Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Хиты Ларисы Долиной в кино и на эстраде. К юбилею Народной артистки России.

На днях, 10 сентября круглую дату отметила Лариса Александровна Долина. Народная артистка страны, сильнейшая вокалистка, ставшая ориентиром для певцов разных поколений, строгий судья и критик вокального искусства, требовательный педагог, честная и прямолинейная в своём профессионализме – всё это о Ларисе Александровне. Она из тех «вездесущих» российских знаменитостей, кто, с одной стороны, уже «набил оскомину», а, с другой, масштаб наследия и заслуг звезды сложно переоценить. Работая на профессиональной сцене ещё в 70-х годах, она по сей день остается героиней светской хроники и завсегдатаем телеэфиров. Начиная как джазовая певица, Лариса Долина проявила себя во многих жанрах и стилях, одинаково профессионально исполняя и рок, и классику, и эстраду. Во второй половине 90-х – начале нулевых её накрыла новая волна популярности как поп-исполнительницы, к тому моменту за плечами был уже солидный багаж хитов, исполненных как в кадре, так и за кадром. Голосом Ларисы Александровны поют герои
Оглавление

На днях, 10 сентября круглую дату отметила Лариса Александровна Долина. Народная артистка страны, сильнейшая вокалистка, ставшая ориентиром для певцов разных поколений, строгий судья и критик вокального искусства, требовательный педагог, честная и прямолинейная в своём профессионализме – всё это о Ларисе Александровне. Она из тех «вездесущих» российских знаменитостей, кто, с одной стороны, уже «набил оскомину», а, с другой, масштаб наследия и заслуг звезды сложно переоценить.

Работая на профессиональной сцене ещё в 70-х годах, она по сей день остается героиней светской хроники и завсегдатаем телеэфиров. Начиная как джазовая певица, Лариса Долина проявила себя во многих жанрах и стилях, одинаково профессионально исполняя и рок, и классику, и эстраду. Во второй половине 90-х – начале нулевых её накрыла новая волна популярности как поп-исполнительницы, к тому моменту за плечами был уже солидный багаж хитов, исполненных как в кадре, так и за кадром. Голосом Ларисы Александровны поют героини многих популярных советских фильмов.

В материале, приуроченном к солидному юбилею, я решил выделить два пласта её исполнительского наследия – всем известные эстрадные хиты и обширное наследие закадровой вокалистки.

Пролог. Путь на сцену.

Взяв звучную фамилию матери в качестве сценического псевдонима, Лариса Кудельман никогда не скрывала своего происхождения. Судьба артистки тесно связана с, пожалуй, «самым еврейским» из всех советских городов – Одессой, подарившей музыкальной культуре немало выдающихся деятелей. И Ларису Александровну широкая аудитория воспринимает как одесситку, хотя формально это не совсем так.

По рождению Лариса Долина – землячка Муслима Магомаева. Её родина – азербайджанская столица Баку. Здесь она появилась на свет 10 сентября 1955 года в рабочей семье строителя и машинистки – Александра и Галины Кудельман, в девичестве – Долиной.

А вот родители как раз были из Одессы, и когда дочке исполнилось 3 годика, вернулись на родину, к берегам Черного моря. Здесь прошло детство будущей народной артистки и её музыкальное становление.

Заниматься музыкой и выступать на сцене Лариса начала с ранних лет. В шесть лет она поступила в музыкальную школу по классу виолончели.

Детские фото Ларисы Долиной
Детские фото Ларисы Долиной

Второй страстью девочки наряду с пением были иностранные языки. В общеобразовательной школе Лариса любила английский, альтернативой певческой карьере могла стать карьера переводчицы.

На выбранном жизненном пути это увлечение тоже ей пригодилось. Для певицы, особенно джазовой фактуры, знание языка и умение петь по-английски – не просто полезный, а необходимый профессиональный навык. Голосом Ларисы Александровны в разные годы звучали классические джазовые произведения и мировые эстрадные хиты.

Музыкальный путь, на который девочка встала ещё подростком, её не отпустил. В нежном возрасте 13-14 лет Лариса начала зарабатывать пением, выступая в ресторане. Туда она попала из художественной самодеятельности вместе с коллективом, в котором пела. Мать была не в восторге от того, что дочь вечерами поёт по кабакам, а отец отнесся лояльно, семья была не богатой, и деньги, прямо сказать не были лишними, а платили за выступления по тем меркам прилично.

«Все музыканты приехали к нам домой, встали на колени перед моей мамой. И стали уговаривать её отпускать меня два раза в неделю с 7 до 9 вечера в ресторан «Украина», обещая, что будут приглядывать за мной. И родители меня отпустили»,

- так Долина в интервью описывала этот эпизод своей биографии.

Стартом профессиональной деятельности считается 1971 год, когда девушке было 16. Как сообщают источники, этим годом датирована запись «артистка» в её трудовой книжке. Общеобразовательную школу она заканчивала экстерном.

В 1971 Лариса проходит прослушивание и поступает солисткой в ансамбль «Волна». Эта женская группа была частью эстрадного оркестра с характерным названием «Мы одесситы».

Проработав в ансамбле два года, певица была замечена за пределами Одессы. Её пригласили в Ереван. Ведомая мечтой о сцене, Лариса вопреки протестам родителей отправляется на Кавказ, где поёт в вокально-инструментальном ансамбле «Армина», а затем – в государственном оркестре под руководством Обеляна.

Далее судьба забрасывает её на фактическую родину – в Баку, вокалистка переходит из Армянского государственного оркестра в Азербайджанский, которым руководил её знаменитый земляк Полад Мамедов, он же – Полад Бюльбюльоглы.

Прорывным в карьере Долиной стал год 1978. Она получила первую премию на Всесоюзном вокальном конкурсе в Сочи и была замечена руководителем эстрадно-джазового оркестра «Современник» Анатолием Кролом. За приглашением последовал переезд в Москву.

Обосновавшись в столице, с работой в ансамбле Лариса получает серьёзное профессиональное образование, поступив в институт имени Гнесиных. Заканчивает его в 1984 году, уже будучи опытной артисткой.

Лариса Долина в оркестре "Современник"
Лариса Долина в оркестре "Современник"

В оркестре она раскрывается как исполнительница джаза, для неё составляется программа «Антология джазового вокала». С ней Лариса Долина колесит по городам и весям огромной советской страны.

На фактурную солистку внимание кинорежиссер Карен Шахназаров, пригласив её в свой фильм «Мы из Джаза», вышедший на экраны в 1983. В картине был использован один из номеров программы. Роль кубинки Клементины Фернандес ознаменовала звездный час Ларисы Долиной в кино.

Лариса Долина в образе Клементины Фернандес ("Мы из Джаза,  реж. К. Шахназаров, 1983)
Лариса Долина в образе Клементины Фернандес ("Мы из Джаза, реж. К. Шахназаров, 1983)

Это не единственное и не первое её появление в кадре. Открывает фильмографию картина «Бархатный сезон» 1978 года, где она предстает в привычном образе певицы. В этом фильме она на английском языке исполняет композицию «Мелодия моря» в сопровождении джаз-оркестра под управлением Мурада Кажлаева.

Далее следует череда небольших киноролей, так или иначе связанных с вокалом.

Обширна фильмография Долиной в другой ипостаси – закадровой вокалистки, подарившей свой голос героиням всеми любимых фильмов.

Песни из кинофильмов в исполнении Ларисы Долиной

И до и после картины «Мы из джаза» Долина неоднократно незримо присутствовала в кино.

Доля закадровых вокалистов – незавидна, их голос слышат все, а вот имена зачастую остаются за пределами внимания общественности. В советское время фамилии певцов, исполнявших песни за кадром, как правило, даже не указывали в титрах. В

конце 80-х – 90-х, когда звезда Долиной ярко сияла на эстраде, а интернета ещё не было, многие зрители и слушатели даже не догадывались, что именно её голос неоднократно звучал в кино.

Чародеи

(«Три белых коня», муз. Е. Крылатов, ст. Л. Дербенев)

Материалы о знаменитостях обычно начинаются с описания детства, а в случае с Долиной и обзор творчества логично начать с детской песни, несмотря на то, что сейчас она совсем не по сезону – это точно главный кинохит Ларисы Александровы.

Речь о песне «Три белых коня» из фильма «Чародеи» 1982 года. В кадре она звучит от имени героини Анны Ашимовой тоненьким детским голоском. Сложно предположить, что это дело рук, а точнее, голоса уже состоявшейся на тот момент 28-летней артистки по имени Лариса Долина.

Новогодний киномюзикл – вольную интерпретацию литературного произведения братьев Стругацких - снимал режиссер Константин Бромберг. Писать песни было доверено композитору Евгению Крылатову и поэту Леониду Дербеневу.

Предполагалось, что за Анну Ашимову за кадром будут петь две разные девочки. Песня про «Снежнику», которая «не растает, пока часы двенадцать бьют» досталась потомственной закадровой вокалистке Ольге Рождественской, а вот «Три белых коня» должна была спеть Светлана Степченко. Ранее она уже пела в нескольких фильмах, в дальнейшем состоялась как актриса и певца в академическом жанре, имеет звание заслуженной артистки.

С «Чародеями» у Степченко не сложилось. Песню она записала, но исполнение не устроило ни Бромберга, ни Крылатова.

Растиражированная в источниках полулегендарная история гласит, что в момент работы над композицией в студию заглянула Лариса Долина. Молодая и ещё не очень известная, но уже опытная вокалистка предложила свою помощь и решила показать юной коллеге как надо спеть эту песню. Итог оказался неожиданным. Вариант Долиной настолько всех впечатлил, что именно его и было решено включить в фильм.

В дальнейшем Лариса Александровна многократно исполняла эту песню уже от своего лица и взрослым голосом.

«31 июня»

(«Буду я королевой», «Драконография», муз. А. Зацепин, ст. Л. Дербенев)

До песни «Три белых коня» у Ларисы Александровны уже имелся опыт исполнения песен за кадром, причем пела она песни на стихи того же автора – Леонида Дербенева. Фильмографию закадровой вокалистки Долиной открывает фантастический фильм Леонида Квинихидзе «31 июня» с песнями композитора Александра Зацепина.

Главными хитами из этой картины стали песни, звучавшие от лица Мелисенты– «Ищу тебя» и «Мир без любимого».

Записать их выпало подававшей надежды певицы из Ужгорода Татьяне Анциферовой, в чьей карьере эти композиции так и остались самими заметными. Зацепин предпочел её из большого числа претенденток, в числе которых была и Лариса Долина.

Хит «Ищу тебя» мог прозвучать её голосом в фильме, но в итоге Ларисе Александровне досталась вокальная партия другого персонажа – леди Нинет. Роль исполнила Людмила Власова.

Голосом Долиной героиня пела «Буду я королевой».

Вторая композиция леди Нинет из этого фильма - «Драконография».

Популярнейший хит Мелисенты песню «Ищу тебя» Долина запела позже, уже вне контекста фильма-первоисточника.

«Обыкновенное чудо»

(«Дуэт Эмилии и трактирщика», муз. Г. Гладков, ст. Ю. Ким, исп. совместно с Л. Серебренниковым)

Почти одновременно с фильмом «31 июня» на экраны вышла картина «Обыкновенное чудо». Мюзикл Марка Захарова появился на экранах в первый день нового 1979 года. Фильм «Обыкновенное чудо» наполнен песнями авторства композитора Геннадия Гладкова на стихи известного барда, поэта Юлия Кима.

Из всех актеров, снимавшихся в фильме, только Андрей Миронов сам поёт за своего героя песню про бабочку, которая «крылышками бяк-бяк-бяк». Песни за других персонажей пригласили исполнить профессиональных певцов, мужские партии -Леонида Серебренникова, женские – Ларису Долину. Вдвоём они исполнили композицию, которая так и называется «Дуэт Эмилии и трактирщика».

Соответствующих персонажей сыграли популярные актеры – Екатерина Васильева и Юрий Соломин.

«Человек с бульвара Капуцинов»

Композитор Гладков, поэт Ким, артист Миронов и закадровая вокалистка Долина – после «Обыкновенного чуда» вся эта компания встретилась в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» 1987 года. Для Миронова этот фильм стал последним. Режиссер Алла Сурикова собрала звездный актерский состав, а тандем Гладкова и Кима украсил картину россыпью прекрасных песен. В фильме Долина исполняет все композиции за Диану Литл, героиню Александры Яковлевой. Её голосом звучат песни «Люблю ковбоя», «Волшебный луч».

«Принцесса цирка»

("Ах, эти девушки в трико", "Объяснение Мари и Тони", муз. И. Кальман, ст. О. Фадеева, исп. совместно с О. Анофриевым)

Оперетта венгра Имре Кальмана «Принцесса цирка» получила много интерпретаций в советской культуре. Экранизировали её дважды. Помимо классического фильма 1958 года с Георгом Отсом в главной роли свою версию представила режиссер Светлана Дружинина. Её фильм вышел в 1982. В образе Мистера Икса предстал чехословацкий актер Игорь Кеблушек, а пел за него Владимир Мольченко.

Роль Мари сыграла Елена Шанина, актриса поющая, она демонстрировала это на театральной сцене. Шанина - первая Кончита в оригинальной постановке «Юноны и Авось» в «Ленкоме». В «Принцессе цирка» исполнять вокальные партии от лица её героини доверили Долиной.

Она поёт за Мари в дуэте с Олегом Анофриевым, который подарил свой голос Тони – герою Юрия Мороза.

«Зимний вечер в Гаграх»

(«Дружба», Муз. В. Сидоров/П. Марсель (?), ст. А. Шмульян, исп. Совместно с В. Шевциком)

«Давай пожмем друг другу руки - и в дальний путь на долгие года», - эти строки авторства поэта Андрея Шмульяна из песни с лаконичным названием «Дружба» известны ещё с 30-х годов в исполнении Вадима Козина и Клавдии Шульженко. Авторство музыки вызывает споры, у Козина и в РАО указан Владимир Сидоров, у Шульженко – Поль Марсель, он же Павел Русаков. Об этой композиции я когда-то писал материал в рубрике «Вопросы истории песни»

.А сейчас нас интересует, причем тут Долина, если песня появилась за много лет до её рождения.

Лариса Александровна причастна к исполнению, которое дало этому хиту новый виток популярности. Песня считается одной из заметных её работ в кино. Здесь замешан всё тот же режиссер Карен Шахназаров, снимавший её в своей картине «Мы из джаза».

Позже он же снимал картину «Зимний вечер в Гаграх», где роль певицы исполняет Наталья Гундарева. Она сама хотела и петь за свою героиню. Но у Шахназарова были другие планы. Он позвал «проверенную в деле» профессиональную певицу Долину.

«Дружба» в фильме «Зимний вечер в Гаграх» звучит дуэтом героев Натальи Гундаревой и Сергея Никоненко. И он тоже поёт не сам. Интересно, что партнером Долиной по закадровому исполнению в данном случае стал как раз не профессиональный певец, оператор – Владимир Шевцик, и в этом качестве он достаточно известен в мире кино, имел звание заслуженного деятеля искусств.

Эстрадные хиты Ларисы Долиной.

В 1984-1985-м году Долина отходит от джазовой музыки в сторону эстрады и начинает сольную карьеру, устроив «Затяжной прыжок». Такое название получила её первая сольная программа, с которой артистка заявила о себе, как об эстрадной певице.

-5

За последующие четыре десятилетия она записала свыше двух десятков альбомов. Репертуар певицы огромен и включает песни разных авторов – от классиков советской эстрады до малоизвестных современных «сонграйтеров». Многие песни Долина исполняла параллельно с другими артистами, перепевала хиты своих коллег, мэтров советской эстрады.

Широкой аудитории первым делом вспоминаются хиты конца 90-х, прежде всего «Погода в доме», хотя и до и после она исполнила немало песен популярных песен, ставших хитами и прочно ассоциирующихся с её образом и голосом.

«Льдинка».

Муз, сл. В. Резников

Как и у многих артистов, в карьере Долиной было несколько авторов, сыгравших заметную роль в её карьере и формировании репертуара. И первым в этом ряду нельзя не вспомнить Виктора Резникова. С ленинградским автором, певцом и композитором Долина плотно и продуктивно сотрудничала вплоть до его трагической гибели в 1992 году.

Резников, Виктор Михайлович (1952-1992) - автор хитов "Половинка", "Льдинка", "Телефонная книга" и других песен в репертуаре Ларисы Долиной.
Резников, Виктор Михайлович (1952-1992) - автор хитов "Половинка", "Льдинка", "Телефонная книга" и других песен в репертуаре Ларисы Долиной.

Именно Резников написал главные хиты Долиной из 80-х, ставшие её визитными карточками в тот период.

«Льдинка, льдинка, скоро май, льдинка, льдинка, ну-ка растай»,

- запела Лариса Александровна в 1988. Драйвовая композиция с элементами джаза, буги и фанка стала одним из «музыкальных лейтмотивов» года.

Резников как автор-исполнитель и сам пел «Льдинку», но широкая популярность к произведению пришла именно в исполнении Ларисы Долиной. С этой песней артистка выступила на фестивале «Песня-88».

В том же году на «Мелодии» был издан авторский альбом Виктора Резникова «Карточный домик» с участием главных исполнителей его хитов – Михаила Боярского и Ларисы Долиной. «Льдинка» стала стартовым треком этой пластинки.

По этой песне озаглавлена популярная концертная программа, с которой Долина выступала в конце 80-х.

«Половинка»

Муз. В. Резников, сл. А. Рицман.

«Льдинка» закрепила успех предыдущего хита того же композитора. Годом ранее, в 1987,из всех звуковоспроизводящих устройств голос Долиной пел похожую по стилистике композицию – «Половинка».

Виктор Резников написал только музыку к этой песни, текст принадлежит перу Алексея Римицана.

«Телефонная книжка»

Муз, сл. В. Резников

В числе лучших песен, созданных Виктором Резниковым, многие назовут проникновенную и трогательную композицию «Телефонная книжка». Первой её исполнительницей была Алла Пугачева. Она представила эту песню в новогоднем эфире 1984-1985. Запись Пугачевой вскоре была издана на одноименном миньоне, вместе с песнями в исполнении Татьяны Анциферовой и близкого друга Резникова – поющего актера Боярского.

Однако в дальнейшем Алла Борисовна от песни отказалась. Резников как раз тогда стал работать с начавшей сольную карьеру Долиной и предложил песню ей. Считается, что именно с этого предложения стартовало их сотрудничество. Лариса Александровна признавалась, что каждый раз, исполняя эту песню, посвящает её памяти автора.

Исполнение Долиной песня было представлено на уже упомянутом альбоме «Карточный домик», она закрепились в репертуаре исполнительницы и во многом ассоциируется с ней. Хотя некоторые слушатели отдают предпочтение версии Примадонны, исполнение Долиной считается каноническим.

«Телефонную книгу» пели многие артисты разной степени известности, она периодически звучит в вокальных шоу.

«Стена»

Муз. А. Укупник, ст. М. Танич

«Телефонная книга» - не единственный большой хит, объединяющий Долину и Пугачеву. В 90-х в репертуаре Ларисы Александровны прижилась ещё одна очень известная песня, изначально предложенная Примадонне. На этот раз в деле был замешан кудрявый блондин, на всю страну грозившийся съесть свой паспорт. Прославившийся в комичном образе певец и композитор Аркадий Укупник, как известно, помимо собственных шуточных хитов, написал огромное количество разных по характеру песен для других исполнителей. Среди них есть и вот такая:

«И скоро на пути стена, и я её пройти должна»,

- эти строки принадлежат перу метра песенной поэзии Михаила Исаевича Танич. Голосом Долиной песня зазвучала на рубеже веков, вышла в 1999 на альбоме певицы.

Аркадий Укупник – один из тех, чьей карьере способствовала Алла Борисовна, именно она подбила композитора запеть и придумала ему сценический образ, а Аркадий, в свою очередь, предлагал свои песни в репертуар звезды. Однажды он принес ей целую стопку новых песен, среди которых была и «Стена». Композиция на стихи Танича впечатлила Примадонну. Она попробовала её исполнить и сделала демо-запись на студии Александра Кальянова. Но дальше дело не пошло, и в репертуар Аллы Борисовны песня не попала. Причины остаются на уровне слухов: то ли Пугачева разочаровалась в песне, то ли не захотела покупать её у Укупника, который потребовал гонорар.

Несколько лет «Стена» ждала своей очереди, в 1998 была отдана Долиной, и на следующий год в её исполнении стала хитом.

«Ресторан»

Муз. Р. Горобец, ст. М. Танич.

Поэт Михаил Танич – ещё один знаковый для Долиной автор. В репертуаре артистки целый пласт песен на его стихи, большинство из них – с музыкой Руслана Горобца. Поэт и композитор образовали плодовитый авторский тандем. Довольно популярной стала композиция, центральным образом отсылающая к юности исполнительницы.

«А в ресторане, а в ресторане», - запела уже состоявшаяся эстрадная певица Лариса Долина в 1996 году. Композиция издана на знаковом в карьере певицы альбоме – «Погода в доме», полностью состоящим из песен Руслана Горобца на стихи Михаила Танича.

Недавно, в 2024 году, эта песня была перевыпущена в коллаборации с современной рэп-исполнительницей Марией Шейх (экс-2МАШИ), которая зачем то разбавила стихи Михаила Исаевича современным речитативом.

«Черно-белая судьба»

Муз. В. Лоткин, сл. С. Соколкин.

«Три розы белых-белых лягут на стол, три розы черных обжигают мне руки», - зажигательная композиция с хитовым рефреном засела в памяти с далекого 1998 года. В народе по повторяющимся в припеве словам её окрестили «Три розы». Официальное название другое, с философским подтекстом – «Черно-белая судьба». Написал стихи Сергей Соколкин.

Автор музыки – приятель Долиной, композитор Вадим Лоткин. Песня попала в репертуар на фоне перемен в личной жизни, драматично закручивавшегося романа с музыкантом Ильей Спициным, впоследствии - третьим супругом. В «Черно-белой судьбе» Долина увидела мотивы своей личной истории, и именно поэтому песня её зацепила, заняв важное место в репертуаре.

«Обожженная душа».

Муз. В. Дробыш, сл. Лены Стюф.

В середине 2000-х имена Виктора Дробыша и Лены Стюф с завидной регулярности фигурировали в тандеме в качестве авторов популярных хитов. Исполняли их очень разные артисты, герои новой эпохи, выпускники «Фабрики звезд» и даже признанные корифеи сцены, в их числе и Лариса Долина. В 2006 году она записала песню «Обожженная душа» композитора Дробыша с текстом Лены Стюф. Песня регулярно звучала в эфире, пополнив обширный перечень заметных хитов исполнительницы.

«Погода в доме»

Муз. Р. Горобец, ст. М. Танич.

Подборка хитов близится к концу, а я ещё не написал о том, что «главней всего», как гласит текст самой песни. Этот хит я умышленно оставил на финал.

«Погода в доме» - яркий пример того, что даже у маститых и опытных исполнителей, с обширным наследием и вереницей популярных песен бывают хиты, которые в той или иной степени оттеняют всё остальное. И появиться такой хит может на любом этапе карьеры.

С Ларисой Александровной это случилось в 1997, когда она уже и без того была широко известной певицей. Но если ранее её визитными карточками считались резниковские «Льдинка» и «Половинка», то после фамилия Долина сразу вызывала в памяти строки:

«Главней всего погода в доме, а всё другое - суета».

Мне даже встречались люди, которые ассоциировали певицу исключительно с этой песней, хотя хитов у неё навалом.

А началась всё с того, что известный поэт поссорился с женой. Стихи «Погоды в доме» были написаны не для песни, а сами по себе и посвящены нынешнему руководителю группы «Лесоповал» поэтессе Лидии Николаевне Козловой. Стихотворение Михаил Танич написал в качестве извинения, с желанием помириться с супругой, начиналось оно строчкой:

«Какой прогноз у нас сегодня, Лида».
-7

Своё творение он дал на оценку Долиной, с которой тогда плотно сотрудничал. Ларисе Александровне стихи настолько понравились, что она попросила слегка подправить текст, чтобы он был от женского лица. Дальше в дело вступил Руслан Горобец, и «Погода в доме» стала песней. Вышла она в декабре 1996.

А в начале следующего года публика увидела клип режиссера Дмитрия Фикса. Главную мужскую роль в нём исполнил популярный актер Алексей Булдаков.

По сюжету клипа колоритный артист изображал мужа певицы, и сделал это настолько убедительно, что в эпоху отсутствия интернета поползи слухи о романе знаменитостей. Некоторые думали, что Долина и Булдаков, и правда, – супруги, хотя артистов не связывали никакие отношения, кроме рабочих и приятельских.

Мужем Долиной был совсем другой человек. Тогда она ещё была во втором браке с музыкантом Виктором Митязовым, с которым познакомилась в конце 80-х. Всего в жизни Долиной мужей было трое.

В первом браке с Анатолием Миончинским родилась единственная дочь Ангелина, подарившая народной артистки внучку Александру.

Лариса Долина с дочерью Ангелиной и внучкой Александрой.
Лариса Долина с дочерью Ангелиной и внучкой Александрой.

Девочка 2011 года рождения, как и когда-то её бабушка, в нежном возрасте уже делает первые шаги на сцене, то и дело выступая в концертах и шоу в компании старшей звездной родственницы и подписывается бабушкиной фамилией, как Саша Долина.

Вместо эпилога

Многоопытная артистка – учитель и наставник для следующих поколений музыкантов, причем как в буквальном смысле, на посту главы кафедры в МГУКИ, так и во всех остальных.

Вокальное мастерство и наследие Долиной – пример и образец для начинающих певцов, а сама она задолго до своего назначения и вне стен университета – поддерживала и наставляла талантливых артистов.

Яркий пример - Александр Панайотов. Будучи членом жюри шоу «Народный артист» в 2004 году, певица оценила талант запорожского парня и записала с ним несколько дуэтных композиций. Песни «Лунная мелодия» и «Цветы под снегом» на музыку возглавлявшего тот проект композитора Кима Брейтбурга стали хитами.

За Долиной закрепилось амплуа ревнителя и критика вокального искусства. Она была неоднократно замечена в прямых и честных, порой слишком категоричных высказываниях о вокальных способностях коллег. Даже именитым деятелям культуры от неё доставалось, не говоря уже о современных исполнителях.

В меняющихся музыкальных реалиях Долина зачастую оказывается той самой «Бабой Ягой, которая против». В 2021 году поводом для мемов стал её публичный спор с Валентиной Карнауховой, более известной как Валя Карнавал. Высказывания Долиной о том, что вокалу надо учиться и петь, как положено, а не как душе угодно, оскорбили «поющую блогершу», у которой оказалась «своя правда».

Лариса Долина и Валентина "Karna.val" Карнаухова в шоу "Музыкалити", ю-туб канала GAZGOLDER. 2021 год.
Лариса Долина и Валентина "Karna.val" Карнаухова в шоу "Музыкалити", ю-туб канала GAZGOLDER. 2021 год.

А вот популярность и засилье рэп-музыки Долину не смущает, она с интересом и уважением относится к этому жанру, считает его сложным. У певицы сложились хорошие отношения с представителем этого направления Александром Степановым по кличке ST.

В паре с ним Долина принимала участие в прошлом сезоне «Битвы поколений» на МУЗ-ТВ, перепев единственный хит исполнителя про «Луи-луи».

Регулярно появляясь в телеэфире, Лариса Александровна, несмотря на возраст, статус и регалии не гнушается участвовать в популярных телешоу не только в качестве эксперта или члена жюри, но и как конкурсантка. Она собрала в послужном списке, пожалуй, все популярные проекты центральных телеканалов. В «нулевых» составила пару комику Гарику Мартиросяну в самом первом сезоне проекта «Две звезды», а недавно выступала в его семейной версии с внучкой. В начале 10-х блеснула в проекте «Универсальный артист». Название и концепция программы, сводившаяся к тому, что артисты пробуют себя в разных жанрах – как будто прямо под неё.

В последующие годы были и «Маска» (образ - Олень), и схожий по философии «Аватар» (образ - Муха-Цокотуха), и погружающие в мир шансона «Три аккорда».

Регулярные участия в шоу в качестве конкурсантки показывают авантюрный характер певицы и её способность поставить себя на один уровень с менее опытными молодыми артистами, не кичиться статусом, а вести диалог поколений.

Творческий путь Ларисы Александровны ярко иллюстрирует, что опыт вкупе с талантом – залог мастерства и сценического долголетия.

Материал создан на базе открытых источников. Возможны неточности.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.