Найти в Дзене

Как устроены ЛОУКОСТЕРЫ? Что скрывается за дешевыми билетами?

Оглавление

Всем привет, сегодня мы с вами поговорим про лоукостеры, что это, почему так дешево и безопасны или они? Подписываемся на канал, берем чашечку чая и наслаждаемся :)

Вы точно слышали эти названия! Кто-то их хвастает, а кто-то проклинает. Но главное, эти авиакомпании позволяют летать почти даром. Они что-то вроде маршруток, только в небе. Сегодня мы узнаем, почему их билеты стоят дешевле обеда в аэропорту, как выглядит бизнес-модель лоукостеров, и что на самом деле скрывается за ценником от 999 рублей.

Как появились лоукостеры?

Рынок бюджетных авиаперевозок возник не случайно. В США после Второй мировой войны спрос на авиаперелеты начал расти, но цены оставались недоступными. До появления лоукостеров мир знал совсем другую философию полета. Например, Pan American World Airways, легендарная Панама. Символ золотого века авиации, это не просто авиакомпания, это был летающий пятизвездочный отель.

Бортпроводницы в безупречных перчатках, горячие ужины с шампанским, кожаные кресла с подушками, пианино на борту. Стоимость билета могла равняться месячной зарплате (плюс минус 5.5 тыс долларов), но пассажир ощущал себя почти как на круизном лайнере. Но луокостеры же стали антиподом этой эры они убрали все, что не влияет напрямую на безопасность и скорость перелета, и если Панам продавала стиль и комфорт, то Райнейер (к примеру) стал продавать просто полет и ничего лишнего.

Все изменилось в 1978 году.

В США изменилось законодательство, осуществлявшее контроль государства над тарифами. Это открыло ворота для появления конкуренции и новых бизнес-моделей.

В 1971 году появилась Southwest Airlines, которые первые сделали ставку на короткие рейсы и минимальную стоимость билета (они всем говорили, что они конкуренты не авиакомпаниям, а автобусам!!).

Вместо изысканного обслуживания - цена и надежность. Эта концепция быстро доказала свою эффективность. Пассажиропоток рос, а расходы оставались под контролем. Вслед за США идея распространилась по миру. В Европе первыми пионерами стали Ryanair, основанный в 1985 году, и EasyJet в 1995. Эти компании переняли и адаптировали модель Southwest к европейским условиям, сделав ставку на онлайн-продажи, жесткую ценовую конкуренцию, полеты в недорогие аэропорты и максимальное сокращение расходов на персонал. Позже появились Ewing, Norwegian, Transavia, Wizz Air и Pegasus, каждая со своими особенностями, но с единым подходом – снизить цену входа на борт до минимума и заработать на всем остальном.

В Азии же лоукостеры появились чуть позже, но распространились бурно. AirAsia стала крупнейшим лоукостером континента, а индийские Indigo и Go First – локальными лидерами.

Развитие лоукостера в России

-2

Попытки внедрить лоукост-модель в России предпринимались неоднократно, но долгое время они были неудачны. Первая реальная попытка – это Sky Express в 2006 году. Компания базировалась во Внуково, предлагала дешевые билеты и даже онлайн-регистрацию, но не выдержала конкуренции и закрылась в 2011 году.

Затем появилась новая, дочерняя структура "Аэрофлота", но она просуществовала всего два года. Основными проблемами были высокий уровень сборов в российских аэропортах, отсутствие дешевых региональных хабов, слабая цифровая инфраструктура и консервативные пассажиры, не готовые платить за багаж отдельно. Кроме того, ограничения законодательства, в частности, запрет на продажу билетов ниже себестоимости. Это долго мешало формированию настоящей лоукост-модели. Ситуация изменилась в 2014 году, когда аэрофлот запустил свою авиакомпанию «Добролёт», которую мы сейчас знаем как «Победа».

Ставка была сделана на строгую оптимизацию и высокую плотность посадки. Несмотря на критику, в первые годы компания стала быстро наращивать маршрутную сеть, перевалив за 100 направлений. А в 2023 году "Победа" вышла на первое место в России по прибыльности среди всех пассажирских авиакомпаний. В сегмент условно-бюджетных перевозок в России частично входят Smartavia и Azimut, но они используют смешанную модель. Также у S7 была попытка создать лоукостер Citrus, но, к сожалению, она была приостановлена на фоне кризиса 2022 года.

-3

Так давайте разберемся, как именно эти авиакомпании умудряются продавать билеты дешевле кофе в аэропорту.

Во-первых, у лоукостеров почти всегда один тип самолетов. Например, у Ryanair они используют Boeing 737, а у Wizz Air Airbus 320 и 321. Это снижает затраты на обучение пилотов, техобслуживание и запчасти. Вся система становится проще и дешевле.

Во-вторых, посадка и высадка пассажиров происходит максимально быстро. Самолет проводит на земле 25-30 минут, вместо 60-90, как это бывает у других авиакомпаний. Это позволяет выполнить больше рейсов в день, ну и, соответственно, больше заработать. Конечно же, салон самолета уплотнен, кресло тоньше, расстояние между рядами меньше. Это значит, что в среднем на борт вмещается на 10-15% больше пассажиров, чем у традиционных авиакомпаний. Например, в А320 Wizz Air 230 мест, а у Lufthansa на таком же типе самолета всего 180. Базовый билет – это только место. Хочешь выбрать место получше, взять ручную кладь побольше, зарегистрировать багаж, поесть или даже просто распечатать посадочный талон – готовь кошелек. Лоукостер пытаются максимально за все брать деньги.

-4

Аэропорты – это отдельная тема. Ryanair летает в аэропорт Буве вместо Парижа, в Меминген вместо Мюнхена. По той же системе работают и другие лоукостеры. Это снижает аэропортовые сборы в разы. Для сравнения, обслуживание одного пассажира в Париже в ШарДеГоль может стоить 20-30 евро, а в Баве - всего 7 евро. Все билеты продаются напрямую, без посредников. Все максимально цифровизировано. Онлайн-регистрация, мобильные приложения, автоматизация процессов. Все это экономит миллионы в год.

Если вы хоть раз летали лоукостером, то могли обратить внимание, что даже распечатанный посадочный талон изготовлен из более дешевых материалов, чем талоны других компаний.

И, наконец, дополнительная коммерция. Еда, напитки, товары на борту, лотереи, реклама в салоне, платы за поздравления по громкой связи. В лоукостере монетизируется все. Вплоть до очереди в туалет. Шутка. Но это только пока. Все эти элементы создают систему, в которую прибыль лоукостера идет не с билета, а со всего вокруг него. И чем больше людей летит, тем больше зарабатывает авиакомпания. Даже если сам билет стоит всего 10 евро.

-5

Лоукостер – это не только дешевый билет, но и компромиссы. И часто очень неожиданные. Во-первых, все, что мы привыкли считать стандартом – опция. Хотите выбрать место? Взять багаж? Получить посадочный в бумажном виде? Платите. Причем, порой эти услуги стоят дороже самого билета. Например, у Ryanair за ручную кладь может быть доплата в 25 евро, а у Wizz Air за выбор места в передних рядах может потребоваться до 40 евро.

Во-вторых, жесткая политика. Чуть больше размер ручной клади – штраф. Забыл указать отчество? Плати за исправление. Некоторые лоукостеры могут взимать сбор даже за печать посадочного талона в аэропорту. 40-50 евро, если не зарегистрироваться онлайн, как, например, у Wizz Air. Кстати, напишите в комментариях, летали ли вы лоукостерами и попадали на какие-нибудь штрафы.

Третье. Отношение к персоналу. В стремлении к экономии страдают не только пассажиры, но и экипаж. Пилоты и стюарды нередко работают по аутсорсинговым контрактам, без соцпакета.

В Ryanair долгое время платили только за часы в воздухе, не учитывая подготовку, ожидание и время пока команда добирается до аэропорта. Даже формы у экипажей часто из дешевых синтетических материалов. По словам бывших сотрудников, ее приходится покупать самостоятельно, менять за свой счет, и она не отличается качеством. Комфорт экипажа приоритетите только с точки зрения внешнего вида, но не по условиями.

Как вы знаете, во время перелетов экипаж, в частности пилотов, кормят бортовым питанием, но лоукостеров зачастую у этой опции просто нет, то есть реальная экономия даже на основных сотрудниках. Есть и моральная сторона. Высокая текучка кадров, эмоциональное выгорание экипажей и отсутствие поддержки.

Работа в таких условиях тяжелое испытание и не каждый выдерживает долгосрочно находиться на одном месте. И наконец, скрытые издержки. Некоторые второстепенные аэропорты находятся за десятки километров от городов, и дорога на них может стоить дороже билета. Отсутствие пересадок превращает сложные маршруты в настоящий логистический квест.

Лоукостеры выгодны, но не всегда удобны, и точно не для всех. Безусловно, все, что я описал выше, не всегда и не так во всех аэропортах. Экономия компаний не затрагивает и не влияет на безопасность полета. Это важно понимать. Самолеты обслуживаются как надо, в соответствии с требованиями и регламентами контролирующих органов. Но все вышеперечисленные факторы случаются, и это самая теневая сторона такой бизнес-модели. Но лоукостепы часто становятся героями новостей, и не только за счет цен.

Вот несколько удивительных и показательных факторов.

Ryanair однажды рассматривал идею стоячих мест в самолетах, чтобы уместить еще больше пассажиров. Проект не прошел сертификацию, но шуму наделал много. Изиджет экономит даже на краске. Их самолеты окрашены частично, чтобы снизить вес и как следствие расход топлива.

В некоторых рейсах в "ВизЭир" стюардессы получают процент от продаж еды и товаров на борту, буквально как продавцы в магазине. "Победа" прославилась требованием уместить покупки из дютифри по габариту ручной клади. Если не влезет, плати. Некоторые лоукостры экспериментировали с монетизацией и туалетов на борту. И хотя платный вход пока не внедрили, сама идея показывает уровень оптимизации.

Такие решения могут выглядеть абсурдно, но за каждым из них стоит логика, как выжать из каждого рейса максимум прибыли. В лоукостерах ничего не делается просто так. Все подсчитано, все оптимизировано. Итак, лоукостры – это результат холодного расчета и бесстрашного оптимизма.

Это авиация, в которой экономия доведена до алгоритма. Здесь стюардесса одновременно и официант, и продавец, и порой даже уборщица. А пассажир – это не клиент, а часть бизнес-модели. Да, здесь нет бесплатного кофе, зато есть возможность слетать в другой город за цену билета в кино.

Это компромисс, на который пойдешь, если хочешь сэкономить. Лоукостры изменили туризм, бизнес-поездки, мобильность и даже восприятие границ. И пусть за пределами салона вы окажетесь в аэропорту где-то в полях, сам факт того, что вы долетели туда за 10 евро, говорит сам за себя.

Такой подход может нравиться и раздражать, но он работает и будет работать пока есть миллионы тех, кто хочет путешествовать, открывать новое и не платить за это всей зарплатой!

-6

Напишите в комментариях, что вы думаете о лоукостерах, стоит ли летать на них или лучше переплачивать и не переживать о перевесе багажа?!

Буду благодарен за лайк и вообще любую активность под этой статьей, ведь это влияет на алгоритмы Дзен, вам это совсем ничего не стоит, а для меня это очень важно! Спасибо, что дочитали до конца!