В знаменитой книге И. Ильфа и Евг. Петрова "12 стульев" есть незабываемый эпизод, в котором мадам Грицацуева бегает за Остапом Бендером по Дому народов, где располагается редакция газеты "Станок". Если помните, именно в этой газете появилась заметка "Попал под лошадь", из которой брошенная жена Бендера узнала, что вероломный муж находится в Москве, поэтому приехала сюда требовать у редакции его адрес. А Бендер пришел в этот дом потому, что как раз редакция "Станка" купила один из стульев на аукционе. Мадам Грицацуева заблудилась в лабиринте коридоров, а Бендер, покопавшись ночью в стуле, шел к выходу. Вот тут-то парочка и встретилась.
Но что это за Дом народов такой с его запутанными ходами-выходами? Писатели дали этот псевдоним Дворцу труда, бывшему Московскому императорскому воспитательному дому на Москворецкой набережной, 7. В советское время тут располагались различные учреждения.
Что касается редакции "Станка", то Ильф и Петров юмористически описали родную им редакцию "Гудка", с которой сотрудничали в 20-е годы. Это была железнодорожная газета, но она вышла за рамки внутри-профессионального издания и была популярна в народе, ибо там был замечательный юмор. И немудрено! Ведь в "Гудке" работали, наряду с Ильфом и Петровым, и такие остроумные и талантливые писатели, как Юрий Олеша, Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Константин Паустовский. Что касается здания Дворца труда, то последний вспоминал о нем так:
«Это был громадный, океанский дом с сотнями комнат, бесчисленными переходами, поворотами и коридорами, сквозными чугунными лестницами, закоулками, подвалами, наводившими страх, парадными залами, домовой церковью и парикмахерской.
Чтобы обойти все это здание по коридорам, нужно было потратить почти час. Население Дворца труда пользовалось коридорами как дорожками для прогулок».
Немудрено, что мадам Грицацуева там заблудилась.
Московский императорский воспитательный дом возник благодаря И.И. Бецкому, который хотел создать закрытое учреждение для сирот и подкидышей, где они могли бы жить и воспитываться достойно. Здание было заложено в 1764 году. Предполагалось сделать три корпуса, но построили только два (архитектор Карл Бланк), третий же был завершен только в ХХ веке архитектором И.И. Ловейко. Деньги на строительство собирали по подписке, Екатерина II передала в этот фонд 100 тысяч рублей и еще подписалась на ежегодные выплаты по 50 тыс. руб. Но императрица не была самым крупным жертвователем, таковым стал П.А. Демидов, профинансировавший Родильный институт при Воспитательном доме суммой 200 тысяч рублей. Сам же Бецкой внёс 162 995 рублей — сколько смог.
При Николае I Московскому Воспитательному Дому были переданы каменные корпуса бывшего Слободского дворца. Их потом перестроил архитектор Д.И. Жилярди. Здание разрасталось, было пристроено и Ремесленное училище. В 20-е годы ХХ века помещения главного здания были перепланированы. Было много коридоров, лестниц, переходов — целый лабиринт. Именно над этой запутанностью интерьера Дворца труда подшутили Ильф и Петров, описывая Дом труда.
Рекомендую также интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях и Это просто поэзия жизни
Её канал на Рутубе Культурно и интеллигентно.