Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Вспомнить нынче должны»

Наверное, было бы неверно не обратиться ещё раз к фильму, который упорно именуют «сериалом», а люди моего поколения столь же упорно утверждают, что в наше время такого понятия не было. Да, мы говорили о многосерийных фильмах (при этом «много» значило, что в картине больше трёх-четырёх серий); для меня в самом слове «сериал» звучит что-то пренебрежительное, схожее с «серийным производством».

Комментаторы меня даже упрекали, что не давала я под сканами из фильма указаний на сам фильм и исполнителей. Что я могу ответить? Наверное, только то, что фильм – практически единственный источник иллюстраций к книге, а каждый раз повторять одно и то же… И, конечно, могу только присоединиться к многочисленным восторженным отзывам о тех, кто в том фильме сыграл.

Простите за небольшое отступление. Очень часто читаю высказывания, сводящиеся к одному и тому же: сейчас нет таких фильмов, сейчас нет таких артистов. С первым согласна полностью, а вот со вторым, пожалуй, нет. Как-то так получилось, что сейчас я очень редко бываю в драматических театрах (хожу, в основном, в оперу, где, к слову сказать, не раз убеждалась, что не оскудела наша земля талантами, хотя имена многих из них и не на слуху), но, изредка попадая на спектакли, видела, в основном, очень хорошую актёрскую игру. А вот почему нет таких фильмов? Думаю, дело здесь как раз в «серийном производстве», желании сделать побыстрее и побольше, как говаривал ноздрёвский повар, «а вкус какой-нибудь, верно, выдет». Помню, как в далёкие уже годы при выходе на телеэкран «Петербургских тайн» кто-то из критиков упрекал создателей (для меня это прозвучало откровенной дикостью) за тщательно выстроенные декорации, и даже… за удивительно точное исполнение ролей. Вот и получили то, что создаётся сейчас…

Но вернёмся к «России молодой». В чём можно упрекнуть фильм? Разве что в «обрубленной» концовке, в отсутствии ряда эпизодов (нет, к примеру, в фильме приезда Иевлева в Москву перед обороной Архангельска, сильно сокращены «шведские» сцены; мои комментаторы дружно пожалели об отсутствии фру Юленшерна и даже «назначили» исполнительницу – М.Б.Терехову, к чему могу только присоединиться). Не знаю, почему так получилось – возможно, из-за того, что в те годы количество серий строго регламентировалось. Были отдельные «ляпы» - вроде не один раз уже помянутого «неправильного» флага. Всё остальное, на мой взгляд, прекрасно.

Многочисленны в комментариях признания в любви к исполнителям, и с этим совершенно согласна. Чтобы быть совсем точной, скажу, что некоторых героев фильма, к примеру, Б.Г.Невзорова – Рябова, И.Г.Лапикова – Афанасия, А.К.Фатюшина – Крыкова (и не только их) я приняла сразу и безоговорочно (Невзоров, как я уже писала, просто полностью соответствовал «моему» Рябову); кто-то, не слишком соответствуя авторскому описанию (я всякий раз указывала на это, сейчас напомню невысокий рост Иевлева и полноту Апраксина, «чёрного» мужика Молчана), сумел передать характер героя в полном соответствии, как мне кажется, с авторским замыслом.

-2

Так, в первую минуту я не очень приняла Таисью (мне при чтении романа она представлялась более «фигуристой», по типажу похожей на героиню С.С.Дружининой в фильме «Дело было в Пенькове»), но именно «в минуту», потому что очень скоро поверила актрисе. Многие считают эту роль лучшей у А.Е.Яковлевой – полностью солидарна (хотя в первый раз увидела её именно здесь – и «Экипаж», и «Чародеев» смотрела позже).

-3

К кому-то я привыкала дольше, не видя соответствия с «моими» героями (к примеру, Дес-Фонтейнеса и Мехоношина я представляла себе значительно моложе, и это помешало сразу оценить актёрское исполнение), но сейчас уже и другими не представляю.

-4

Хочу ещё вспомнить исполнителей совсем маленьких, но таких ярких ролей: это и колоритнейший Л.В.Харитонов – Лонгинов, и А.И.Миронов – Семисадов, и, конечно, великие А.Ф.Борисов (кажется, это была его последняя роль в кино), Б.А.Фрейндлих, В.И.Стржельчик, и… да просто невозможно назвать всех!

-5

Ничего не буду говорить о Д.Л.Золотухине, потому что его Петра приняла и полюбила ещё после герасимовской дилогии.

-6

А в целом фильм получился гимном России и русскому народу, причём без всякой навязчивости и нарочитости. Во время выхода его я преподавала в школе, и помню, как мои пятиклассники, выйдя после каникул (показ начался 4 января, а завершился где-то в десятых числах), бурно обсуждали фильм, переживали за его героев, особенно перед заключительной серией.

О чём ещё хочу сказать? Мне кажется, что роман (и фильм, разумеется, тоже) нужен как напоминание о славных страницах истории нашей страны.

«Нехорошо забывать...» - скажет Рябов в самом конце романа. А дальше будет ликующий (хотя и скорбный в какие-то моменты) эпилог, рисующий триумфальный поход русской эскадры. И сейчас мне хочется привести фрагмент этого эпилога (тем более, что не во всех изданиях он есть), на мой взгляд, очень важный.

«Из Архангельска эскадра с молодыми навигаторами вышла в путь 7 июня 1720 года. На мощных валах Новодвинской крепости трижды рявкнули пушки, салютуя кораблям, уходящим в дальнее плавание. "Гавриил" – флагманский корабль эскадры - ответил на салют тоже тремя выстрелами. Вице-адмирал Иевлев, капитан-лейтенант Пустовойтов и Рябов с молодыми навигаторами собрались около грот-мачты.

- Лево два градуса! - велел Рябов сыну, стоящему у штурвала.

И пояснил:

- Мель тут, по старопрежним временам знаю.

Глаза лейтенанта Рябова засветились, он переложил руль, молодые навигаторы зашептались вокруг - вспомнили историю подвига кормщика Ивана Савватеевича. Корабли эскадры, кренясь под полным ветром, бежали к двинскому устью. У шанцев Иевлев что-то негромко сказал Пустовойтову, тот велел приспустить флаги. Навигаторы выстроились лицом к правому борту, встали смирно. Сильвестр Петрович прошёлся вдоль строя, произнёс, провожая глазами шанцы:

- Здесь доблестно погиб капитан Крыков Афанасий Петрович, здесь славно он со своими солдатами бился против врага. О сём вы, будущие флота офицеры, вспомнить нынче должны».

И будет рассказывать о прошлом – «он говорил так, будто его в ту пору здесь вовсе и не было, но навигаторы знали прошлое своего вице-адмирала и слушали жадно, порою поглядывая на кормщика, который курил трубку, сидя в стороне и иногда вставляя какие-либо замечания».

И заключение речи Иевлева, я думаю, важно не только для тех, к кому он обращается: «А знать вам всё надобно - ибо какой же флота офицер может статься из человека, коему скучно славное прошлое отцов и дедов, ратные их дела, воинская работа».

Вот и мы «вспоминать нынче должны» о подвигах предков.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал! Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Путеводитель по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь