Найти в Дзене
Зарплата.ру

Как собрать креативную команду: структурный подход без хаоса

«Cоберем креативщиков, дадим задачу, пусть творят» — классическое начало порушенных бизнес-процессов и сорванных сроков. Как сделать творческую работу системной, прозрачной и управляемой — рассказываем на примере Fedotov Studio, креативной команды с 9-летним опытом на рынке. Самый прочный фундамент — общая система ценностей. Так что для начала стоит сформулировать миссию, чтобы люди понимали: что мы культивируем и зачем работаем. Обучить креативу можно, для этого есть методики, техники и подходы. А вот встроить человека, который не разделяет базовые ценности, почти невозможно, он просто не приживется. Проведите несколько ценностных сессий, определите, проговорите и зафиксируйте базовые принципы. Затем введите дополнительный фильтр при подборе новых людей — ищите не только по портфолио и компетенциям, но и по совпадению ценностей. Конечно, на собеседовании кандидат может говорить одно, а на практике показать себя совсем по-другому. Для этого есть лакмусовая бумажка — испытательный срок.
Оглавление

«Cоберем креативщиков, дадим задачу, пусть творят» — классическое начало порушенных бизнес-процессов и сорванных сроков. Как сделать творческую работу системной, прозрачной и управляемой — рассказываем на примере Fedotov Studio, креативной команды с 9-летним опытом на рынке.

Shutterstock/FOTODOM
Shutterstock/FOTODOM

Все начинается с ценностей, а не с идей

Самый прочный фундамент — общая система ценностей. Так что для начала стоит сформулировать миссию, чтобы люди понимали: что мы культивируем и зачем работаем.

Обучить креативу можно, для этого есть методики, техники и подходы. А вот встроить человека, который не разделяет базовые ценности, почти невозможно, он просто не приживется.
Павел Федотов Основатель Fedotov Studio, фасилитатор
Павел Федотов Основатель Fedotov Studio, фасилитатор

Проведите несколько ценностных сессий, определите, проговорите и зафиксируйте базовые принципы. Затем введите дополнительный фильтр при подборе новых людей — ищите не только по портфолио и компетенциям, но и по совпадению ценностей. Конечно, на собеседовании кандидат может говорить одно, а на практике показать себя совсем по-другому. Для этого есть лакмусовая бумажка — испытательный срок. Если за пару месяцев новичок не встроился в команду по системе ценностей, расставание только сэкономит всем ресурсы.

Совет: избегайте «суперзвезд», гениев-индивидуалистов. Яркие одиночки, сияющие на собеседовании, могут сломать общую динамику и подавлять других.

У нас до сих пор гуляют байки про ребят, которые как фрилансеры — большие молодцы, но были не приспособлены к работе в команде. Так мы чуть не потеряли сотрудников целого отдела, пытаясь сохранить одну звезду. Расстались — задышали легче.

Критически важные качества командного игрока:

  • Умеет не только генерировать идеи, но и развивать чужие
  • Способен спорить конструктивно, без конфликтов и манипуляций
  • Готов работать под координацией модератора, направляет энергию в сторону общего вектора

Читайте по теме: Он слишком хорош! Брать ли в команду «суперзвезду»?

Как создать условия для креатива

Среда для эффективного творчества не рождается сама собой. Задача управленца — обеспечить «питательный бульон» и системно его поддерживать. Павел Федотов выделяет 4 обязательных условия

Качественно подготовить людей. До сессии важно погрузить каждого из команды в контекст — передать значимую информацию, отчеты и аналитику, показать референсы, ознакомить с целями и требованиями к финальному продукту. Старая поговорка «Каков бриф, таков и креатив» по-прежнему рулит.

Не жалеть времени. Хороший креатив не рождается в суете дедлайнов. Нужен воздух, чтобы разогнаться. Например, в Fedotov Studio сессии длятся по 2-4 часа.

Практиковать корпоративные ритуалы. Людям нужно держать творческую энергию в тонусе, постоянно подогревать мышление.

У нас это брейнштормы, командные игры, чат «Всё хорошее» — там мы делимся победами, внутренняя мифология, корпоративные мемы. Это помогает поддерживать внутренний контекст.

Модерировать сессии. Хуже нет, чем бесконечный хаотичный штурм. Нужен модератор или фасилитатор — ведущий, который направляет, задает сценарий, управляет динамикой и фиксирует идеи. Используйте фасилитацию и визуализацию — например, стикеры, доски, маркеры.

Материал по теме: Как эффективно управлять креативной командой

Алгоритм креативной сессии

Федотов советует следовать принципу Хемингуэя: «Пиши пьяным, редактируй трезвым». Разумеется, не буквально: употреблять алкоголь на работе — однозначно плохая идея. Смысл в том, чтобы сначала дать команде полную свободу для штурма, а потом включить жесткую фильтрацию. Пошаговый план креативной сессии:

  • Разогрев — отвлекаемся от рутины, включаем мозг в другое состояние. Здесь помогают фасилитационные разминки.
  • Поток идей — без ограничений, все наброски фиксируем, пока никак не группируя.
  • Систематизация — переносим на доску все идеи, группируем по смыслу. Затем выбираем критерии для систематизации и определяем лонг-лист тех, что больше всего подходят.
  • Фильтрация — смотрим на идеи через призму бизнес-задач, формируем окончательный список, докручиваем механики. Один из участников сессии все фиксирует в заметках на компьютере. Полезная мысль — поставить запись голоса, чтобы ничего не пропустить.
-3

Найти работу / Найти сотрудника

Дальше начинается кропотливый этап доработки и правок. Вся команда разбирает финальные варианты и шлифует под задачу.

Как измерить эффективность креатива

Как оценивать идеи? Неприятный вопрос для креаторов, которые не дружат с метриками и бизнес-мышлением. На самом деле, творчество вполне измеримо — это не про искусство, а про результат. Его всегда можно наглядно отследить в цифрах.

Есть два уровня метрик:

  • процессные — вовлеченность команды, количество идей, дошедших до реализации, скорость реакции
  • бизнес-метрики — охваты, вовлеченность, рост продаж, целевых действий или лидов, упоминания в СМИ

Материал по теме: Как оцифровать любые достижения

Три совета для старта

Если в вашей компании креатив «тонет» в бюрократии или вовсе не практикуется, а хотелось бы, то начните с трех базовых шагов.

Во-первых, определитесь с целью — зачем вам нужен креатив и какую бизнес-задачу он решает. Донесите эту значимость до всех.

Во-вторых, заложите время. С запасом, потому что креатив в спешке — либо профанация, либо имитация. Внесите сессии в календарь как «неприкосновенные» события.

В-третьих, привлекайте фасилитаторов. Если нет внутренних — приглашайте сторонних. Это сэкономит месяцы пустых совещаний. Крупные компании — такие как «Яндекс», «2ГИС», «Сбербанк» — давно поняли выгоду от этих специалистов и внедрили у себя фасилитационные практики.Собрать группу креативных людей легко. Создать креативную команду и сделать ее продуктивной — очень сложно. Но именно она становится прочной конкурентной защитой бизнеса в нестабильные времена. Развитие таких команд — одна из ключевых тем в современном HR. Если вы прогрессивный руководитель и хотите лучше разобраться в теме командообразования, стоит хотя бы иногда выбираться на профильные HR-конференции.

Из ближайших реально полезных и масштабных мероприятий — Зарплата CONF, амбассадором которой я являюсь. Там крутые спикеры со всей страны будут делиться опытом и рассказывать, как собрать команду, которая точно не подведет в самый ответственный момент.

Во время кризиса побеждает тот, что быстрее других находит новые связки и решения. Так что креатив — это не только про рекламу и видосики, но и про четкие бизнес-решения. Согласны?