Предыдущие части здесь:
Большие поляны
Мы всегда считали, что Больших полян всего 4 штуки, и из долины Скобидо сейчас я вышел на четвёртую, т.е. самую дальнюю от обычного места стоянки.
Дорога через поляны раньше была основным маршрутам джиперов, но сейчас довольно подзаросла.
Зато кое-что неизменно: пчеловоды расставили свои ульики во всех укромных уголках полян. Недаром ближайшая гора названа липовой: мёд здесь получается отменный.
К сожалению, и за этими полянами перестали следить, и через пару десятилетий они будут не отличимы от леса.
То ли сюда перестали выгонять скот на пастбище, то ли и раньше состояние полян поддерживалось силами пасечников-энтузиастов, но кустарник уже достиг двухметровой высоты, а минполоса вдоль опушки практически неразличима.
Здесь особенно заметно, что солнце вот-вот закатится за Свинцовый хребет, погрузив долину Адегоя в полумрак.
Когда-то наша хорошая подруга Полина, которой на тот момент было около пяти лет, прозвала горы Острую и соседнюю безымянную вершину "мамины титьки" именно из-за вида с первой поляны. Оригинально, название прижилось в наших кругах.
Прохожу через солнечные поляны и через портал попадаю в светлый лес над рекой Адегой.
Новая мандала
Здесь на речной террасе следы внедорожников переплетаются, как сыр-косичка. Когда существующий путь утопает в грязи, джиперы пробивают по лесу новую дорогу. Когда-то, лет десять назад, я смог проехать сюда на карбюраторной восьмёрке, нигде не застряв.
Прижимаюсь к обрыву над рекой и по знакомой тропинке иду к тому самому месту, где мы стояли много лет подряд. У этого места даже не было особого названия - просто "стоянка". Но сейчас на OSM-картах его можно обнаружить под названием "Мыс Миллениум - Новая мандала". Интересно, какой смысл вкладывают в эти слова эзотерики. Причём здесь миллениум, и где здесь мандала. Возможно, здесь обосновались те, кто раньше обитал на старой мандале выше по течению Адегоя. Какой ужас, товарищи!
Но место для стоянки и правда отличное. Расположено действительно на мысе излучины Адегоя, на противоположном берегу от основной дороги Шапсугская - Кабардинка. Под обрывами плоского мыса - как минимум две лагуны, в одной из которых можно попрыгать со скалы, а ещё обширные каменистые отмели по обоим берегам, на которых можно позагорать. От лагеря к реке прорублена лестница, которую мы когда-то выложили камнями. Единственным проблемным вопросом для нас было отсутствие поблизости родников с пригодной для питья водой.
Сейчас же здесь разросся целый палаточный городок. Большие палатки стоят в два ровных ряда и даже пронумерованы. Похоже, здесь проходят крупные слёты эзотериков. На окраине городка стоят солнечные панели. Навес с кострищем откапиталили, моё уважение! Под навесом сидели три тётеньки, готовили обед в котелке. Я не стал фотографировать обстановку в городке, чтоб никого не нервировать. Однако пара маленьких собак всё же напряглились и провожали меня лаем до тех пор, пока я не спустился к реке.
Как это водится на горных реках, береговая линия за несколько лет значительно изменилась. Брод с перекатами под порогами стал теперь скорее ямой, ближняя отмель стала площе, а нижняя лагуна - явно приятнее для купания.
Верхняя лагуна была моей любимой благодаря глубине, медленному течению и камню для ныряния. Камень сейчас зарос речной травой, но в целом я расплылся в улыбке от теплого чувства ностальгии.
Купаться уже я не буду, поэтому погружаюсь в тёмный пойменный лес. Дорога здесь вьётся между деревьями на некотором удалении от реки, и при движении по ней совершенно не складывается ощущение, что находишься в где-то в горах.
Дорога вывела меня к броду, который нельзя пропрыгать по камушкам. Я, недолго думая, пошёл в воду прямо в кроссовках, хотя стоило бы, на самом деле, разуться или надеть уже мокрую пару обуви. В лесу с уходом солнца быстро становится прохладно.
Часовня и лагерь при ней
После брода я вхожу в точно такой же пойменный лес. Влево уходит тропа, которая для нас являлась быстрым путём к старой мандале и ещё одной добротной лагуне. В солнечных лучах лес вдоль той тропы казался нам блеклым благодаря серому цвету нижней поверхности листьев деревьев, поэтому мы называли тропу чёрно-белой. Сейчас же я делаю небольшой крюк, придерживаясь правого направления вверх вдоль реки.
При взгляде сквозь деревья в глазах начинает пестреть - я подхожу к лагерю у часовни Феодосия Кавказского. Один раз мне доводилось здесь ночевать, когда тётя Маша оставалась присмотреть за пустым лагерем. Этим местом заведовала бабушка Александра - глубоко верующая женщина, выстроившая лагерь для того, чтоб на лето сюда могли приехать дети из малообеспеченных семей. Мы это место называли Лагерь "Викинги", потому что раньше на шлагбауме красовалась соответствующая табличка.
Иду по главной аллее, и на первый взгляд мне кажется, что лагерь пуст. У дороги - ни одного внедорожника, дымок от кострища не идёт, никаких детских визгов и звуков гитары.
Но вдруг до меня донёсся металлический звук из обеденной зоны. Заглянув за шторку из полиэтиленовой плёнки, я увидел пожилую женщину со знакомыми чертами лица.
- Здравствуйте, Вы Александра?
- Здравствуй. Верно, Александра. Присаживайся.
Бабушку Александру я не видел уже около 15 лет. Должно быть, ей уже порядка 90 лет. Она сильно исхудала, но блеск в глазах всё тот же.
Говорит, Феодосий её хранит. Как и лагерь, который не единожды хотели закрыть из-за проб питьевой воды из родника, но так и не закрыли.
Говорит, скоро должна приехать очередная смена детей из Славянского района. Говорит, убрала один из символов лагеря, каменный лабиринт, чтоб грех на душу не брать, потому что пожилые посетители часовни уставали по нему ходить. Говорит, что туристы в край обнаглели, но она устала бороться с джиперами, для которых часовня - достопримечательность, а не место паломничества, и теперь просто наблюдает за ними, не вмешиваясь.
Мы беседовали около получаса, после чего я поблагодарил Александру за гостеприимство, зашёл в часовню и удалился вверх по Адегою, чтоб успеть ещё пройти по запланированным точкам до наступления темноты.
Старая мандала
Издалека вижу красную ленту на склоне - значит мне туда! Эту тропу мы называли козьей, потому что при первом её прохождении встретили здесь небольшое стадо коз, обитавших на мандале "Вечность".
Тропа позволяет пройти от часовни к мандале через горку, не переходя реку. В высшей точке слева к козьей примыкает чёрно-белая тропа. На тропе есть пара неудобных перелазов, и когда-то моя мама считала тропу довольно сложной.
Спускаюсь с Козьей тропы на дорогу, ведущую к мандале. Вправо уходит тропка, которая когда-то была основным пешим маршрутом к мандале. Сейчас уже, конечно, подзаросла изрядно.
Возможно, я поздно подошёл сюда, и днём здесь был аншлаг, но я почему-то в этом сомневаюсь. Когда-то здесь жила семья, та самая с козами, и развивала мандалу. Полянка у дороги была заставлена джипами, туристам наливали чай, начали строить часовню. Сейчас же здесь абсолютно никого.
Мандала - магический узор в буддизме. В зависимости от рисунка, мандала якобы несёт различную энергию и способствует нужным свершениям.
Какую энергию несёт мандала "Вечность" - не знаю. Я лишь чувствую, что вечности у меня нет, время поджимает, а потому остановиться и попробовать помедитировать я не могу.
Удивительно это место тем, что создатели попытались совместить буддизм, язычество и христианство в одном флаконе, и в какой-то момент эта формула сработала на туристах.
Лагуна "Тарзанка"
Продолжаю свой путь вверх по Адегою. У очередного брода тянется местный каньончик "Белые скалы".
Брод образован небольшими перекатами, выше которых по течению протянулась довольно крупная лагуна. В моей памяти она называется лагуна с тарзанкой, хотя самого дерева с тарзанкой уже нет.
Над лагуной возвышается лысая скала. На неё даже можно забраться по тропе, и когда-то это было нашим обязательным ритуалом. Не скажу, что оттуда открывается особенный вид, но неизбалованного туриста эти скальные ступеньки впечатлить могут. Сейчас я не стал этого делать, потому что времени уже в обрез.
Давным-давно на Яндекс картах, когда к конкретным местам были прилеплены фотографии от пользователей, я увидел там фото вот этого изгиба, подписанного как геосинклиналь. Слово отпечаталось у меня в памяти, но я не подозревал, что с этими антиклиналями и синклиналями будет связана моя дальнейшая профессия.
Это было местом притяжения не только джиперов и обосновавшихся неподалёку туристов вроде нас, но и местных ребят из станицы, приезжающих сюда вечерами на велосипедах.
В моём сознании эта лагуна была наиболее полноценной что ли. Глубокой, длинной и широкой, с тарзанкой и смотровой площадкой над ней. Она открыта для солнечных лучей, вода в ней успевала нагреться к вечеру до приемлемой температуры.
Рядом только не хватало родника, но он есть выше по течению, куда я дальше и направлюсь.
Над лагуной по левому берегу Адегоя - Грушевая поляна. Во-первых, на ней растёт груша, а во вторых она напоминает грушу при взгляде сверху. Если свернуть вправо и пройтись вдоль берега, то можно выйти к стоянке с навесом.
Я же буду придерживаться дороги, чтоб вскоре выйти на основную магистраль Шапсугской зоны - дорогу Шапсугская - Кабардинка.
Верхняя Шапсуга
Порой кажется, что эту дорогу способна преодолеть любая мало-мальски проходимая машина, однако после прохождения чистых скальных участков, понимаешь, что нет. Верхнее течение Адогоя проходит с широкой долине параллельно ГКХ. Река там спокойная, а дорога - очень грязная и разъезженная. Не раз видел застрявшие Нивы и даже УАЗы. В наши дни возник проект строительства асфальтированной трассы через Кабардинский перевал. Новые дороги я люблю, однако очарование солнечной Шапсуги будущая дорога разрушит окончательно.
Памятник лётчику - место, примечательное тем, сто именно отсюда начинается классический подъём на гору Свинцовая. Когда я был молод и полон сил, в одиночку укладывался за полтора часа. До выхода на хребет дорога будет идти строго вверх, но уже на хребте можно будет на какое-то время расслабить ноги.
На хребте есть несколько лысых вершинок, на одной из них - памятник в виде глобуса, на другой - поле, на котором я когда-то собирал одичавшую кукурузу. Надеюсь, в ближайший год или два реализуется мой план подъёма на Свинцовую с поиском пещер на противоположной стороне горы. Долгое время все считали, что их существование - просто легенда о бравых горцах, отливавших свинец в каменоломнях, однако не так давно в интернете стали появляться видео походов отдельно взятых групп людей к пещерам. К счастью, без указания конкретных координат, чтоб не началось массовое паломничество (это небезопасные пещеры!).
На противоположной от памятника стороне дороги - навес со спуском к реке. Здесь тоже лагуна, однако в неё я ни разу не окунался - она всегда в тени деревьев и кажется очень холодной. Тем более, что с мохнатых камней на том берегу струится холодная родниковая вода - это плачущие скалы Адегоя.
Сама лагуна довольно длинная, и чем ближе к скалам, тем более глубокая.
Возвращаюсь на дорогу, чтоб пройти вперёд ещё чуточку. Здесь, сразу за скальным участком, долина поворачивается параллельно ГКХ и Свинцовому хребту.
На повороте - брод у устья реки Угегей, стоянка под названием Раздёры. Это и есть граница Шапсуги. Далее выше по Адегою - 10 км скучнейшего грязевого месива с выходом к СНТ и линии ЛЭП, поднимающейся к Кабардинскому перевалу.
Я же немного не дохожу до Раздёр. Самой дальней точкой моей прогулки становится устье ручья Ивановского (хотя в данный момент на OSM он почему-то называется Вассерфальский - ух, эзотерики!).
Ручей этот интересен тем, что в его верховьях находится довольно высокий (но не полноводный) водопад - Большой Адегойский. Опыт подъёма к нему я имею лишь непосредственно по руслу ручья, и могу лишь сказать, что готовьтесь перелазить завал за завалом. Когда-то нас прямо на водопаде накрыло ливнем, и пришлось на коленях и руках выползать по склону до ближайшей заброшенной лесовозки - тоже то ещё удовольствие.
Обратный путь
Обратный мой путь будет полностью проходить по левому берегу Адегоя. Из примечательных точек у меня запланирован лишь крюк по лесу к большому разрушенному дольмену. Он совсем недалеко в лесу, главное - знать, где искать.
Когда-то у дольмена стояла табличка о том, что в советское время его специально снесли бульдозером. Кто-то называет этот дольмен Большим Адегойским.
Стоит сказать, что камера телефона заметно осветляет фото, глазами же в лесу уже было практически ничего не видать.
На противоположном берегу мелькают разноцветные объекты у часовни Феодосия Кавказского, а дорога в этот момент огибает один из отрогов Свинцового хребта.
За поворотом дорога сильно меняется - никаких скал, только грязь! Так было всегда, и я знаю, что так будет около километра до следующего поворта. Для пешеходов, как обычно в таких местах, есть протоптанные обходы через лес.
Поравнявшись с Мысом Миллениум на том берегу, я заметил свечение в лесу. Давно я не видел светлячков!
За поворотом начинается следующий сухой скальный участок. Он всегда был самым близким к нашей стоянке, а потому ощущается каким-то родным.
Я прохожу под ЛЭП, спустившейся сюда из долины Скобидо, и выхожу к месту слияния дорог из двух долин.
Здесь, у брода через Адегой, находится самая крупная лагуна в Шапсуге. Причём предпосылок в виде скалок рядом нет - она появилась после наводнения 2012 года путём намыва массы камней и запруживания реки. Отсюда следствие - дно здесь не скальное, течение медленной, весь ил осаживается прямо тут.
Дальше уже совсем стемнело, но фонарик включать мне не хотелось совершенно, да к тому же, почуяв прохладу, проснулись злейшие комары.
По мере приближения к станице стали появляться шашлычники. На всю долину орала музыка из машин, и было это даже как-то атмосферно.
Выхожу на поле. Это финишная прямая перед возвращением станицу. Здесь начинается адский ад с полчищами комаров. Останавливаться и прекращать махать руками нельзя ни на секунду - съедят! Да, есть объездная дорога над полем, но почему-то сейчас мне захотелось пройти именно так.
Но в какой-то момент мне всё же пришлось рискнуть жизнью и остановиться ради фото: над горой всходила восхитительная большая луна.
Раз уж остановился - фотографирую и дорогу назад.
В станице есть ещё одна лагуна, и по правде говоря, мне она кажется самой лучшей, если не брать во внимание факт нахождения проезжей дороги всего в десяти метрах.
Вхожу в станицу. Луна восстаёт из-за крыш домов.
Направляюсь в центр, чтоб пройти мимо школы, лесопилки и выйти к машине на выезде в сторону Эриванской.
Что ж, подведём итог короткого путешествия, растянувшегося аж на три части. Я хотел показать всё очарование Шапсуги в мелочах. Да, здесь не грандиозные виды, нет впечатляющих объектов, но зато есть уют и в целом атмосфера туристического места. Весь мой маршрут повторять не обязательно - выберите пару точек, чтоб прогуляться к ним в солнечный день, и обещаю - вам понравится.
Сложность по шкале от Горячего ключа до Фишта: 3 из 10 (из-за километража и хождения по лесу напролом).
Всего пройдено за день: 22 км
Затрачено времени: 10 часов
9 июля 2025 года.