Когда я готовила свою экскурсию «Как Пётр Ильич Чайковский на работу ходил», я пыталась найти какое-нибудь произведение, связанное с Японией.
Нашла только «китайский танец» из «Щелкунчика» . С натяжкой можно говорить о том, что в XVIII начале XIX века в Европе не существовало особого разделения между культурой Китая и Японии, а сказка Гофмана, это то как раз время. Но, все-таки хотелось найти что-то чисто японское.
Наконец-то я нашла «Японский романс» - куплеты А.Н.Апухтина, который они с Чайковским , видимо, распевали в салонах Петербурга в первый год службы в Министерстве Юстиции. Музыка там никакая особая не предусматривалась, просто обычная, под куплеты. Перед глазами встаёт картинка : молодой правовед Чайковский за роялем, смеется , пьёт шампанское и в хорошей компании «лабает» музычку под эти куплеты. Поскольку А.Н.Апухтин был настоящий барин, и не заморачивался сохранением своего наследия (в отличии от «идейных Чернышевского, Добролюбова и пр.) , он не оставил после себ