Раньше все было просто: труба, глушитель, и все дела. Сейчас же под днищем машины - целая химическая лаборатория. Если раньше выхлоп просто глушил звук, то теперь его главная задача - очистка газов. Скажу больше, от его исправности напрямую зависит работа двигателя и аппетит. Давай разберем по частям, куда что идет и зачем.
Выпускной коллектор - точка старта.
Это то, что сразу же прикручено к головке блока. Его задача - собрать раскаленные газы из всех цилиндров в одну трубу. Раньше их просто отливали из чугуна. Теперь же все чаще ставят так называемый "паук" - конструкцию с плавными изгибами, чтобы газы не мешали друг другу. Это улучшает "дыхание" мотора. Кстати, на турбированных двигателях коллектор часто интегрирован с турбиной, чтобы раскаленные газы сразу раскручивали крыльчатку.
Каталитический нейтрализатор - главный чистильщик.
Вот мы и дошли до самого главного. Это не просто банка с сеточкой, как многие думают. Внутри - керамические или металлические соты, покрытые сплавами драгоценных металлов: платины, палладия, родия. Это катализаторы. Они запускают химическую реакцию, в которой вредные угарный газ (CO), углеводороды (CH) и оксиды азота (NOx) превращаются в безвредный азот (N2), воду (H2O) и углекислый газ (CO2). Работает он только при высокой температуре, от 300 градусов Цельсия.
Лямбда-зонд, он же датчик кислорода - мозги системы.
Без него катализатор просто бесполезная железяка. Как правило, их ставят два: один до катализатора, другой после. Первый смотрит, насколько богатая или бедная смесь выходит из двигателя, и электронный блок управления (ЭБУ) по его показаниям постоянно корректирует подачу топлива. Второй же - сторож. Он проверяет, насколько хорошо сработал катализатор. Если эффективность упала, на панели загорится "Check Engine". Данные с этих датчиков идут непрерывным потоком.
Сажевый фильтр - бич дизелей.
С бензиновыми моторами вроде разобрались, но дизели - отдельная история. Основная их беда - сажа. Для ее улавливания и придумали сажевый фильтр (DPF/FAP). Он стоит после катализатора и физически задерживает частицы сажи. Со временем он забивается. Тогда система запускает процесс регенерации: впрыскивает в цилиндры лишнюю порцию топлива, оно догорает уже в выпуске, и температура за сажевиком подскакивает до немыслимых 600-700 градусов! Сажа просто выжигается. Если постоянно ездить на короткие дистанции, этот процесс не запустится, и фильтр придется менять или чистить. Очень дорогое удовольствие.
Глушитель - финальный аккорд.
И только в самом конце оставшиеся газы идут в глушитель. Его задача - погасить звуковые волны. Внутри него - система камер с перфорацией и камер-резонаторов. Звук, отражаясь от стенок и проходя через эти лабиринты, теряет свою энергию и на выходе мы слышим привычный негромкий рокот. Современные системы иногда имеют регулируемый выхлоп с клапаном, который в определенных режимах работы двигателя открывает прямоточный путь для газов, делая звук более спортивным.
Наша компания Mr.Glushitel уже более 5 лет специализируется на доработке и ремонты выхлопных систем автомобилей. В частности:
- мы удаляем катализаторы (проводя бесплатную диагностику перед процедурой);
- меняем гофры глушителя;
- удаляем сажевые фильтры (физически и программно);
- устанавливаем механические и электронные обманки
На все работы мы даем 720 дней гарантии. Чтобы просчитать стоимость работ на вашем автомобиле и получить 15%-ую скидку на все услуги (акция для читателей ДЗЕНа) - переходите на сайт нашей компании и заполняйте форму
Вот так и работает эта сложная система. Видишь, сколько всего придумали инженеры, чтобы наши машины были и мощными, и чистыми. Забыл сказать про гофру, которая гасит вибрации мотора... Но это уже тема для отдельного разговора. Береги свой выхлоп, вовремя обслуживай машину, и она ответит тебе взаимностью.