Найти в Дзене
Дельные советы

Что будет, если пассажирский самолет доберётся до космоса?

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Представьте: вы летите в отпуск, удобно устроились у иллюминатора, пьете томатный сок (почему он в самолете такой вкусный тема для отдельной статьи), и вдруг вам в голову приходит гениальная, как вам кажется, идея. А что, если наш верный Боинг или Аэробус просто возьмет и полетит выше? Прямо в космос! К МКС, на орбиту, чтобы посмотреть на Землю из иллюминатора побольше.

Пилот, видимо, разделил ваш энтузиазм и решил проверить, что там, наверху. Двигатели ревут, нос задрался к звездам, и вы упрямо лезете все выше. Что же будет дальше? Сценарий голливудского блокбастера или мгновенный провал?

Давайте разбираться, почему ваш рейс Москва-Сочи никогда не станет рейсом Москва-Луна.

Первое препятствие: воздух, которого нет

Главный враг вашего космического амбициозного плана это вовсе не руководство авиакомпании, хотя и оно будет не в восторге. Главный враг атмосфера, а точнее, ее постепенное исчезновение.

Самолет не ракета. Он летает благодаря крыльям. А крылья создают подъемную силу только тогда, когда через них проходит воздух. Чем выше мы поднимаемся, тем воздух разреженнее. Примерно на высоте 11-12 км (так называемая линия Армстронга) он становится настолько жиденьким, что самолету приходится лететь с почти звуковой скоростью, чтобы хоть как-то набрать недостающие метры.

Где-то на отметке в 18-20 километров наш труженик-лайнер упрется в свой потолок. Двигателям будет нечем дышать (кислорода для горения катастрофически мало), крылья перестанут цеплять воздух, и самолет попросту свалится с неба. Не в пике, а в так называемый законцовщик потеряет скорость и управляемость. Пилоту придется экстренно снижаться, чтобы восстановить контроль. В этот момент ваш томатный сок точно окажется на потолке.

Итог первого акта: до космоса (который официально начинается на высоте 100 км линия Кармана) нам еще как пешком до Луны. Мы даже на четверть пути не забрались.

Второе препятствие: двигатель, который не тянет

У пассажирского самолета воздушно-реактивные двигатели. Ключевое слово воздушные. Они работают с кислородом.

В космосе воздуха нет. Чем будет дышать двигатель? Ничем. Он заглохнет, как автомобиль в воде. Он просто не сможет создавать тягу. Ракетные же двигатели несут с собой и топливо, и окислитель (тот же кислород), поэтому им плевать на отсутствие атмосферы. Им есть чем дышать в своих собственных баках.

Итог второго акта: ваш самолет превратится в очень дорогой и неуправляемый планер. И это еще лучший сценарий.

Третье препятствие: дизайн, не одобренный НАСА

Космический корабль это, по сути, прочный герметичный баллон, designed to withstand the vacuum of space. Самолет же designed to withstand перепад давления между салоном и внешней средой. И этот перепад очень скромный по космическим меркам.

На крейсерской высоте за бортом давление примерно в 4-5 раз ниже, чем на земле. А в космосе его нет вообще. Если бы мы каким-то чудом дотянули до вакуума, наш фюзеляж просто разорвало бы изнутри. Давление в салоне, которое поддерживается для нашего комфорта, не встретило бы никакого сопротивления снаружи. Результат мгновенная декомпрессия. Это не то чтобы конец фильма, это скорее его очень печальный и резкий финал.

Кроме того, самолет не защищен от космической радиации и диких перепадов температуры. В тени он бы замерз до -150°C, а на солнечной стороне раскалился бы до +150°C. О кондиционерах и пледах можно было бы забыть.

Итог третьего акта: самолет не скафандр. Его конструкция для космоса не предназначена категорически.

Четвертое препятствие: скорость убегания от реальности

Чтобы выйти на орбиту, мало подняться на высоту 100 км. Нужно развить первую космическую скорость примерно 28 000 км/ч. Это в 20 раз быстрее, чем летит пассажирский лайнер!

Самолет, летящий с такой скоростью в атмосфере, попросту сгорел бы от трения о воздух, как метеор. Вспомните, как нагревается спускаемый аппарат при возвращении на Землю. Здесь будет ровно та же история, только на взлете.

Итог четвертого акта: чтобы стать спутником, нужно не просто улететь вверх, а нестись вперед с невообразимой скоростью. Наш рейс до Сочи на такое не способен.

Так что же будет в итоге? Краткий сценарий провала:

1. Минута первая: Пилот сурово смотрит на вас за мысленное предложение и продолжает вести самолет на предписанной эшелоном высоте.

2. Если бы он послушался: Самолет забрался бы на свой абсолютный потолок (~13-15 км). Пассажиры бы почувствовали легкую тряску.

3. Еще выше: Двигатели начали бы терять мощность, скорость стала падать. Сработала бы сирена AOA DISCOVER или STALL предупреждение о сваливании. В салоне включились бы кислородные маски, так как давление упало бы.

4. Финальный аккорд: Пилоты (настоящие герои этой истории) ругались бы последними словами (не в эфир, конечно), переводили бы самолет в крутое пике, чтобы восстановить скорость и управляемость, и экстренно вели бы лайнер на посадку в ближайшем аэропорту.

5. После посадки: Вас и пилота ждал бы очень долгий и невеселый разговор с руководством, авиационными властями и, вероятно, психологом. Карьера пилота на этом бы завершилась.

Вывод: пассажирский самолет великолепное творение инженерной мысли, но создано оно для совершенно другой задачи: безопасно и комфортно перемещать людей внутри атмосферы. Космос это для других ребят, с другими игрушками.

Так что наслаждайтесь видом из иллюминатора на облака, заказывайте тот самый томатный сок и доверяйте пилотам. Они знают, почему курс ведет в Сочи, а не на Марс.

А что вы думаете? Может, у вас есть свои безумные теории о полетах? Или вы как раз тот самый пилот, который мечтает о космосе? Делитесь в комментариях!