Определенные подозрения возникли у меня сразу же, еще на предисловии к моему изданию, где рассказывалась история написания этой повести. Потому что если Стругацкие говорят, что напишут «бездумный, безмозглый, абсолютно беззубый, развлеченческий, без единой идеи роман о приключениях мальчика-е…чика, комсомольца XXII века», то это будет что угодно еще, но не бездумное и безмозглое чтиво.
Хотя если смотреть поверхностно, то приключения Максима Каммерера на планете Саракш выглядят, как кино про Терминатора — молодой, красивый и сильный персонаж раздает всем улыбки, но и убить может за считанные секунды. И, главное, что сам практически бессмертный, и не только телом, но и светлой головой, полной идеологий идеального мира.
Но идеалы потому и называются идеалами, что находятся в разительном несоответствии с действительностью.
Максим - молодой исследователь космоса, причем в мире будущего это работа стала обыденностью. Он терпит крушение на неизвестной планете и теряет свой корабль. Но он не из тех, кто повесит нос по такому поводу, тем более что в атмосфера планеты вполне пригодна для дыхания, а местных жителей он не опасается. Он довольно скоро выходит к аборигенам — заключенным из лагеря, которые и отводят его к своему руководству. Максима допрашивают, но он не знает их языка. Впрочем, незнание языка не помешает Максиму Каммереру побывать на этой планете в самых разных ипостасях.
Вероятно, мир этот был достаточно сложен и управлялся многими законами, но один - и главный - закон Максим уже открыл для себя: делай то же, что делают все, и так же, как делают все.
В стране, куда он попал, всем управляют мудрые и справедливые Неизвестные Отцы, противостоящие угрозе извне — вражескому государству Хонти. Но и внутри страны есть проблемы — шпионы Хонти, «выродки», желающие уничтожить башни противобаллистической защиты. Максима впечатляет поддержка, энтузиазм и доверие народа к власти, и он становится одним из гвардейцев.
Его мнение быстро изменится. Но изменится оно еще не раз.
Государственная идеология в Стране Отцов построена на идее угрозы извне. Сначала это было просто вранье, придуманное для того, чтобы дисциплинировать послевоенную вольницу, потом те, кто придумал это вранье, ушли со сцены, а наследники их верят и искренне считают, что Хонти точит зубы на наши богатства. А если учесть, что Хонти - бывшая провинция старой империи, провозгласившая независимость в тяжелые времена, то ко всему добавляются еще и колониалистские идеи: вернуть гадов в лоно, предварительно строго наказав...
И вот тут то за очень простым сюжетом, из которого просто таки вываливаются патриотические лозунги, становятся видны ничем не скрытые, яркие аллюзии на тоталитаризм и его машину пропаганды. И эти аллюзии во многом оказываются даже слишком пророческими, из-за чего «Обитаемый остров» постепенно превращается из научно-фантастического боевичка в философскую повесть с ощутимым оруэловским послевкусием.
Читается повесть легко и очень быстро, хотя от юношеского наивного пыла Максима у меня порой дергался глаз. Но оторваться было невозможно, я прониклась смыслами и увлеклась сюжетом.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рада и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.