Найти в Дзене
За рулем

Правый руль, дизель, длинная база — какими были первые Жигули

Оглавление

ВАЗ-2101 совершил в СССР революцию, став первой серийной моделью новой автомобильной эры. И со временем оброс модификациями - как массовыми, так и малоизвестными.

Из Турина в Тольятти

Компанию FIAT в качестве партнера руководство СССР выбрало, в первую очередь, из-за относительно невысокой цены контракта. И еще потому, что итальянский концерн готов был не только продать лицензию на автомобиль, но и помочь в строительстве огромного современного завода.

В качестве первой модели взяли FIAT 124, признанный в 1966-м в Европе «Автомобилем года». Но первые испытания в СССР показали, что для условий эксплуатации в Союзе машину надо серьезно переделывать. Да и итальянский нижневальный двигатель был уже несовременным.

В результате от FIAT у первых Жигулей осталась, в основном, внешность, и то немного измененная – с иными бамперами и ручками дверей (сравнительный тест Жигулей и FIAT читайте тут).

Невидимые невооруженным глазом изменения: усиленные синхронизаторы в коробке передач, увеличенный диаметр сцепления (200 мм вместо 182 мм у FIAT 124). Усилили практически все элементы передней подвески и заметно переработали заднюю. Вместо итальянской с тремя штангами и стабилизатором спереди, сделали более современную — на пяти штангах. Такую схему итальянцы тоже применяли, но на спортивной версии FIAT 124 Spider.

FIAT 124 – «Автомобиль 1966 года» в Европе.
FIAT 124 – «Автомобиль 1966 года» в Европе.

Отказались от задних дисковых тормозов ФИАТа в пользу барабанных. На грязных дорогах задние диски изнашивались слишком интенсивно.

Очень важное изменение: вместо нижневального мотора ФИАТа (73х71,5 мм) сделали новый более современный верхневальный двигатель (76х66 мм). Иные размеры заложили с расчетом на последующую гамму агрегатов большего объема и мощности. Вазовский мотор при одинаковой с фиатовским степени сжатия 8,8 получился чуть мощнее – 64 л.с. при 5600 об/мин (сначала указывали — 62 л.с.) против 60 л.с. при 5600 об/мин. Момент увеличился с 87 Н.м при 3400 об/мин до 89 Н.м при 3400 об/мин.

К слову, у итальянцев был уже и мощный двухвальный мотор. Но для массового советского автомобиля такой агрегат явно не подходил.

Серийный ВАЗ-2101 Жигули.
Серийный ВАЗ-2101 Жигули.

А вот салоны итальянского и советского автомобилей практически неразличимы. По тем временам интерьер «копейки» (сначала машины называли более нежно – «единичка») выглядел скромно, но гармонично.

Великая революция 1970 года

Под Жигули изменили даже некоторые советские ГОСТы, поскольку новая машина потребовала более высокой культуры производства и сложных технологий.

ВАЗ-2101 совершил такой переворот в автомобильной жизни Союза, что сейчас его и сравнить не с чем. И не только потому, что завод был огромным и невиданно производительным. Первые покупатели восторгались динамикой, легкостью управления, небывало теплым салоном.

Жигули заводились зимой легче любого отечественного автомобиля. Поразительно: чтобы машина легко заводилась в России, надо было взять за основу итальянскую конструкцию!

ВАЗ-2101 — верхневальный базовый двигатель семейства.
ВАЗ-2101 — верхневальный базовый двигатель семейства.

Автолюбителей, ездящих зимой, на дорогах стало больше. Но уже на третью зиму владельцы стали сталкиваться с коррозией, поэтому многие берегли машины и пользовались ими только летом. Возникла и целая культура борьбы с ржавчиной. Опыт по этому делу продвинутые автолюбители постоянно накапливали, совершенствовали и передавали из поколения в поколение.

Салон «копейки» выглядел скромно, но гармонично.
Салон «копейки» выглядел скромно, но гармонично.

Даже когда появились более мощные и богато отделанные модели, многие все равно ценили «копейку». И не только за более низкую цену, но и за простоту конструкции (не было, например, усилителя тормозов) и скромность отделки: минимум хромированных деталей, а значит меньше коррозии и проблем при кузовном ремонте.

Знакомые и удивительные модификации

Через год после начала производства ВАЗ-2101 на поток поставили универсал ВАЗ-2102. Машина сразу стала особенно желанной и дефицитной. Ведь это был первый массовый, доступный частникам советский универсал. Подобных Москвичей делали немного, а в торговую сеть отправляли еще меньше. А Волгами-универсалами и вовсе владели единицы.

ВАЗ-2102 делали с 1971 по 1985 год.
ВАЗ-2102 делали с 1971 по 1985 год.

Версию седана ВАЗ-21016 делали с 1977 года и оснащали двигателем ВАЗ-2103 рабочим объемом 1,5 л и мощностью 77 л.с. Такие машины поставляли в МВД. Делали и «копейку» с правым рулем ВАЗ-21012.

Вариант рестайлинга ВАЗ-2101 дизайнера В. Антипина.
Вариант рестайлинга ВАЗ-2101 дизайнера В. Антипина.

Самой массовой модификацией стал ВАЗ-21013. Но сначала, в 1975 году, дебютировал ВАЗ-21011. Вообще, уже с начала 1970-х сделали несколько рестайлинговых прототипов ВАЗ-2101.

ВАЗ-21011 – модернизированный ВАЗ-2101.
ВАЗ-21011 – модернизированный ВАЗ-2101.

Но в серию запустили модификацию с минимальными изменениями внешности и салона. Внутри поменяли руль, сиденья, некоторые другие элементы. На ВАЗ-21011 стоял двигатель рабочим объемом 1,3 л мощностью 69 л.с. Но самым массовым стал именно ВАЗ-21013 с двигателем «копейки» в 64 л.с.

Салон ВАЗ-21011 был немного нарядней, чем у «копейки».
Салон ВАЗ-21011 был немного нарядней, чем у «копейки».

Рестайлиновые автомобили делали параллельно с ВАЗ-2101 и сняли с производства в 1981-м, а «копейку» — только в 1983-м.

Универсалы и ВАЗ-21011 тоже выпускали и с правым рулем. На мелкосерийный седан ВАЗ-21018 ставили односекционный роторный двигатель приведенным объемом 1,3 л, развивающий 70 л.с. при 6000 об/мин. Существовали и прототипы с двухсекционным 115-сильным РПД 2,3 л, а также опытные образцы с дизелем ВАЗ-341.

Праворульная Lada 1200, на которой установлены сиденья с подголовниками.
Праворульная Lada 1200, на которой установлены сиденья с подголовниками.

За границей «копейки» дорабатывали не сильно, поскольку машина была дешевой. Иногда борта украшали клееными молдингами или рисованными полосами, ставили сиденья с подголовниками.

Кубинский ВАЗ-2101 стретч-такси.
Кубинский ВАЗ-2101 стретч-такси.

Самая экзотическая зарубежная модификация, конечно же — удлиненные «копейки»-стретчи, которые сооружали на Кубе в качестве такси. Помимо шестидверных седанов, кроили даже универсалы.

Золотая «копейка»

До 1983 года сделали пять с лишним миллионов ВАЗ-2101/21011 всех модификаций.

ВАЗ-2102 собирали до 1985 года, изготовив почти 667 тысяч машин.

В хороших руках автомобили (правда, часто сильно переделанные – с агрегатами и деталями других моделей) жили еще очень долго.

Зато сегодня «копейки», сохранившиеся в близком к оригиналу состоянии (или хотя бы пригодные для реставрации), пользуются все большим спросом. Конечно, в основном среди молодых людей.

Lada
208,9 тыс интересуются