Найти в Дзене

Школьный буллинг: как распознать и защитить своего ребенка?

В каждом классе своя атмосфера, свои негласные правила и взаимоотношения между учениками. Но, к сожалению, иногда эта система дает сбой, и то, что должно быть безопасным пространством для учебы и общения вашего ребенка, превращается в поле битвы. Сегодня я хочу начать разговор на сложную тему, которая касается не только детей, их родителей, учителей, но и всех нас. Эта тема – буллинг в школьном коллективе. Школьный буллинг – это не просто конфликт между детьми, а серьезная психологическая травма, которая может повлиять на всю жизнь. Разговаривая со взрослыми теперь уже людьми, которые прошли в школьном возрасте этот путь (были жертвами буллинга) говорят, что это травматичный опыт порой мешает им и во взрослой жизни. Я долго не решалась писать об этом. В моей практике было 2 обращения, связанных со школьным буллингом. И каждый раз я мучительно размышляла: браться ли за такой случай. С одной стороны я понимала, что это серьезная проблема, которая требует профессионального вмешательства,

В каждом классе своя атмосфера, свои негласные правила и взаимоотношения между учениками. Но, к сожалению, иногда эта система дает сбой, и то, что должно быть безопасным пространством для учебы и общения вашего ребенка, превращается в поле битвы. Сегодня я хочу начать разговор на сложную тему, которая касается не только детей, их родителей, учителей, но и всех нас. Эта тема – буллинг в школьном коллективе.

Школьный буллинг – это не просто конфликт между детьми, а серьезная психологическая травма, которая может повлиять на всю жизнь. Разговаривая со взрослыми теперь уже людьми, которые прошли в школьном возрасте этот путь (были жертвами буллинга) говорят, что это травматичный опыт порой мешает им и во взрослой жизни.

Я долго не решалась писать об этом. В моей практике было 2 обращения, связанных со школьным буллингом. И каждый раз я мучительно размышляла: браться ли за такой случай. С одной стороны я понимала, что это серьезная проблема, которая требует профессионального вмешательства, с другой – понимала, что это эмоционально затратно для всех участников процесса, в том числе и для меня. Одного ребенка я все же взяла в работу, и совместными усилиями с родителями мы нашли выход из этой ситуации.  А недавно ко мне обратились с запросом – на это раз от классного руководителя, который столкнулся с признаками буллинга в коллективе подростков. Задача как мне видится непростая: нужно помочь не конкретной жертве, а подобрать методы групповой работы для классного руководителя, чтобы изменить атмосферу в коллективе. Собственно этот факт и заставил меня глубже погрузиться в тему буллинга и стал причиной, по которой я решила написать эту серию статей.

Во-первых, давайте разберемся что же такое буллинг и чем он отличается от конфликтов в коллективе. Буллинг – это форма агрессивного поведения, при которой один или несколько детей систематически унижают, оскорбляют или подвергают физическому насилию другого ребенка, который не может себя защитить. Это вовсе не случайный единичный конфликт, это повторяющаяся модель поведения, которая основана на неравенстве сил. Такая травля может проявляться в разных формах: физической (толчки, удары), вербальной (оскорбления или насмешки), социальной (игнорирование, оскорбительные слухи) и кибербуллинге (оскорбления, нападки в интернете). Особенностью буллинга является то, что он не ограничивается единичным эпизодом, это длительный и болезненный процесс, который может привести к серьезным последствиям для психики ребенка: от снижения самооценки до депрессии.

Давай разберемся с истории этого явления. Изначально для обозначения систематической травли одного человека группой людей возник термин «моббинг». Впервые слово «моббинг» употребил в 1958 году известный зоопсихолог Конрад Лоренц. Им он обозначил специфическое поведение зверей и птиц, предупреждающих друг друга о приближении врага и общими усилиями отгоняющих противника. А вот на сферу человеческих отношений это термин был перенесен шведским врачом Петером-Паулем Хайнеманом. В 1969 году в шведском журнале вышла его статья, в которой он использовал термин «моббинг». Примерно в то же время в 1973 году другой шведский психолог Дэн Олвеус написал книгу «Мальчики для битья и школьные хулиганы». Благодаря этим работам интерес к проблеме моббинга стал толчком для проведения исследований в этом направлении. В Скандинавских странах, где началось изучение этого явления, а также в немецкоязычных термин «моббинг» остался более распространенным, в то время как в англоязычном и русскоязычном профессиональных сообществах стали употреблять преимущественно термин «буллинг».

Я планирую, что эта статья станет началом моего погружения в эту тему. В следующих статьях (а их я буду размещать с хэштегом #ШкольныйБуллингКакЗащититьРебенка)  я планирую раскрыть важные аспекты школьного буллинга. Мы поговорим о том, как распознать признаки буллинга если ваш ребенок стал жертвой буллинга или агрессором. Разберем какие шаги может предпринять родитель и ка может повлиять на проблему классный руководитель и школьный психолог. Я понимаю, что это сложная и многогранная тема, требующая внимания, понимания и совместных усилий всех участников процесса. Очень надеюсь, что мои статьи помогут кому-то лучше разобраться в этой теме. Очень надеюсь на ваши комментарии и ваши мысли на эту тему. Делитесь в комментариях своими историями, работами и надеюсь, что совместными усилиями мы сможем сделать школу безопасным место для каждого ребенка.

Продолжение читай тут

#ШкольныйБуллингКакЗащититьРебенка