели в дом.
  • УК обязаны пускать провайдеров в дом без дополнительной платы. Отказывать можно только по веским основаниям, например, если дом аварийный или скоро в нём будет капремонт.
  • Если УК лоббирует одного поставщика интернета, можно пожаловаться в ГИС ЖКХ, ФАС или прокуратуру.
  • Смена провайдера поможет, если текущий оператор работает на устаревшим оборудовании, не обеспечивает нормальную поддержку или у него нет выгодных тарифов.
  • Новый провайдер не решит проблемы, если причина в старой общедомовой электросети, слабых гаджетах или неисправном оборудовании в квартире.