Найти в Дзене
Истории из жизни

Учительницу считали слабой в школе… Пока она не сказала одну фразу — и класс встал

Анна Сергеевна стояла у окна учительской и наблюдала, как ученики девятого класса гурьбой выходят после очередного урока русского языка. Молодая учительница вздохнула и поправила светлые волосы, собранные в скромный пучок. В школе она работала всего третий месяц, но уже чувствовала, что теряет контроль над классом.

- Опять плохо прошел урок? - участливо спросила Валентина Ивановна, учительница истории с тридцатилетним стажем.

- Они меня совсем не слушают, - призналась Анна Сергеевна. - Особенно Максим Волков со своей компанией. Только начинаю объяснять новую тему, а они уже переговариваются, смеются. А сегодня Волков вообще демонстративно наушники надел.

- Понимаю тебя, милая. Этот девятый класс у нас особенный. Они уже трех молодых учителей довели до увольнения. Думают, что если учитель молодой, то можно делать что угодно.

Анна Сергеевна кивнула. Максим Волков действительно был негласным лидером класса. Высокий, спортивного телосложения парень, который держался с вызывающей уверенностью. За ним шли остальные ребята, особенно его друзья Дима Петров и Сергей Комаров. Девочки в классе тоже поддерживали это противостояние учителю, считая себя взрослыми и независимыми.

- А что директор говорит? - поинтересовалась Анна Сергеевна.

- Нина Павловна? Она, конечно, поддерживает, но что толку. Вызовет родителей, поговорит с детьми, а через неделю все начинается заново. Этим подросткам кажется, что весь мир им должен.

Звенел звонок на следующий урок. Анна Сергеевна взяла журнал и учебники, готовясь идти в девятый класс. В животе неприятно сжималось от предчувствия очередного испытания.

Класс встретил ее привычным гомоном. Ребята не спешили рассаживаться по местам, продолжая громко обсуждать свои дела. Максим Волков развалился на своем месте в последнем ряду, положив ноги на парту.

- Садимся, урок начинается, - произнесла Анна Сергеевна, стараясь говорить твердо.

Несколько человек нехотя заняли свои места, но общий шум не утихал. Волков демонстративно достал телефон и начал что-то на нем смотреть.

- Максим, убери телефон и садись правильно, - попросила учительница.

- А че такого? - нагло ответил парень, не поднимая глаз от экрана. - Мы же все равно ничего полезного сегодня не узнаем.

В классе засмеялись. Анна Сергеевна почувствовала, как краска заливает ее щеки.

- Мы сегодня изучаем сложноподчиненные предложения. Это важная тема, она будет на экзамене.

- Да ладно вам, Анна Сергеевна, - встряла Катя Морозова, одна из самых активных подруг Волкова. - Мы же все равно в универ поступать будем. А там совсем другое изучают.

- Прежде чем поступить в университет, нужно сдать экзамены, - терпеливо объяснила учительница.

- Мой папа директор фирмы, - заявил Дима Петров. - Он мне уже место приготовил. А Максу его дядя в Москву работать предложил. Нам ваши экзамены не нужны.

Анна Сергеевна открыла учебник, стараясь не показать, как больно ей слышать эти слова. В детстве она мечтала стать учительницей, представляла, как будет рассказывать детям о красоте русского языка, о великих писателях. А вместо этого каждый день сталкивалась с хамством и неуважением.

- Откройте учебники на странице сто двадцать три, - попросила она.

Половина класса демонстративно не стала доставать книги. Волков по-прежнему сидел с телефоном, время от времени показывая что-то друзьям и хихикая.

- Максим, я последний раз прошу убрать телефон.

- А что вы мне сделаете? - вызывающе спросил парень, наконец подняв глаза. - К директору отведете? Родителей вызовете? Да мне пофиг. Мать все равно на вашу сторону не встанет.

- Точно, - поддержал его Сергей Комаров. - Моя мать говорит, что вы слишком молодая и неопытная. Что нас должен опытный учитель учить, а не выпускница института.

Анна Сергеевна сжала кулаки. Ей хотелось выбежать из класса и больше никогда сюда не возвращаться. Но она заставила себя продолжить урок.

- Сложноподчиненное предложение состоит из главной и придаточной части, - начала она объяснение.

- Слушайте, а давайте лучше про жизнь поговорим, - перебила ее Настя Громова. - Вот вы замужем, Анна Сергеевна? Детей нет? А почему?

Класс оживился. Личная жизнь учителя всегда интересовала подростков больше, чем школьная программа.

- Мы на уроке, - холодно ответила Анна Сергеевна. - Изучаем русский язык.

- А может, у вас парня даже нет? - продолжала Настя. - Поэтому вы такая злая постоянно?

- Да не злая она, а просто скучная, - заявил Волков. - Молодая, а ведет себя как старуха. Наверное, дома одна сидит, сериалы смотрит.

Весь класс взорвался смехом. Анна Сергеевна почувствовала, как слезы подступают к глазам. Она повернулась к доске, стараясь взять себя в руки.

- Продолжаем урок, - произнесла она дрожащим голосом.

- А чего вы расстроились? - с притворным участием спросила Катя Морозова. - Мы же просто интересуемся. Вы на нас не сердитесь.

- Может, нам действительно лучше другого учителя дать? - размышлял вслух Дима Петров. - Нормального, который умеет с подростками работать.

Анна Сергеевна медленно повернулась к классу. В глазах ребят она видела насмешку, презрение, равнодушие. Им было плевать на ее чувства, на ее старания. Они воспринимали ее как слабую, никчемную девчонку, которую можно унижать безнаказанно.

- Знаете, ребята, - тихо начала она, и что-то в ее голосе заставило класс притихнуть. - Вы правы. Я действительно молодая и неопытная. Мне всего двадцать три года. У меня нет мужа и детей. Я снимаю однокомнатную квартиру на окраине города, потому что на учительскую зарплату больше не хватает.

Волков прекратил играть с телефоном и внимательно посмотрел на учительницу. В классе стало тише.

- Каждое утро я встаю в шесть утра, чтобы успеть на автобус. Готовлю уроки допоздна, проверяю тетради, придумываю, как сделать занятия интереснее. А потом прихожу сюда и слышу, что я никчемная, что вам не нужны мои уроки, что ваши родители считают меня неподходящей.

Настя Громова опустила глаза, перестав улыбаться.

- Но знаете, что самое печальное? - продолжала Анна Сергеевна, и голос ее становился все тверже. - Не то, что вы меня не уважаете. А то, что вы не уважаете самих себя. Максим, ты действительно думаешь, что твой дядя даст тебе хорошую работу в Москве, если ты даже школу нормально закончить не можешь? Дима, ты веришь, что папа всегда будет прикрывать твою безответственность?

Дима Петров нахмурился, но промолчал.

- А вы, девочки, считаете, что красота и связи родителей решают все? Что можно всю жизнь паразитировать на чужом труде?

- Мы не паразиты, - возмутилась Катя Морозова.

- Тогда докажите это, - резко ответила Анна Сергеевна. - Покажите, что умеете трудиться. Что способны учиться, развиваться, становиться лучше. Пока что я вижу только избалованных детей, которые считают, что им все должны.

Волков поднялся со своего места.

- И что, вы нас теперь воспитывать будете?

- Нет, Максим. Я не собираюсь вас воспитывать. Я просто расскажу вам одну историю.

Анна Сергеевна села на край стола и посмотрела на притихший класс.

- Я проходила практику в школе для трудных подростков. Там учились ребята из неблагополучных семей, многие уже стояли на учете в полиции. Знаете, что меня поразило больше всего?

Класс молчал, внимательно слушая.

- Среди них был парень по имени Андрей. Отец пьяница, мать ушла из семьи. Жил с больной бабушкой в коммуналке. Ходил в одной и той же рубашке всю неделю, потому что стирать было некогда - после школы работал грузчиком, чтобы купить лекарства для бабушки.

- И что с ним стало? - тихо спросила Настя Громова.

- Он каждый день приходил на мои дополнительные занятия. Просил объяснить то, что не понял. Делал все домашние задания, хотя времени на них почти не было. А когда я спросила, зачем ему это нужно, он ответил: "Я хочу поступить в педагогический институт и стать учителем. Чтобы помогать таким же, как я."

В классе стояла полная тишина.

- Андрей сдал экзамены на отлично. Получил социальную стипендию и поступил в институт. Сейчас он студент третьего курса. А его бабушка говорит всем соседям, что внук станет учителем.

Анна Сергеевна встала и подошла к окну.

- Понимаете, ребята, разница не в том, сколько денег у ваших родителей. Разница в том, готовы ли вы работать над собой или предпочитаете всю жизнь оставаться избалованными детьми.

- А почему вы решили стать учительницей? - неожиданно спросил Волков.

Анна Сергеевна повернулась к нему.

- Потому что у меня была учительница, которая поверила в меня. Людмила Васильевна. Она преподавала литературу в нашей школе. Я была тихой, замкнутой девочкой, родители постоянно работали, дома никто не интересовался моими успехами.

- И что она сделала?

- Однажды после урока она подошла ко мне и сказала: "Аня, у тебя талант к языкам. Ты красиво пишешь сочинения, чувствуешь слово. Подумай о педагогической карьере." А потом добавила: "Хорошие учителя нужны всегда. Это одна из самых важных профессий на свете."

Класс слушал, затаив дыхание.

- Людмила Васильевна занималась со мной дополнительно, давала интересные книги, помогала готовиться к олимпиадам. Благодаря ей я поняла, что хочу посвятить жизнь образованию. Когда поступила в институт, она была счастлива больше, чем мои родители.

- А где она сейчас? - спросила Катя Морозова.

- Умерла от рака три года назад. Последний раз мы виделись в больнице. Она была очень слабая, но все спрашивала про мои успехи в институте. А перед самой смертью взяла меня за руку и сказала: "Аня, не бросай. Детям нужны такие учителя, как ты."

Анна Сергеевна замолчала. В классе было так тихо, что слышалось только тиканье часов на стене.

- Понимаете, ребята, я пришла к вам не для того, чтобы получить зарплату и уйти домой. Я хочу, чтобы через десять лет кто-то из вас вспомнил: "А ведь у меня была учительница, которая помогла мне поверить в себя." Хочу, чтобы вы выросли достойными людьми, а не избалованными эгоистами.

Максим Волков медленно поднялся со своего места. Анна Сергеевна напряглась, ожидая очередной колкости или демонстративного ухода из класса. Но парень неожиданно сказал:

- Простите меня, Анна Сергеевна. Я вел себя как свинья.

Учительница удивленно посмотрела на него.

- Мне стыдно, - продолжал Максим. - Мы правда вели себя отвратительно. Вы пытались нас чему-то научить, а мы только издевались.

Один за другим стали подниматься остальные ученики.

- И меня простите, - сказала Настя Громова. - Мне не следовало задавать личные вопросы.

- Я тоже извиняюсь, - добавил Дима Петров. - Мы были неправы.

Скоро весь класс стоял. Кто-то смотрел в пол, кто-то прямо на учительницу. Но все понимали, что произошло что-то важное.

- Анна Сергеевна, - тихо произнесла Катя Морозова. - А можете рассказать нам про того парня, Андрея? Как он смог всего добиться?

Учительница улыбнулась. Впервые за три месяца работы она увидела в глазах учеников не насмешку, а живой интерес.

- Конечно, расскажу. Садитесь.

Ребята заняли свои места, и Анна Сергеевна заметила, что Волков убрал телефон и сел правильно. Петров достал учебник и открыл на нужной странице.

- Андрей понял одну простую вещь, - начала она. - Образование - это единственное, что никто не сможет у тебя отнять. Деньги можно потерять, связи могут подвести, а знания останутся с тобой навсегда.

- А как он совмещал работу и учебу? - поинтересовался Сергей Комаров.

- Очень тяжело. Иногда засыпал прямо за учебниками. Но он знал, ради чего старается. У него была цель.

- Анна Сергеевна, - неожиданно сказал Волков. - А что нужно сделать, чтобы хорошо сдать экзамены? По русскому языку, я имею в виду.

Учительница внимательно посмотрела на него.

- Прежде всего, нужно выучить теорию. Те самые сложноподчиненные предложения, которые мы сегодня изучаем. И много практиковаться.

- А вы поможете нам подготовиться? Будете проводить дополнительные занятия?

- Конечно. Для всех, кто действительно хочет учиться.

До конца урока оставалось всего десять минут, но Анна Сергеевна успела объяснить основы темы. Класс внимательно слушал, записывал, задавал вопросы. Когда прозвенел звонок, никто не сорвался с места.

- Анна Сергеевна, - подошел к столу Волков. - Можно я останусь после уроков? Хочу наверстать то, что пропустил.

- И я тоже, - добавила Настя Громова.

- И мы, - сказали хором Петров и Комаров.

Скоро желающих заниматься дополнительно набралось больше половины класса.

- Хорошо, - улыбнулась учительница. - Встречаемся завтра после шестого урока.

Когда ребята ушли, Анна Сергеевна осталась одна в классе. Она сидела за учительским столом и не могла поверить в произошедшее. Еще полчаса назад она была готова написать заявление об увольнении, а сейчас планировала дополнительные занятия.

В дверь постучала Валентина Ивановна.

- Анечка, как дела? Слышала, сегодня в вашем классе было очень тихо.

- Да, получше прошел урок, - скромно ответила молодая учительница.

- А что произошло? Директора вызывали?

- Нет, просто поговорили по душам.

Валентина Ивановна удивленно посмотрела на коллегу.

- По душам? С девятым классом? Да они же...

- Они обычные дети, - перебила ее Анна Сергеевна. - Просто никто с ними по-человечески не разговаривал. Все только требовали, наказывали, угрожали. А им нужно было просто объяснить, зачем учиться.

На следующий день после шестого урока в кабинет русского языка пришли четырнадцать человек из девятого класса. Анна Сергеевна приготовила дополнительные задания, распечатала тесты, составила план подготовки к экзаменам.

- Начнем с самого сложного, - объявила она. - Разбор сложных предложений.

Ребята внимательно слушали, записывали, не отвлекались. Волков первым поднял руку с вопросом.

- Анна Сергеевна, а как определить вид придаточного предложения?

- Хороший вопрос. Нужно посмотреть, на какой вопрос он отвечает и какой союз используется.

Дополнительные занятия стали регулярными. Анна Сергеевна заметила, как изменились ребята. Они начали здороваться с ней в коридоре, внимательно слушать на уроках, выполнять домашние задания. Волков даже записался в литературный кружок.

Через месяц к Анне Сергеевне подошла мать Максима Волкова.

- Спасибо вам, - сказала женщина. - Не знаю, что вы с моим сыном сделали, но он как подменный стал. Учиться начал, книги читает. Говорит, что хочет на филологический факультет поступать.

- Максим способный мальчик, - ответила учительница. - Просто нужно было его заинтересовать.

- А как вам это удалось? Предыдущие учителя жаловались, что он неуправляемый.

Анна Сергеевна улыбнулась.

- Я просто рассказала им одну историю. О том, что образование - это путь к настоящей независимости.

В конце учебного года девятый класс сдал экзамены лучше всех в школе. Максим Волков получил самый высокий балл по русскому языку. Настя Громова поступила в педагогический. Дима Петров отказался от папиного предложения работать в фирме и выбрал технический.

На выпускном вечере Волков подошел к Анне Сергеевне.

- Спасибо вам за все. Если бы не вы, я бы так и остался избалованным идиотом.

- Ты сам в себе изменения сделал, Максим. Я только помогла тебе поверить в свои силы.

- Знаете, - сказал парень. - Я теперь понимаю, что значит настоящий учитель. Это не тот, кто ставит оценки и требует дисциплины. Это тот, кто помогает найти себя.

Анна Сергеевна смотрела, как ее бывшие ученики танцуют, смеются, строят планы на будущее. И вспоминала слова своей учительницы: "Хорошие учителя нужны всегда."

Теперь она точно знала, что выбрала правильный путь.