Парижанка / Une Parisienne / La Parisienne. Франция-Италия, 1957. Режиссер Мишель Буарон. Сценаристы: Аннет Вадман, Жан Орэль, Жак Эмманюэль, Мишель Буарон. Актеры: Брижит Бардо, Шарль Буайе, Анри Видаль, Ноэль Роквер, Мадлен Лебо, Фернан Сарду, Клер Морье, Ги Трежан и др. Комедия. Премьера: 16.12.1957. Прокат во Франции: 3,5 млн. зрителей.
Дочь французского премьер-министра, очаровательная Брижит (Брижит Бардо) вышла замуж за ловеласа (Анри Видаль). И чтобы отомстить супругу, молодая женщина решила закрутить интрижку с… британским принцем Чарльзом (Шарль Буайе)…
Кинокритик Жан де Баронселли (1914-1998) в год выхода «Парижанки» на экраны Франции оценил ее позитивно: «Живая, остроумная и изысканная режиссура Мишеля Буарона чаще всего приносит нам удовольствие. Эта «Парижанка», без сомнения, будет иметь успех во всех уголках света. Она будет очаровательно доказывать глубокую, пусть и неочевидную, нравственность наших спутниц…. ведь её играет Брижит Бардо. … Лёгкая и скудно одетая, она с лёгкостью интерпретирует эту лёгкую историю» (de Baroncelli, 1957).
Спустя 60 лет кинокритик Люсьен Ложет также весьма положительно отнесся к «Парижанке» и Мишелю Буарону: «Можно было подумать, что режиссер попал в ряды мейнстримного кино; но Аннет Вадман, талантливый автор диалогов и его жена, написала для него дюжину сценариев…, что придало его фильмографии постоянство во вдохновении и стиле, относительно редкое для французского кино того времени. Первый фильм серии, «Парижанка» (1957), пожалуй, один из лучших: забавная и живая комедия, в которой Б.Б. ещё не пленница своего образа; Это чистый продукт своего времени: красный кабриолет, шарф в волосах и джазовая музыка – тот самый тип фильма, который ещё не называли «фильмом для хорошего настроения» (Logette, 2018).
Интересно отметить, что «Парижанку» (хотя она и не вышла в советский кинопрокат) удостоилась похвалы даже в СССР. Журналист Борис Трайнин писал, что здесь Брижит Бардо «была призвана «придать» героине свое лицо. Она еще продолжает изображать себя, но делает это так весело и искренне, что зритель с самого начала симпатизирует ее проказам, позабыв о кинематографических штампах — шикарных автомобилях, богатых особняках, мундирах, всех тех «кирпичах», на которых построена картина. Брижит сумела добиться того, что зрителя интересует здесь судьба человека, а не дочки премьер-министра. И в этом заслуга не только режиссуры, но и актрисы. Это ее первый шаг к мастерству» (Борис Трайнин, 1966: 9-11).
Уже в XXI веке с этой оценкой перекликается и мнение киноведа Михаила Трофименкова: «В «Парижанке» есть все – автомобильные гонки по парижским улицам и фешенебельные охотничьи замки, великосветские приемы и иностранный принц, полет с любовником на реактивном самолете и смачные драки с гангстерами. И конечно, в центре веселой истории – совсем юная, но уже знающая силу своей красоты ББ – Брижит Бардо. Сексуальная кошечка затеяла весьма опасную интригу, но делает это так весело и искренне, что зритель с самого начала симпатизирует всем ее проказам. Не фильм, а пряничный домик, с жизнью ну никак не связанный: даже сексапильность ББ тут какая-то пряничная, притворная. Какие-то охотничьи домики, невсамделишные гангстеры, даже реактивные самолеты кажутся игрушечными и старомодными. Этот прелестный водевиль мог быть снят и в 1920-х, и в 1930-х, да когда угодно» (Трофименков, 2008).
В этом контексте Жинет Винседё подметила характерную тенденцию: «комический образ, основанный на крайней молодости, имеет свой срок годности. Бардо быстро переместили в сторону сексуальной комедии. Её персонажи в комедиях «Парижанка», «Вы хотите потанцевать со мной?» и «Невеста на шее» демонстрируют эту новую зрелость двумя способами: с одной стороны, её героиня уже замужем или находится в явно сексуальных отношениях – в отличие от молодых девушек, которые «влюбляются» и выходят замуж только в конце фильма, – а с другой стороны, кадры и костюмы подчёркивают, порой чрезмерно, её «женские» прелести (особенно грудь). В то же время, отчасти в попытке расширить аудиторию за счёт более юных зрителей, произойдёт и другая эволюция. Невинность девушки превращается в наивность, даже глупость, а её сексуальность одновременно подавляется и высмеивается, создавая образ глупой блондинки» (Vincendeau, 2012).
Во французском кинопрокате сезона 1957/1958 годов веселую, яркую по цветовой гамме и костюмам персонажей «Парижанку» ждал шумный успех: 3,5 млн. зрителей.
Киновед Александр Федоров
Слабые женщины / Faibles femmes / Le Donne sono deboli. Франция-Италия, 1958. Режиссер Мишель Буарон. Сценаристы: Мишель Буарон, Аннет Вадман. Актеры: Ален Делон, Паскаль Пети, Милен Демонжо, Жаклин Сассар, Симона Ренан, Моник Мелинан, Адриенна Серванти, Элена Мансон, Пьер Монди, Магдалена Берюбе, Ноэль Роквер и др. Комедия. Премьера: 11.02.1959. Прокат во Франции: 2,4 млн. зрителей.
В этой комедии очаровательные героини Паскаль Пети, Милен Демонжо и Жаклин Сассар влюблены в ветреного персонажа Алена Делона. Узнав о его обмане, подруги решают ему отомстить…
Кинокритик Босли Краузер (1905-1981) в год выхода «Слабых женщин» в кинопрокат отнесся к ним, на мой взгляд, необоснованно и по-стариковски строго: «Под напряжённым руководством Мишеля Буарона Ален Делон становится центром всего шоу. Но суть слишком вымученная и очевидная. Вскоре складывается впечатление, что это, прежде всего, попытка продвинуть нового гламурного парня. И тот факт, что остальная часть фильма, сюжет и диалоги, лишены тонкости и остроумия – более того, они откровенно глупы в своей претензиях на мужскую привлекательность – довершает картину. Есть и другие раздражающие моменты. Очевидно, продюсер вместе с режиссёром постарались добавить в фильм немного дешёвого эротизма. Есть сцена в бассейне, полном молодёжи, настолько близкой к нудистской, насколько это разрешено законом… К счастью, девушки очаровательны. Милен Демонжо, пожалуй, самая приятная и впечатляющая из всех» (Crowther, 1959).
Кинокритик Жан-Пьер Пеккерьё, думается, дал «Слабым женщинам» куда более адекватную оценку: «Сюжет динамичен и дарит нам приятное времяпрепровождение благодаря юмору, который ни разу не скатился в гротеск или вульгарность, что является фирменным приёмом Мишеля Буарона. В этой восхитительной комедии с энтузиазмом и искренностью играют молодые актёры, которые только начинали делать себе имя во французском кинематографе, обеспечивая будущее поколение. Три девушки восхитительны, изысканны, безупречны, каждая из них невероятно точна в своей роли. … Что касается Алена Делона, его первое появление в фильме, во время свадьбы, – настоящий подвиг, ослепительная красота, которая оставила свой след в сердцах зрителей (и особенно зрительниц!) того времени и продолжает соблазнять и сегодня, одним кадром он завоёвывает всё» (Pecqueriaux, 2022).
В самом деле, «Слабые женщины» – развлечение, сделанное со вкусом и даже с элементами пародии. Особенно хороши фрагменты, где главные героини в своем воображении изощренно расправляются с ловеласным персонажем Делона. Отмечу также, что картина хороша по темпу и ритму, а также по умению Мишеля Бурона творчески использовать возможности цветного кино.
Киновед Александр Федоров
Дорога школяров / Le Chemin des écoliers / Furore di vivere. Франция-Италия, 1959. Режиссер Мишель Буарон. Сценаристы: Жан Оранш, Пьер Бост (по роману Марселя Эме "Библиотека Гальяма"). Актеры: Ален Делон, Франсуаза Арнуль, Бурвиль, Лино Вентура, Жан-Клод Бриали, Пьер Монди, Сандра Мило и др. Драма. Приключения. Премьера: 23.09.1959. Прокат во Франции: 2,5 млн. зрителей.
1943 год. Франция времен нацисткой оккупации. Смышленые приятели (Ален Делон и Жан-Клод Бриали) зарабатывают на перепродаже продуктов на черном рынке… Но, как говорится, не торговлей единой. В их жизни есть, разумеется, и амурные приключения…
Во французском кинопрокате этот фильм прошел успешно (2,5 млн. зрителей), но потом был подзабыт, и лишь в XXI веке удостоился похвал кинокритиков (Travers, 2019).
В «Дороге школяров» Мишелю Бауроне удалось собрать целый букет звезд (Ален Делон, Франсуаза Арнуль, Бурвиль, Лино Вентура, Жан-Клод Бриали, Пьер Монди), и у каждого из них была заметная актерская партия.
Этот фильм стал первой черно-белой работой Мишеля Буарона. По-видимому, он решил, что тема оккупации не нуждается в цвете, ему хотелось большей изобразительной строгости. И надо отдать ему должное, ему это удалось – картина получилась в меру сентиментальной и психологически вполне убедительной.
Киновед Александр Федоров