Найти в Дзене

Зачем нам красота? Философия Джона Рёскина о смысле искусства

Что такое искусство? Украшение? Отдых для глаз? Или что-то фундаментальное, без чего общество не может существовать? Один из самых влиятельных мыслителей XIX века, Джон Рёскин (1819 – 1900), был уверен: искусство — это зеркало нравственности и главный показатель здоровья цивилизации. Без искусства культура теряет основу, а общество — опору. Для него конечная цель искусства заключалась в том, чтобы преобразить мир по законам красоты. Для Рёскина красота — это не эстетическая приятность, а выражение истины и добра. Он писал, что уровень искусства напрямую связан с уровнем нравственности общества. Архитектура, живопись или даже простые ремёсла для него были неотделимы от совести: «там, где искусство гниёт, там и люди больны». Поэтому подлинное искусство всегда говорит не только о мастерстве художника, но и о состоянии общества, в котором он живёт. Рёскин резко выступал против превращения искусства в товар. В эпоху промышленной революции он видел, как фабрики унижают труд, а ремесло теряет
Оглавление

Что такое искусство? Украшение? Отдых для глаз? Или что-то фундаментальное, без чего общество не может существовать? Один из самых влиятельных мыслителей XIX века, Джон Рёскин (1819 – 1900), был уверен: искусство — это зеркало нравственности и главный показатель здоровья цивилизации. Без искусства культура теряет основу, а общество — опору. Для него конечная цель искусства заключалась в том, чтобы преобразить мир по законам красоты.

Джон Рёскин
Джон Рёскин

Красота как нравственный закон

Для Рёскина красота — это не эстетическая приятность, а выражение истины и добра. Он писал, что уровень искусства напрямую связан с уровнем нравственности общества. Архитектура, живопись или даже простые ремёсла для него были неотделимы от совести: «там, где искусство гниёт, там и люди больны». Поэтому подлинное искусство всегда говорит не только о мастерстве художника, но и о состоянии общества, в котором он живёт.

Джон Рёскин, «Северо-западное крыльцо собора Святого Марка, Венеция», 1877,
Джон Рёскин, «Северо-западное крыльцо собора Святого Марка, Венеция», 1877,

Искусство и капитализм

Рёскин резко выступал против превращения искусства в товар. В эпоху промышленной революции он видел, как фабрики унижают труд, а ремесло теряет душу. Массовое производство вытесняло индивидуальное мастерство, и художник становился придатком к машине. Он противопоставлял фабричный штамп уникальному изделию мастера, которое несёт в себе искренность и красоту.

Он осуждал зависимость искусства от прибыли и считал, что когда творчество полностью подчиняется рынку, оно теряет связь с истиной и нравственными основаниями. Искусство каждой страны, по его мнению, является показателем её социальной и политической силы. Где есть живое искусство — там есть и жизнеспособность общества.

Джон Рёскин, «Грозовые тучи в Валле-д’Аоста, Италия», 1858
Джон Рёскин, «Грозовые тучи в Валле-д’Аоста, Италия», 1858

Искусство и наука

XIX век — время побед науки и техники. Но Рёскин опасался, что холодный рационализм разрушает живое чувство красоты. Он не отвергал науку — наоборот, считал её союзником искусства. Но только тогда, когда она помогает понять и раскрыть истину. «Искусство делает знания зримыми», — писал он. Оно придаёт фактам очарование и глубину.

Рёскин утверждал, что искусство — это ещё один способ познания мира. Художник, наблюдая природу, выражает её не хуже, чем учёный: он открывает её законы, но делает это через красоту. Поэтому только следуя природе, художник может постичь гармонию.

Его собственные рисунки растений, облаков и горных пород были одновременно и научным наблюдением, и произведением искусства. В этом соединении познания и красоты он видел смысл творчества.

Джон Рёскин, «Эскиз растений и мха на камнях», 1880
Джон Рёскин, «Эскиз растений и мха на камнях», 1880

Искусство и религия

Рёскин был уверен: без духовной основы искусство теряет силу. В его глазах великие эпохи искусства опирались на веру и высокие идеалы. Для него произведения искусства были не только предметами наслаждения, но и проявлением духовного опыта общества.

Рёскин считал, что творчество невозможно без воображения. А воображение — это «искра Божия» в человеке. Художник творит потому, что у него есть внутренняя потребность прославлять Бога через красоту. Воображение соединяет наблюдение природы с духовным прозрением и делает возможным то, что он называл художественной гармонией.

Особенно он восхищался готикой, которую считал истинно «народным» искусством, рожденным живой верой и коллективным духом. Искусство, писал он, рождается там, где есть добродетель и стремление к высшему смыслу. Без этого оно превращается в пустую игру форм.

Витраж собора Труа
Витраж собора Труа

Искусство и воспитание

Для Рёскина искусство было не только отражением общества, но и инструментом его преобразования. Он утверждал: для воспитания нового общества необходимо воспитывать вкус к искусству. Эстетизация жизни нужна не ради роскоши, а для того, чтобы оказывать облагораживающее влияние на душу человека. Именно через художественные образы формируется способность к нравственному выбору и стремлению к добру.

Джон Рёскин. «Автопортрет», 1875
Джон Рёскин. «Автопортрет», 1875

Цвет и свет: две школы художников

Рёскин делил художников на две школы: цвета и света. Первые (венецианцы — Тициан, Веронезе) выражали гармонию через богатство колорита, насыщенные и сияющие краски, воспроизводили мир таким, каким он нам кажется. Вторые (флорентийцы и мастера раннего Возрождения) искали гармонию в линии, свете и тени, показывали действительность такой, какая она есть.

Рёскин подчёркивал: тень — это не отсутствие цвета, а его оттенок. В этом внимании к природе и её тончайшим нюансам легко угадываются предвестники будущего импрессионизма.

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина», Около 1565
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина», Около 1565

Вместо заключения

Рёскин учил видеть в искусстве не только мастерство, но и совесть. Для него оно было способом познания, воспитания и духовного возвышения. Его философия показывает: искусство связано с нравственным здоровьем общества, и без него культура теряет устойчивость, а человек — ориентир.