- А ты докажи, что ты мой сын, - вдруг выдал он.
Надо было бы выкинуть его пинком на лестничную площадку, но вместо этого прозвучал вопрос:
- Как?
- Купи мне дом.
***
Возле роддома разворачивалась привычная сцена. Федя с застывшим от восторга лицом стоял на ступеньках у входа. С фотоаппаратом наготове. За Федей маячили его многочисленные друзья. Маша, держа на руках новорожденного сына, улыбалась мужу во все тридцать два зуба.
- Ну как он? - Федя перенервничал, когда ехал забирать жену и сына, так что голос его прозвучал сипло. Да и не спал он несколько ночей, так, кимарил. Когда Маша рожала, было не до сна, очень волновался, постоянно звонил в роддом. Потом, когда сказали, что были некоторые осложнения, Федя вообще потерял покой, примчался. Так что он дежурит тут уже не первый день, и скоро свалится от недосыпа.
Маша приподняла одеяльце, показывая лицо новорожденного.
Маленький Андрей, сморщенный и спящий, пока что с отцом не познакомился. Ну, как проснется, так познакомится.
- Я на детских фотографиях точно такой же… - сказал Федя.
- Ну вылитый ты! - восторженно воскликнула Маша, - Нос как у тебя, губы… Ну копия!
Федя, не в силах отвести взгляд, кивал, соглашаясь с каждым словом.
- Андрей Федорович, - торжественно произнес Федя, - Добро пожаловать в мир! И в нашу семью, конечно.
Андрей Федорович, судя по всему, был не в восторге. Он проснулся, недовольно скривил губы и засопел, всем своим видом выражая несогласие.
Рождение сына, конечно, стало праздником. Квартира была завалена цветами и подарками. Гости нахваливали малыша, отмечая, как он похож на отца. Федя весь день провел с сыном на руках, только покормить Маше отдавал. Они были счастливы. Тогда.
***
Шестнадцать лет спустя.
Быт затягивал, как трясина. Романтика выветрилась, оставив после себя лишь запах подгоревшей картошки и разбросанных по всей квартире носков. Ссоры стали обыденностью. Из-за денег, из-за воспитания сына, из-за того, кто вынесет мусор. Федя и Маша научились находить поводы для раздражения друг в друге даже в самых безобидных ситуациях.
Но Андрей... Андрей был их якорем, который еще как-то удерживал на плаву их семью. Не было бы его, давно бы развелись, даже не думая. А тут… сын, который любит маму, тянется к папе, да и сохраняется что-то общее, когда вместе растите ребенка.
Андрей не только внешне похож на отца. Андрей увлекается футболом. Федя, сам в прошлом спортсмен, водит сына на тренировки. Когда нет тренировок, то выходят во двор с мячом. Уж что-что, а, как отец, Федя хороший.
Летом, когда Андрею исполнилось шестнадцать, Федя собирался поехать к своей маме в деревню. Его ежегодная обязательная поездка, в которую Андрея он никогда не брал.
- А мы что будем делать? - спросил Андрей у мамы, когда папа уехал.
- Ну а что? - пожала плечами Маша, - Ничего. У тебя каникулы, отдыхай. Экзамены ты сдал. Я в отпуск скоро пойду. Придумаем что-то.
- Ма, я уже спрашивал, а ты всегда молчала, но спрошу еще раз - почему мы никогда не ездим к бабушке и дедушке? - посмотрела на нее Андрей, - Я их даже не видел.
Вопрос застал Машу врасплох. Она-то думала, что он давно исчерпан, и Андрей как-то сам уже все понял.
- Ну... - неуверенно начала она, - Просто так сложилось. У меня не сложились отношения с твоими бабушкой и дедушкой. Они меня... не очень-то любят.
- Почему? - не унимался Андрей.
- Так получилось, что они с самого начала были против наших отношений с твоим папой. Считали, что я ему не пара. Вот так. А потом… Когда-то казалось, что это уляжется, но мы так и не помирились. Меня они там не очень хотят видеть.
Как и Андрея.
- Иными словами - ты для них не невестка, а я - не внук?
- Если вкратце, то да. Только не принимай на свой счет.
- Что я, мам, маленький?
Чуть-чуть неприятно, но Андрей не особо расстроился. В конце концов, это чужие люди, которых он не знает. Это никак не повлияет на его жизнь. Но вскоре стало понятно, что все-таки повлияет…
Когда Федя вернулся из деревни, что-то в нем изменилось. На первый взгляд - все нормально, он такой, какой был, а с женой они годами ругаются, то не что-то из ряда вон, но изменилось и отношение к сыну.
Обычно в пятницу они с Андреем ходили на тренировку. На этот раз отец сказал:
- Я сегодня не пойду. Иди один.
Андрей удивился, но не придал этому особого значения. Может, устал. Но и в следующую пятницу Федя отказался от тренировки, и в третью, и потом… Отец все реже находил время для сына.
Он стал огрызаться, отвечать на вопросы односложно или вовсе игнорировать их. Андрей пытался заговорить с отцом, но тот либо всегда оказывался “занят”, либо выдавал что-то обидное в стиле - “тебе шестнадцать лет, решай свои проблемы сам, а общаться ты уже с друзьями должен”.
А потом Федя все разрушил, однажды огрызнувшись:
- Ты мне не сын.
Андрей как стоял, так и сел. Что это было? Шутка? Он вгляделся в глаза отца, пытаясь найти в них хоть намек на шутку, на розыгрыш. Но там была только странная ненависть.
Маша, услышав эти слова, ахнула.
- Федя! Что ты такое говоришь? - возмутилась она, - Ты вообще о чем?
- Правду говорю, - сухо ответил Федя, - Он мне не сын. Что, думала, никто не узнает? А все узнали!
Еще немного - и Андрей бы затеял с отцом драку.
Маша попыталась успокоить Андрея, объяснив, что папа просто устал и у него плохое настроение. Но Андрей не понимал. Как такое вообще возможно? Он всю жизнь был для отца сыном, а теперь… Как такое можно сказать своему ребенку? И с чего вдруг? Они же одно лицо, какие тут могут быть сомнения?
- Раз не сын, то и ты мне не отец! Никто!
- Андрюш, иди-иди, не надо… - уговаривала мама, - На папу что-то нашло, он потом сам извиняться будет…
Ситуация ухудшалась с каждым днем. Никакие разговоры не помогали, Маша уже охрипла, доказывая, что никого, кроме Феди, у нее не было. Упреки - “я не хочу больше кормить чужого ребенка” - сыпались постоянно. Андрей то бесился из-за этого, то еле сдерживал слезы. Маша, устав смотреть на то, как тает на глазах ее сын, подала на развод.
Федя был вынужден съехать из квартиры, которая принадлежала Маше. Но даже это его не остановило. Съехал. Развелся. С гордо поднятой головой.
Как возможно, что меньше, чем за год, любящий отец, который постоянно был рядом, превратился в дядьку, который даже смотреть на тебя не хочет?
Андрей не понимал.
- Мам, скажи честно… Вы мне чего-то недоговариваете? Я не его сын? - спросил парень, - Или я вообще приемный?
- Андрей, я тебе все объясню. Ты наш сын. Не приемный. И… ну, сам понимаешь, не нагулянный. Я думаю… То есть, я предполагаю, что в деревне, пока твой папа гостил у своих родителей, они, наверное, что-то наговорили ему обо мне. Когда мы с ним только сошлись, было то же самое. Поэтому я с ними и не пересекалась потом.
Андрей молчал, обдумывая услышанное.
- Почему они не наговорили это раньше? - спросил он, - Почему отец не думал об этом все эти годы? То есть, нет. Они ему и раньше это говорили? Тогда почему его переклинило именно сейчас?
Маша пожала плечами. Она тоже не знала ответа. Она уже предлагала Феде сделать тест, но он почему-то отказался.
Тянуться к отцу Андрей перестал. Как можно тянуться к тому, кто тебя каждый раз пинает в ответ? Папе наплевать, Андрею тоже наплевать. Они могли случайно встретиться в магазине, сухо поздороваться и разойтись в разные стороны.
С шестнадцати лет он, фактически, жил без отца. Вообще казалось, что все, что было “до” - это сон. Федя объявился всего один раз, когда Маша снова вышла замуж, тогда он написал Андрею:
- Видишь, я оказался прав.
- В чем?
- В том, какая она. Уже мужик у нее, небось, и раньше был.
- Ты сам живешь с женщиной, - написал Андрей, но отправить не получилось, потому что отец его уже заблокировал. Очень взрослый поступок.
Конечно, это не способствовало желанию вновь обрести отца. Но, когда Андрею исполнилось тридцать, он решил, что пришло время расставить все точки над “i”. Он позвонил. Сам.
- Привет, - сказал Андрей, будто все в порядке, - Как дела?
- Привет, - ответил Федя глухим голосом, - Да ничего особенного.
- Я хотел пригласить тебя в гости, - сказал Андрей, - Приезжай ко мне. Поговорим. Если уж не как отец с сыном, то как старые друзья.
Федя согласился. Он приехал. Андрей встретил его у порога. Они прошли в гостиную и сели на диван. Между ними повисло молчание.
- Ну что, как ты? - спросил Андрей, пытаясь завязать разговор.
- Да нормально, - ответил Федя, не поднимая глаз.
- Я столько собирался тебе сказать… - произнес Андрей, - Но уже не хочу. Я только хочу понять… Понять, что произошло. Почему ты вдруг тогда решил, что я тебе не сын? Мы же похожи как две капли воды!
Федя удостоил его ответом:
- Тогда? Я и сейчас так думаю, - сказал он, - За прошедшие четырнадцать лет я память не потерял.
- Почему? - спросил он, - Ты можешь мне внятно объяснить, почему? Мы так похожи. Шестнадцать лет у тебя сомнений не было. От теста ты потом отказался. Так почему ты уверен, что я не твой сын?
Федя пожал плечами.
- Просто так чувствую.
- Как это - чувствуешь? Ты всю жизнь был мне отцом! - воскликнул Андрей, - Ты водил меня на тренировки, ты…
- Какая разница, что тогда было? Это было раньше, - ответил Федя, - Я вообще не считаю, что должен с тобой об этом говорить. Раньше я считал тебя сыном.
- А сейчас потом? Что изменилось? - спросил Андрей.
- Не знаю, - Федя развел руками, - Я просто... не верю.
- Не веришь? - Андрей аж стукнул кулаком по подлокотнику дивана, - Не веришь? И поэтому ты ушел?.. - он встал и взглянул на отца, - Ты понимаешь, что ошибаешься. Ты мне отец, и ты это знаешь.
Федя немного помолчал:
- А ты докажи, что ты мой сын, - вдруг выдал он.
Надо было бы выкинуть его пинком на лестничную площадку, но вместо этого прозвучал вопрос:
- Как?
- Купи мне дом, - сказал Федя, - Любящий сын для родного отца ничего не пожалеет. Купи мне дом. Тогда я поверю, что мы семья. А то я уже четырнадцать лет слышу только пустую болтовню, что мы родные. Сын вырос, а для отца, раз уж ты считаешь меня отцом, ничего так и не сделал.
Андрей застыл. Это что, такая ирония? Издевательство? Или просто… попытка выжать из него хоть что-то, пока есть что выжимать?
- Ты серьезно? - спросил Андрей.
- Вполне, - кивнул Федя, - Если ты мой сын, то это ведь в порядке вещей - помогать пожилым родителям.
Андрей понимал, что это абсурд. Но в то же время он, в глубине души, он всегда, с того самого лета, верил, что у них снова все будет хорошо. Пусть не сразу, пусть через много лет, но будет… Он смотрел на отца, который, казалось, уже не был его отцом, и не знал, что сказать.
Разговор закончился ничем.
Федя опустошил половину бутылки вина и уехал.
Андрей остался с другой бутылкой, но так ее и не открыл.
Что ему делать? Купить дом? Взять кредит? Потратить бог знает сколько лет своей жизни на то, чтобы доказать человеку, который не хотел признавать его своим сыном, что он действительно его сын? Стоило ли оно того?
Андрей долго думал, взвешивая все “за” и “против”. В конце концов, он пришел к выводу, что ему это не нужно. Он уже вырос. Он прожил всю свою жизнь без отца и сможет прожить ее дальше.
- Да и плевать, - прошептал он, - Будет тебе дом. Как же. Держи карман шире.
***
Со временем Андрей переехал в Италию. Там он познакомился с девушкой, которая тоже недавно переехала. Вскоре родилась дочь. Потом они вернулись на родину. Андрей все-таки отказался от квартиры и купил дом, для себя, конечно, а не для некоторых особо наглых. По папе он больше не скучал, точка была поставлена.
И тут... тут позвонил Федя.
- Я хотел узнать... Как ты? Где живешь? - неуверенно произнес Федя, - Слышал, далеко ты забрался…
- Да, но уже вернулся.
- Кхм… поздравляю тебя со свадьбой, и с дочкой тоже поздравляют, хоть и запоздало немного.
- Спасибо, - ответил Андрей.
- А можно мне приехать? - внезапненько, - Посмотреть на тебя, на внучку… Пообщаться…
Андрей как чувствовал, что этот момент рано или поздно наступит.
- Хочешь общаться?
- Да.
- Тогда докажи, - произнес он.
- Что доказать? - не понял Федя.
- Что ты мой отец, - ответил Андрей.