Найти в Дзене
Союз писателей России

«Фильм скучный, Махно убрать». Почему в СССР критиковали «Неуловимых мстителей»

Оглавление

Трилогию режиссёра Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» часто называют советским вестерном или, истерном (от слова east – восток). Это отечественный экшен с исторической подоплёкой. После Гражданской войны жанр начал стремительно набирать популярность. Сюжеты всё чаще разворачивались на юге, а героями выступали красноармейцы, прогоняющие белых. Но всегда ли удавалось следовать канонам?

Кадр из фильма «Неуловимые мстители»
Кадр из фильма «Неуловимые мстители»

«Неуловимые» сразу понравились зрителям. 55 млн человек посмотрели кино, когда оно вышло. Но путь на экраны был тернист.

От Махно к Бурнашу

На бумаге герои повести Павла Бляхина, которая и стала основой для динамичного сценария, борются с четко прописанным врагом –– батькой Махно, мерзким и мстительным антагонистом. Однако в фильме его было решено упразднить, а место злодея уступить батьке Бурнашу. Почему так вышло? Когда был только утвержден сценарий и намечен график съемок, вмешался Институт Маркса-Энгельса-Ленина. Поступила настоятельная рекомендация не привлекать внимания к столь противоречивой персоне в преддверии 50-летия Октябрьского переворота, и Кеосаян подчинился.

Махно так и не прославился в "Неуловимых"
Махно так и не прославился в "Неуловимых"

Сценарист Сергей Ермолинский тоже не стал протестовать, ведь историю махновского движения он знал как свои пять пальцев. И на Херсонщине в 1920 (что следует из первого фильма) году Махно быть не могло: он не выходил к Черному морю. Зато свирепствовал атаман Григорьев и прочие батьки, гнусные делишки которых можно было отлично обыграть в фильме.

Премьера «Неуловимых мстителей» состоялась 29 апреля 1967 года, а уже через пару недель кинокартина принесла съемочной группе первую «Алую гвоздику» –– высшую награду на фестивале детских фильмов. Вскоре создатели получили спецпремию ЦК ВЛКСМ «За глубокое воплощение темы патриотизма и преемственности революционных традиций в фильмах для детей и юношества».

Савелий Крамаров сыграл Илюху Верехова. Фраза героя Крамарова «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят… И — тишина!» ушла в народ.
Савелий Крамаров сыграл Илюху Верехова. Фраза героя Крамарова «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят… И — тишина!» ушла в народ.

За год почти 55 миллионов зрителей посмотрели нашумевшую киноленту. Актёр-подростки прославились на всю страну, их стали узнавать на улицах, приглашать на встречи с поклонниками в различные дома культуры. Дети во дворах скакали на деревянных лошадках, изображая Даньку, Яшку и Валерку.

До и после

Повесть «Красные дьяволята» была написана Бляхиным по мотивам Гражданской войны, в которой он принимал активное участие. Ему довелось руководить губернским ревкомом в Одессе, где он видел немало юных добровольцев-красноармейцев. Однако текст не претендует на достоверность, его задача –– показать патриотизм молодёжи, её готовность к подвигу.

«Бьют свинцовые ливни, нам пророчат беду»
«Бьют свинцовые ливни, нам пророчат беду»

Автор признавался: в повести «есть элементы некоторой фантастики и преувеличений». Но это делает ее только лучше. Никто не хочет читать про жизнь, какая она есть – для этого и существуют художественные приемы.

Действительно, мальчишки, которые ловят самого Махно в мешок из-под муки, вызывали вопросы. А художественная комиссия и вовсе сочла образ Нестора скучным и попросила убрать из сценария. Покинул его и китаец Ю-ю, которого в первой, любительской, экранизации заменял чернокожий акробат Том Джексон. Зато появился харизматичный цыган Яшка, который органично смотрелся в сценарии, прекрасно пел и был южанам гораздо ближе по духу.

В повести Бляхина банда Махно предстает исключительно злобной: грабежи, пьянство и неуравновешенность. В экранизации 1960-х образы более разнообразны. Атаман Бурнаш, хотя и жесток, но часто выглядит комично.

-5

Он передвигается на автомобиле, запряжённом лошадьми, произносит нелепые высокопарные речи и до последнего момента недооценивает хитрость Даньки, выдающего себя за казачка.

Фильм Кеосаяна уникален благодаря подаче отрицательных персонажей. Гораздо сложнее Бурнаша представлен Сидор Лютый, роль которого мастерски исполнил Владимир Трещалов. Даже в немых сценах молодой, красивый, проницательный мужчина выделяется среди тупых и жестоких подручных. Для мстителей Лютый — опасный противник: умён, наблюдателен, коварен и даже демонстрирует циничную философию: «Время нынче такое, не обойтись нам без сирот».

-6

Кеосаян и команда блестяще справились с задачей: картина получилась яркой, динамичной, вдохновляющей и при этом не вызвала шквала жалоб от представителей старшего поколения, хорошо помнивших Гражданскую войну. Успех «Неуловимых мстителей» позволил продолжить серию: «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971). Для миллионов зрителей мстители не просто остались неуловимыми, но и запомнились навсегда. Не то что скучные строки учебников о победе большевиков над белыми и махновцами.

«Неуловимые мстители» сегодня

Минпросвещение включило «Неуловимых» в список фильмов, рекомендованных для просмотра школьникам.

Фильм дает наглядные примеры поведения на практике, как вести себя в трудных ситуациях. Здесь показаны хорошие примеры взаимовыручки и следования долгу.

А примеры инициативности и умения отвечать за свои поступки очень важны современному юному зрителю. В фильме они показаны прекрасно, а главное – наглядно и хочется следовать их примеру.