Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Бал недотёп", "Слава моего отца" и "Замок моей матери": комедии Ива Робера

Слава моего отца / Гордость моего отца / La Gloire de mon père. Франция, 1990. Режиссер Ив Робер. Сценаристы: Луис Нусера, Ив Робер, Жером Тоннер (по роману Марселя Паньоля). Актеры: Филипп Кобер, Натали Руссель, Дидье Пен, Тереза Лиотар и др. Драма. Комедия. Премьера: 29.08.1990. Прокат во Франции: 6,3 млн. зрителей.

Замок моей матери / Le Château de ma mere. Франция, 1990. Режиссер Ив Робер. Сценаристы: Жером Тоннер, Ив Робер (по роману Марселя Паньоля). Актеры: Филипп Кобер, Натали Руссель, Дидье Пен, Тереза Лиотар и др. Драма. Комедия. Премьера: 26.10.1990. Прокат во Франции: 4,3 млн. зрителей.

В этой экранизации чрезвычайно популярных во Франции романов Марселя Паньоля (1895-1974) рассказывается о детских годах и приключениях симпатичного мальчугана…

Это дилогия получила высокую оценку французских кинокритиков. Так Микаэль Ланоё писал, что «обезоруживающе простой и искренний фильм «Слава моего отца» выделяется благодаря таланту тогда ещё малоизвестных актёров… Фильм буквально дышит подлинностью, хотя Ив Робер и его сценарист всё же осмеливаются порой отступать от текста, чтобы подарить зрителю моменты чистого кинематографического изящества, например, «танцевальную» встречу тёти Розы и дяди Жюля. Ив Робер также не забывает ни о своём духе, ни о своей оригинальности: фильм предлагает поистине возвышенное изображение и оказывается мастерски поставленным – кто, как не режиссёр «Войны пуговиц», мог снять фильм, затрагивающий чувства ребёнка?» (Lanoye, 2018).

Если «Война пуговиц» стала самой кассовой картиной Ива Робера по итогам многолетнего проката, то «Гордость моего отца» сумела собрать огромное количество зрителей уже за первый год демонстрации во французских кинозалах. Основных причин тому было две: во-первых, романы Марселя Паньоля во Франции – признанная и популярная классика, а, во-вторых, Иву Роберу удалось (как и в «Войне пуговиц») снять увлекательный фильм именно для семейной аудитории.

Киновед Александр Федоров

-2

Бал недотёп / Le Bal des casse-pieds. Франция, 1991. Режиссер Ив Робер. Сценаристы: Жан-Лу Дабади, Ив Робер. Актеры: Жан Рошфор, Миу-Миу, Жан Карме, Одетт Лор, Элен Венсан, Жак Вильре, Виктор Лану, Войцех Пшоняк, Ги Бедо, Мишель Пикколи, Жан-Пьер Бакри, Валери Лемерсье, Клод Брассёр, Филипп Юшан, Патрик Тимси, Жан Янн и др. Комедия. Премьера: 12.02.1992. Прокат во Франции: 1,3 млн. зрителей.

В этой комедии пересекаются судьбы множества персонажей, включая пару влюбленных…

Эта картина по стилю напоминает комедию Ива Робера «И слоны бывают неверны», но, несмотря на роскошный актерский ансамбль, всё выглядит несколько затянутым и не столь остроумным. Жан Рошфор ведет свою роль, как всегда, элегантно, без пережима…

Киновед Александр Федоров

-3

Монпарнас-Пондишери / Montparnasse-Pondichéry. Франция, 1993. Режиссер Ив Робер. Сценаристы: Фредерик Ласайг, Ив Робер. Актеры: Миу-Миу, Ив Робер, Андре Дюссолье, Жак Перрен, Жюдит Магр, Женевьева Фонтанель, Анна-Мари Филип, Аманда Рубинштейн, Ева Ионеско и др. Мелодрама. Премьера: 12.01.1994. Прокат во Франции: 0,3 млн. зрителей.

Монпарнас-Пондишери – это название станция парижского метро. И именно там героине этой картины довелось встретиться с мужчиной своей жизни…

Кинокритик Жюстен Кведи очень высоко оценивает эту картину, утверждая, что – это «успех, отражающий его нежную, ироничную и сострадательную режиссерскую манеру Ива Робера. … Здесь мы видим баланс юмора и меланхолии, типичный для фильмов Робера. … Жюли также постоянно колеблется между надеждой и смирением, а Ив Робер неявно использует настоящее социальное и феминистское послание о праве на второй шанс, на доступ к культуре и знаниям. Всё это подано в ироничном, но одновременно жестоком тоне…, светлая и очень позитивная сторона которого смягчает социальную среду, окрашенную мраком. … Разделяя с взрослыми персонажами напряжённость, тоску и эйфорию, характерные для юных выпускников, и погружая их в подростковый возраст, Ив Робер вновь открывает для себя причудливость и восхитительную незрелость, характерные для героев его лучших фильмов… «Монпарнас-Пондишери» — это успешный фильм с неожиданным поворотом сюжета, который делает финал ещё более трогательным, а сон — ещё прекраснее после этой волшебной интерлюдии» (Kwedi, 2019).

К сожалению, массовая аудитория во Франции отнеслась к этой картине Ива Робера не столь восторженно, и «Монпарнас-Пондишери» сумел собрать в кинозалах всего триста тысяч зрителей…

Мелодрама «Монпарнас-Пондишери» стала последней работой Мастера…

Киновед Александр Федоров, 2025 год