Найти в Дзене

Психеология, новая наука.

Все знают науку психологию и всем она интересна. В самом деле, покопаться в глубинах собственной души и обнаружить там что-то страшное и ужасное, или благородное и прекрасное, или дикое, но симпатичное - кому ж неинтересно? А вот психеология - наука новая, я ее придумала несколько дней назад, на площадке второго этажа главной лестницы Нового Эрмитажа.

Главная (Теребеневская) лестница Нового Эрмитажа
Главная (Теребеневская) лестница Нового Эрмитажа

Мне хотелось погулять среди статуй, в Летний Сад я больше ни ногой, ну не будем о грустном, хорошее место для прогулки среди статуй - это как раз некоторые залы Эрмитажа. На лестничной площадке хорошее освещение (окна с двух сторон) и скульптура конца 18-го - начала 19-го века. Классические статуи, вдохновленные Древней Грецией, возвышенное и благородное настроение. Надо сказать, что скульптура меня никогда не увлекала (то ли дело живопись), слышала имена Кановы и Торвальдсена, на этом все. Но если душа просит чего-то возвышенно-благородного, то это скульптура, без вариантов. Сюжетов для скульптуры Греция подарила нам огромное количество, но в этом зале я обнаружила целых три Психеи.

Дженнаро Кали Покинутая Психея 1832
Дженнаро Кали Покинутая Психея 1832

Задумалась, а почему так много Психей? Ведь это действительно очень популярный образ в 18 веке, первая русская поэма, "Душенька" Богдановича (1775 год), это вольный пересказ повести Лафонтена "Амур и Психея" (1669), в свою очередь Лафонтен берет сюжет из романа Апулея "Золотой осел" (2 в. н.э.), там есть история Амура и Психеи. Это на самом деле не классический греческий миф, а просто хорошая сказка со счастливым концом, в русских сказках "Финист ясный сокол" с тем же сюжетом, девушка отправляется на поиски улетевшего возлюбленного, претерпевает всякие страдания, все заканчивается хорошо. Но почему для эпохи Просвещения так важен этот образ, а не какой-нибудь другой? В греческих мифах полно образов и значительных и красивых и ужасных и всяких. Но эпоха Просвещения выбрала Психею. Конечно имя у девушки говорящее, Психея - душа. Отсюда возникли и трактовки мифа: мол это не простая сказка, а символическая, о скитаниях души. Красота порождает любовь, душа восходит по лестнице любви, а любовь есть бессознательная погоня за бессмертием (это я не наизусть, в интернете прочитала). Не могли наверно деятели эпохи Просвещения просто читать развлекательную литературу, это Пушкин мог честно сказать "читал охотно Апулея, а Цицерона не читал", но ученые умы Просвещения постарались придать этой истории глубокий символический смысл, тогда уже ее можно спокойно читать и постигать этот самый смысл.

Доменико Карделли Амур и Психея (конец 18 в.)
Доменико Карделли Амур и Психея (конец 18 в.)

Психею обычно изображают с крыльями бабочки, хотя в сказке она просто обычная девушка, крылья у Амура есть, ну так он бог. В этой скульптуре Психея пока без крыльев, но сейчас Амур проснется, улетит, она осознает, что он ей нужен, пойдет его искать и тут крылья появятся, поскольку она символически проснувшаяся душа, которая обязана трудиться, для того чтобы в конце концов взлететь.

Пьетро Тенерани Психея, лишившаяся чувств (начало 19 в)
Пьетро Тенерани Психея, лишившаяся чувств (начало 19 в)

Про скульптора прочитала, что он повторил эту работу семь раз, для разных покупателей! Так что да, Психея популярна.

другой ракурс
другой ракурс

Так что наука психеология должна изучать образ Психеи, его трансформацию и влияние на культуру. Душа-бабочка часто встречается у поэтов, стихотворений о Психее много, у этого образа длинная жизнь. Я приведу кусочек стихотворения "Психея" поэта 20 века:

"Как всплеснул он крыльями - спохватилась я, да поздно:

Где мы вдвоем лежали, там вьюга летала лютая.

Вот и скитаюсь по миру старухой бесколхозной -

Неприкаянная, непрописанная, неодетая, необутая..."

Но конечно не весь зал посвящен Амуру и Психее, хотя Амур встречается еще раз, уже в классическом греческом образе (ребенок).

Пьетро Тенерани Венера и Амур
Пьетро Тенерани Венера и Амур

Здесь Амур (Эрот Купидон) - мальчик, вытаскивает своей маме, Венере (Афродите) занозу из ноги. Издалека мне очень понравилась одна статуя:

-7

Очень красивое и естественное движение.

Лоренцо Бартолини Нимфа со скорпионом
Лоренцо Бартолини Нимфа со скорпионом

Оказывается эта нимфа понравилась не только мне, но и Николаю Первому. Он увидел ее в Лувре и заказал скульптору копию. Не самый любимый мой царь, но тут наши вкусы совпали. Скорпиона я нашла!

-9

Кроме античных сюжетов есть статуи конкретных людей, конечно скульптурные портреты встречаются реже, чем живописные, но видимо в начале 19 века была мода на статуи-портреты, вполне логично, поскольку господствует классицизм - фотошоп автоматически прилагается (в живописи далеко не всегда).

Альберт Торвальдсен Графиня Е.А. Остерман-Толстая 1815 год
Альберт Торвальдсен Графиня Е.А. Остерман-Толстая 1815 год

Закончу не античным, а библейским сюжетом. Каин убил Авеля.

Джованни Дюпре Каин
Джованни Дюпре Каин
Джованни Дюпре Авель
Джованни Дюпре Авель