Доброго дня, читатель!
Вот уж действительно никогда не знаешь где найдешь информацию об украшениях советского периода. В этот раз познакомлю вас с книгой Владимира Супрычева "Крымские самоцветы". Книга была выпущена в 1973 году, Симферопольским издательством "Таврия". А нашла я ее в букинистическом магазинчике в разделе с литературой по геологии. Нашла случайно, искала книги по геологии Пермского края для дочери и взгляд выцепил яркую обложку и на ней - картинки с украшениями. И всё. Я пропала, забыла зачем пришла и книгу эту из рук уже не выпустила...
Книга написана знатоком крымских самоцветов, кандидатом геолого-минералогических наук Владимиром Андреевичем Супрычевым.
В этой книге, наряду с точным научным описанием свойств крымских цветных камней - сердолика, агата, аметиста, халцедона, оникса, яшмы - содержится много исторических сведений о том, какое применении находили они в разные времена у разных народов.
В заключительной главе книги рассказано о попытках по возрождению искусства крымских камнерезов в годы СССР, какие ювелирные и сувенирные изделия из крымского цветного камня выпускали.
Я приведу небольшие выдержки из последней главы, со сведениями о применении крымских самоцветов в ювелирной промышленности.
"В прошлом веке (имеется ввиду 19 век) предпринимались попытки организовать производство художественных изделий из цветного крымского мрамора. В Симферополе существовала фабрика по распиловке и полировке крымских пород. В других городах Крыма также были специальные мастерские по обработке камня.... "Коктебельские камешки" использовались Петергофской гранильной фабрикой для мозаичных работ и выделки различных ювелирных изделий. Так, в 1884 году фабрика выписала от управляющего ливадийским имением 10-15 пудов камней, "которые находятся на Южном берегу Крыма под названием "голышки", необходимые для мозаичной работы."
... "В " Путеводителе по Крыму" А. Безчинского 1902 года говорится, что на берегу Коктебельского залива гальки голубоватого халцедона, красного сердолика, красной и зелёной яшмы, а также раковины "усердно собираются промышленниками, пускающими их в продажу в южных городах."
"В 1910 году на склонах Кара-Дага чехом-эмигрантом Яромиром Тиханеком было создана небольшая гранильная мастерская, обслуживающая в течение десяти лет не только дачников Коктебеля, но и первоклассные ювелирные фирмы Москвы и Петербурга. Из карадагских самоцветов здесь изготовлялись браслеты, запонки, броши, кольца, бусы, булавки, которые продавались не только в Крыму, но и в крупных городах России."
... "В 1916 году Н. Чуриным для Петергофской гранильной фабрики в горах Крыма было добыто около 800 килограммов халцедоновых самоцветов."
. . . "Цветные камни Крыма использовались и обрабатывались только эпизодически. Так, в последнее перед Отечественной войной десятилетие с развитием добычи и обработки крымского мрамора, который употреблялся при сооружении некоторых станций Московского метрополитена, проявился интерес и к выработке из него мелких изделий (письменных приборов, пепельниц) однако дело это не было поставлено как специальная отрасль местной промышленности и развития не получило.
Вопрос об использовании крымских самоцветов в качестве ювелирного камня поднимался и в 1940 году. К этому времени относятся проведённые Крымгеолбюро маршрутные обследования проявлений цветных камней в Крыму.
Чтобы выяснить возможность использования цветных камней для ювелирных целей, артели "Крымский зеркальщик" в Симферополе было поставлено некоторое количество сердоликов, агатов, халцедонов и разноцветных яшм. Приглашённые сюда уральские гранильщики начали обработку и огранку камней. В Симферополе опытная мастерская успела выпустить до войны лишь первые образцы продукции.
В наши дни (книга издана в 1973 году) снова начинает возрождаться культура камня и интерес к самоцветам.
... Несколько лет назад в Крыму - в Симферополе и Ялте - были созданы камнерезные цехи, в которых началось изготовление различных украшений и сувениров из цветного камня."
... "Пройдем в камнерезный цех Крымского художественно-производственного комбината в Симферополе... Внимание каждого сразу привлекает стол, где разложена готовая продукция.
Вот серьги из серого со светлыми разводами халцедона
А рядом брошь в филигранной серебряной оправе с чуть просвечивающим сердоликом . . .
Миниатюрные гравюры с естественными морскими пейзажами - из черноморита
Взгляд невольно задерживается на полосатом агате. Вправленный в серебряный обруч, он придаёт браслету изящество... "
А вот браслеты с сердоликом, халцедоном, агатом, аметистом
Авторы этих ювелирных изделий - Иван Губин и Дмитрий Зуев, Ефим Жданов и Юрий Фёдоров.
... " При выделке ювелирных изделий используется серебро, анодированный металл, латунь, мельхиор и крымские самоцветы: сердолики, агаты, халцедоны, гагат, яшмы и черномориты. Здесь делают также украшения из аметистов Заполярья, из сибирского карнеола, грузинского агата, казахстанского халцедона и уральской яшмы.
Продукция симферопольских камнерезов пользуется большим спросом в салонах Художественного фонда в Симферополе, Ялте, Львове, Одессе и Киеве.
К сожалению тираж крымских ювелирных изделий пока не велик...
Но, нужно учитывать следующий факт: если камнесамоцветная промышленность будет выпускать изделия в массовых количествах, причем одинаковыми по цвету, форме и художественному замыслу, то покупать их почти не будут.
... Природный камень при любых условиях требует индивидуального подхода к себе.
Мелкая серия, индивидуальный набор - вот принцип выпуска изделий с применением самоцветных камней.
Изделие только тогда становится произведением искусства, когда оно несёт в себе черты неповторимости. Нужно уметь найти в самоцвете эту прелесть, выявить её и сделать понятной каждому. "
В моей коллекции есть одно украшение, которое я условно (утверждать точно не берусь) отношу к изделиям с крымскими самоцветными камнями.
Это брошь. Вставка, похожая на отполированную самоцветную гальку как на вид, так и на ощупь (если камешек погладить- ощущаются неровности, как у морских окатышей) обрамлена филигранной оправой.
И, как обычно, в конце статьи - фотография с выходными данными книги.
Благодарю за внимание.