Найти в Дзене
Выборгская улица

Четыре месяца Кустодиева в «Конккале»

Борис Михайлович Кустодиев — русский и советский живописец, изображавший на своих картинах русский быт, праздники провинции и колорит России. Родившись в семье астраханского профессора, мальчик увлекся живописью с детства и имел твёрдое намерение посвятить ей жизнь. Он учился в Академии художеств у И. Е. Репина и в 31 год стал академиком Императорской Академии Художеств. В 1909 г. у Кустодиева появились первые симптомы опухоли спинного мозга. Со временем состояние лишь ухудшалось, и в 1911 г. он уехал в частную клинику в Швейцарии. Однако первоначально врачи ошибочно диагностировали туберкулёз, что влекло за собой неверное лечение, лишь в 1913 г. Г. Оппенгейм наконец смог обнаружить опухоль. Ещё через три года у Кустодиева отказали ноги. В письме к В. В. Лужскому Борис Михайлович пишет: «Только ради Бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому – а, напротив, что я здоров, а главное, весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, – я сам удивляюсь на свою жизнеспос
Санаторий «Конккала», 1916 г. Источник: Lappeenranta museums
Санаторий «Конккала», 1916 г. Источник: Lappeenranta museums

Борис Михайлович Кустодиев — русский и советский живописец, изображавший на своих картинах русский быт, праздники провинции и колорит России. Родившись в семье астраханского профессора, мальчик увлекся живописью с детства и имел твёрдое намерение посвятить ей жизнь. Он учился в Академии художеств у И. Е. Репина и в 31 год стал академиком Императорской Академии Художеств.

« Автопортрет у окна», Б.М. Кустодиев, 1899 г. Источник: Пермская государственная художественная галерея
« Автопортрет у окна», Б.М. Кустодиев, 1899 г. Источник: Пермская государственная художественная галерея

В 1909 г. у Кустодиева появились первые симптомы опухоли спинного мозга. Со временем состояние лишь ухудшалось, и в 1911 г. он уехал в частную клинику в Швейцарии. Однако первоначально врачи ошибочно диагностировали туберкулёз, что влекло за собой неверное лечение, лишь в 1913 г. Г. Оппенгейм наконец смог обнаружить опухоль. Ещё через три года у Кустодиева отказали ноги. В письме к В. В. Лужскому Борис Михайлович пишет:

«Только ради Бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому – а, напротив, что я здоров, а главное, весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, – я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, „жить“!!»

Кустодиев Б. М. «Автопортерт», 1917 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Кустодиев Б. М. «Автопортерт», 1917 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея

С конца мая по середину сентября 1917 г. Кустодиев лечится в санатории «Конккала» под Выборгом. Несмотря на болезнь, он продолжает рисовать и создает в «Конккале» ряд работ.

Кустодиев Б. М. «Конкола (Финляндия)», 1917 г.
Кустодиев Б. М. «Конкола (Финляндия)», 1917 г.

20 мая, в первые дни своего пребывания в санатории, художник отправляет открытку В. В. Лужскому, где пишет:

«Третий день как в Финляндии. Здесь очень хорошо, чудесное лето, прекрасный санаторий. Это в 8 км от Выборга... Много солнца, все распускается. Думаю пробыть здесь всё лето, если, конечно, какие-нибудь непредвиденные обстоятельства не заставят поехать обратно: теперь всего можно ожидать».
Борис и Юлия Кустодиевы с детьми Кириллом и Ириной, 1916 г.
Борис и Юлия Кустодиевы с детьми Кириллом и Ириной, 1916 г.

Это 1917 год, по всей стране идут глобальные изменения, начавшиеся ещё в феврале, и Финляндия не является исключением. До санатория доходят Петроградские газеты, и все оживлённо обсуждают политическую повестку, но Кустодиев ей уже не так заинтересован, нежели раньше. В августе приезжает его сын Кирилл и вся семья наконец может выходить на прогулку в полном составе. Так, прогуливаясь, однажды до озера и огибая его, семейство Кустодиевых оказалось на мостике, с которого открывался вид на санаторий и окружающий его парк. Борис Михайлович попросил жену с детьми постоять на мосту, а сам, сидя в кресле, стал быстро набрасывать эскиз будущей картины. Ещё один похожий случай вспоминает сын Кирилл. Добравшись до другого озера, художник глубоко впечатлился его красотой и решил тут же изобразить на картине вместе с лесом, корнями и одиноким гребцом.

Кустодиев Б. М. «Лесное озеро в Конкола», 1917 г. Источник: Государственный Русский музей
Кустодиев Б. М. «Лесное озеро в Конкола», 1917 г. Источник: Государственный Русский музей

Принято считать, что в Петроград Кустодиевы из «Конккалы» выдвинулись в середине сентября того же года. Однако существует зарисовка с изображением сына Кирилла, которая, предположительно, сделана в санатории и является подготовительной к работе «На мосту». На Кирилле надета рубашка-матроска, как и на дочери Ирине, судя по другой зарисовке «На мосту» (в начале XX в. матроски стали своего рода униформой, знаком массового вкуса). Изображение датируется 25.09.1917.

Кустодиев Б. М. «Портрет Б. К. Кустодиева», 1917 г. Источник: Государственный Русский музей
Кустодиев Б. М. «Портрет Б. К. Кустодиева», 1917 г. Источник: Государственный Русский музей
Кустодиев Б. М. «На мосту», 1917 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Кустодиев Б. М. «На мосту», 1917 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея

Ирина, дочь Кустодиева, также вспоминает о поездке в «Конккалу» и о том, как писалась картина «Портрет графини Грабовской»:

«Летом этого года мы жили в санатории «Конкала» под Выборгом – в первом этаже в небольшой комнате с закрытым балконом-фонарем. Здание санатория сохранилось до наших дней. Большое, четырехэтажное, у входа – два льва. Кругом роскошный парк, клумбы. Перед окнами – сосны, цветы. Там, в «Конкале», папа очень много работал. Почти весь день сидел в своем кресле в парке и писал этюды. Написал портрет С. А. Грабовской, очаровательной шатенки с огромными синими глазами. Она сидит под соснами в розовой вязаной кофточке и шапочке, положив обе руки на стол. Рисовал портреты Лопатиной, Сувориной и Аниты Буденгоф*. Здесь исполнена и картина „На мосту“. Мы – мама, Кирилл и я – стоим на мосту, над вечерним озером; на заднем плане – санаторий и парк...»

*дочь выборгского купца Эмиля Фредрика Буттенгофа

Кустодиев Б. М. «Портрет графини Грабовской», 1917 г.
Кустодиев Б. М. «Портрет графини Грабовской», 1917 г.
Кустодиев Б. М. «Этюд. Конкола. Бывшее имение Буденгофа», 1917 г. Источник: Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Кустодиев Б. М. «Этюд. Конкола. Бывшее имение Буденгофа», 1917 г. Источник: Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

В Петроград Борис Михайлович возвращается поездом в вагоне для собак, поскольку наличие инвалидного кресла не позволяет ему ехать в обычном вагоне. Об этой трагикомедии писал сын художника:

«Лето 1917 года, после второй операции, отец провел в санатории „Конкала“, в семи километрах от Выборга. Несмотря на плохое самочувствие, он много работал. Я приехал туда в конце августа. Однажды я повёз отца в кресле – по просёлочной дороге, мимо какого-то хутора – к красивому озеру, расположенному в лесу среди берез и елей. Восхищенный видом озера, он решил его написать. Я поставил ему мольберт, на него подрамник с натянутым холстом, и отец погрузился в работу. Этюд получался интересным. Почти закончив, отец решил, что этюд „пуст“, и я получаю распоряжение: „Кира, становись около берёзы, я тебя напишу, не люблю писать этюды без фигур, пусто как-то без них, а когда приходится писать без людей, то мне всегда хочется их приписать“. Уж тогда, из-за своей болезни, отец с кресла вставать не мог, и поэтому в Петроград ему пришлось возвращаться в „собачьем“ вагоне. За кресло было уплачено как за багаж. Скорый поезд шёл четыре часа, и всё это время отец находился в „обществе“ собак; их было несколько: пудель, бульдог, терьер и охотничьи. Собаки были в намордниках на сворках, зацепленных крючками к стенкам вагона, отец в кресле поместился посредине. Всю дорогу он рисовал собак. Ему нравилось и то, что, как он говорил, „делай что хочешь – никому не мешаешь!“»

В марте 1927 года Кустодиев получил разрешение Наркомпроса выехать для лечения в Германию, на которое правительство выделило деньги, но этой поездке не суждено было состояться — Кустодиев скончался от скоротечного воспаления лёгких 26 мая 1927 года, спустя 10 лет после своего путешествия в Старую Финляндию.

Искусствовед А. Г. Мартынова в 2018 году выявила ещё одну уникальную работу художника — «Этюд. Конкола. Бывшее имение Буденгофа» (ранее атрибутированный во многих источниках под названием «Пашня»), а также предварительно атрибутировала как относящиеся к выборгскому периоду художника натюрморт «Финский букет» (1917), «Вечерний пейзаж» (1917) и «Пейзаж с цветочной клумбой» (1917).

Кустодиев Б. М. «Финский букет», 1917 г. Источник:  Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск
Кустодиев Б. М. «Финский букет», 1917 г. Источник: Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск
Кустодиев Б. М. «Вечерний пейзаж», 1917 г. Источник: Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Сумы
Кустодиев Б. М. «Вечерний пейзаж», 1917 г. Источник: Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Сумы
Кустодиев Б.М. «Пейзаж с цветочной клумбой», 1917 г. Источник: Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Кустодиев Б.М. «Пейзаж с цветочной клумбой», 1917 г. Источник: Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

По материалам статьи: А. Г. Мартыновой «Выборг в жизни и творчестве русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927)» // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 37