Что было раньше - водохранилище или вокзал? Кто заплатил настоящую цену за роскошь сталинского ампира? Как Москва мечтала о море и построила его?
Канал Москва-Волга в 1937-м связал столицу с великой рекой, а значит, с пятью морями: Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным. Так город без побережья получил возможность принимать корабли со всех сторон света.
Северный речной вокзал стал парадным входом в эту водную империю. Он был задуман не просто как транспортный узел, а как символ новой Москвы, величественный дворец, встречающий пассажиров не хуже железнодорожных вокзалов. Здесь начинались речные круизы, отсюда поднимались в небо самолеты-амфибии с первыми полярными пилотами на борту, а сам вокзал показывал: Москва не просто столица на суше, она еще и столица на воде.
Со стороны Химкинского водохранилища здание выглядит как двухпалубный корабль. Центральная часть с башнями - это корпус, боковые террасы с фонтанами - нос и корма, а колоннада, тянущаяся вдоль фасада создает иллюзию палубы.
27-метровый шпиль венчает «мачту» здания. Но это не просто украшение, а подвижная конструкция, в период навигации, с апреля по октябрь, шпиль поднимают на 75 метров. Поздней осенью, зимой и ранней весной он остается опущенным, что означает, что сезон закрыт.
Для создания облика вокзала архитектор Алексей Рухлядев вдохновлялся венецианскими мотивами, а в транспортный проект вошли не только ресторан и буфеты, но и библиотека с газетным киоском, душевые и парикмахерская, а также комната матери и ребенка со спальней и игровой зоной. Ресторан располагался прямо на крыше вокзала и успел побывать съемочной площадкой для фильмов «Волга-Волга» и «Новая Москва».
На старых фотографиях Северного речного вокзала можно заметить неожиданную деталь - рядом с величественным зданием растут пальмы, будто сошедшие с открытки из Сочи. Что стало с ними потом, история умалчивает: то ли не выдержали сурового климата, то ли исчезли вместе с эпохой, подарившей столице этот курортный штрих.
Западный фасад здания украшен барельефами с величайшими проектами Советского Союза. На одном из медальонов изображен Дворец Советов - здание-призрак, которого не существует, но которое видели все.
Восточный фасад, тот, что смотрит в парк, посвящен хронике великих открытий на воде. Здесь все о речных маршрутах и морских победах. Это лицевая сторона «корабля», где видно, каким был путь и куда еще можно доплыть.
Парк Северного речного вокзала, как и само здание, тоже является объектом культурного наследия. Если заходить в него со стороны Ленинградского шоссе, посетителей встречает скульптура Юлии Кун «Водный путь» - изящная девушка с парусником в руках. Точно такая же статуя стоит и у шлюза № 5 в Икше, напоминая, что это история не про один район Москвы, а про целую систему водных дорог.
На обновленной после реставрации набережной течет декоративный ручей, задуманный как миниатюрный образ всего Канала имени Москвы (Москва-Волга до 1947 года). Его русло тянется почти на 400 метров, а берега украшены уменьшенными копиями шлюзов, самого канала и здания вокзала, все это выполнено из латуни - всего ушло целых пять тонн.
Наполнивший столицу водой канал Москва–Волга был построен руками заключенных Дмитлага. Строительство началось в 1932 году. Сроки рекордные, а цена чудовищная: историки до сих пор спорят, сколько людей погибло на стройке века.
Вместе с каналом заключенные возвели сам вокзал, причалы, грузовой порт, все на сухом месте, задолго до заполнения Химкинского водохранилища. Работали по 12–14 часов в день. А если не хватало специалистов, их просто «доарестовывали». Как, например, профессора Николая Некрасова, бывшего министра Временного правительства, превращенного в лагерного инженера, пусть и с личным шофером.
Закономерный финал настиг и самих хозяев лагерной машины - завершение стройки и запуск движения по каналу совпали с другой, куда более мрачной «кампанией»: чисткой в НКВД после опалы Генриха Ягоды. Аресты накрыли всех без разбора, от руководителей стройки и лагеря до рядовых заключенных и даже вольнонаемных рабочих.
Канал стал первым в своем роде, с гидростанциями, шлюзами и сложной системой распределения. Сегодня именно он снабжает город более чем наполовину всей водой, и той, что течет из-под крана, и той, что нужна для заводских цехов. По нему идут грузы: от зерна и леса до нефти и угля, а заодно канал дает городу еще и электроэнергию. Навигация связала Москву с крупнейшими речными портами страны: от Санкт-Петербурга и Ярославля до Казани, Нижнего Новгорода, Астрахани, Ростова-на-Дону и Волгограда. В годы расцвета пассажирский поток здесь достигал полутора миллионов человек за один сезон.
С уменьшением объема пассажирских перевозок здание вокзала постепенно стало приходить в упадок. В 90-е годы здесь худо-бедно работал рынок и камеры хранения, к 2005 году недостаток грамотного обслуживания привел к нарушению гидроизоляции кровли, из всех помещений функционировать продолжал только ресторан. В последний раз шпиль на центральной башне был поднят в 2008 году.
К началу реставрации в 2018 году здание было полуруинированным. Разбитые плафоны, проржавевшие каркасы, утраченные скульптуры. Все это воссоздавали по архивным фото и чертежам, а где-то помогал случай: в подвале нашли ящики с оригинальными светильниками, фигурками гагар и даже гипсовыми белыми медведями, которые украшают фонтан «Север».
Набережную и парк площадью почти 50 гектаров восстанавливали по оригинальным чертежам архитектора Тимофея Шафранского. В работу включились семь с половиной тысяч специалистов, целая армия людей, которая буквально по кирпичику и плиточке собирала новый облик старого места.
Сегодня в парке можно встретить целую коллекцию фонтанов: два гранитных, украшенных бронзовыми лебедями-кликунами, полюбившийся детям «сухой» фонтан прямо перед вокзалом, и два миниатюрных «родничка» в виде осетров, расположенных симметрично с южной и северной сторон вокзала.
Уделили внимание и скульптурам. В парке отреставрировали композицию «Спорт», а изваяния колхозницы-южанки, северянина, красноармейца и краснофлотца решили не возвращать на прежние места у подножия башни, а поставить на цокольном этаже вокзала. На улице установили реплики из полимербетона, более устойчивого к дождю и снегу.
Благоустройство парка Северного речного вокзала стало одним из самых масштабных городских проектов по созданию качественной городской среды в Москве за последнее десятилетие. Еще недавно заброшенный, вокзал словно сошел с открытки и снова стал местом, с которого начинаются путешествия.
alexiskiskis