Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Посмертные фото русских поэтов: боль, ставшая вечностью

Оглавление

Высоцкий, Есенин, Маяковский... Душа поэта больше, чем поэт. А сердце у него болит за весь мир разом. Может, потому они ушли так рано и горько. А нам остается вглядываться в их последние фотографии и гадать: что они чувствовали, покидая мир?

Высоцкий: чуть помедленнее, кони...

Владимир Семенович Высоцкий, 28.07.1980 г. Фото Л.Н. Шерстенникова, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая
Владимир Семенович Высоцкий, 28.07.1980 г. Фото Л.Н. Шерстенникова, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

Владимир Семенович Высоцкий нечеловечески много работал. Журнал «Родина» приводит реплику, которой поэт завершил свои гастроли на Донбассе: «Не чопорно и не по-светски, по-человечески меня встречали в Северодонецке — семнадцать раз в четыре дня».

Четыре концерта в день, а в один из дней — пять концертов! И, я уверен — на каждом он выкладывался по полной.

Владимир Семенович Высоцкий, 28.07.1980 г. Фото Л.Н. Шерстенникова, Мультимедиа Арт Музей (Дом фотографии)
Владимир Семенович Высоцкий, 28.07.1980 г. Фото Л.Н. Шерстенникова, Мультимедиа Арт Музей (Дом фотографии)

Исследователи насчитали более тысячи записей выступлений Высоцкого. При этом первый публичный концерт он дал в 1965 году, а последний в 1980-м — это всего 15 лет деятельности. Владимир Семенович написал более 800 песен и стихов, снялся в 30 фильмах, был ведущим актером Театра на Таганке. А также: много путешествовал, был трижды женат и стал отцом двух сыновей.

И все это за 42 года жизни. Какая-то невероятная гонка. За чем или от чего? Кто его знает. Факт в том, что поэт загнал себя. 25 июля 1980 года Высоцкий умер во сне.

Церемония прощания с В.С. Высоцким у Театра на Таганке, вынос гроба, 28.07.1980 г. Фото Л.Н. Шерстенникова. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая
Церемония прощания с В.С. Высоцким у Театра на Таганке, вынос гроба, 28.07.1980 г. Фото Л.Н. Шерстенникова. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

В официальных документах говорилось об острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Сергей Есенин: по стране свищет банда на банде...

Сергей Александрович Есенин, Москва, Дом печати, 30.12.1925 г. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Сергей Александрович Есенин, Москва, Дом печати, 30.12.1925 г. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин в последние годы жизни резко разошелся с действующей властью — разошелся в интонации и манере свободно излагать свои мысли. В автобиографической заметке он говорил так: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».

А крестьян военный коммунизм и продразверстки тогда просто придавили к земле.

Сергей Александрович Есенин, Москва, Дом печати, 30.12.1925 г. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Сергей Александрович Есенин, Москва, Дом печати, 30.12.1925 г. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

И вот уже герой неоконченной поэмы Есенина «Страна негодяев», комиссар золотого прииска Чарин, говорит:

«Никому ведь не станет в новинки,/ Что в кремлевские буфера/ Уцепились когтями с Ильинки/ Маклера, маклера, маклера.../ И в ответ партийной команде,/ За налог на крестьянский труд,/ По стране свищет банда на банде,/ Волю власти считая за кнут».

Кремлевские буфера... Поэма при жизни Есенина не была ни закончена, ни опубликована. Но Сергей Александрович не раз читал отрывки из нее на литературных вечерах. И будьте уверены, в высоких кабинетах слышали эти строки. В конце концов, что это за название — «Страна негодяев»? Ведь действие поэмы происходит в России.

Сергей Александрович Есенин, Москва, Дом печати, 30.12.1925 г. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Сергей Александрович Есенин, Москва, Дом печати, 30.12.1925 г. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Еще пример: летом 1925-го по рукам и в списках ходило стихотворение «Послание евангелисту Демьяну» — ответ на опубликованную антирелигиозную поэму Демьяна Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна». До сих пор не доказано, что этот текст написал Есенин, но тогда все были уверены — он и никто другой. В этом стихотворении главный кремлевский поэт («блудливый Демьян») — «На всё и всех захлебывается лаем» (между прочим, на страницах «Правды»). Почитайте — это лихие, звенящие строки.

Неясно, как Сергей Есенин, взяв такой высокий тон, смог бы дальше жить и работать в Советской России. Как бы крестьянский поэт отнесся, например, к коллективизации, и во что бы вылилась эта его реакция. Но такого вопроса нет. 28 декабря 1925 года тело поэта было обнаружено, согласно показаниям свидетелей, «висевшим в переднем правом углу на веревке, привязанной к входящей трубе центрального отопления» в номере гостиницы «Интернационал» (б. «Англетер»).

Сергей Александрович Есенин, Москва, Дом печати, 30.12.1925 г. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Сергей Александрович Есенин, Москва, Дом печати, 30.12.1925 г. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Раны на лице, заметные даже на фотографиях с похорон, Есенин нанес себе сам, ударившись о ту самую трубу — таково было официальное заключение.

Маяковский: инцидент исперчен

Посмертная маска Маяковского, скульптор Сергей Меркуров. Государственный музей В.В. Маяковского
Посмертная маска Маяковского, скульптор Сергей Меркуров. Государственный музей В.В. Маяковского

Владимир Владимир Маяковский, как и всякий гениальный поэт, был уверен, что мир вокруг него должен строиться, как строки в голове — по его велению. А если нет, и опять нет, и еще раз нет — то это не его мир, и пора уходить.

Представленная весной 1930 года пьеса Маяковского «Баня», высмеивающая «коммунистическое чванство», вызвала ожесточенную критику и была снята с постановки. На открытие выставки, посвященной 20-летию творчества поэта, в феврале того же года не пришли ни признанные писатели, ни функционеры от литературы. Рассказывают, что Маяковский бродил тогда по залам выставки злой, но и растерянный.

Так совпало (совпало?), что и попытки устроить личную жизнь не приводили в тот момент ни к чему, кроме тоски. Роман с актрисой МХАТа Вероникой Полонской зашел в тупик: Полонская была надежно замужем и уходить к Маяковскому отказывалась. Поэт будто уперся мощным лбом в стеклянную стену.

Предсмертная записка Маяковского, в ней есть такие строки: «Как говорят — „инцидент исперчен“, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Государственный музей В.В. Маяковского
Предсмертная записка Маяковского, в ней есть такие строки: «Как говорят — „инцидент исперчен“, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Государственный музей В.В. Маяковского

Утром 13 апреля 1930 года Полонская зашла к Маяковскому в квартиру на Лубянке, но разговор не получился.

«Я сказала:

— Что же, вы не проводите меня даже?

Он подошел ко мне, поцеловал и сказал совершенно спокойно и очень ласково:

— Нет, девочка, иди одна... Будь за меня спокойна...

Улыбнулся и добавил:

— Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?

— Нет.

Он дал мне 20 рублей.

— Так ты позвонишь?

— Да, да.

Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору....» (из воспоминаний В. Полонской).

Есть десятки альтернативных версий гибели Есенина, Маяковского и даже Высоцкого, помимо официальных. Ни одна из них не была подтверждена. Буду рад, если вы обсудите их в комментариях.

Сам же останусь на позиции, что поэт убивает себя сам — руками, поступками или образом жизни. И как правило, это происходит в тот момент, когда поэт уже написал и спел все, ему предначертанное.

Высоцкий, Маяковский, Есенин — они успели сказать все. Запомним их вот такими.

Вечная память поэтам.

Поддержите автора, чтобы следующий текст был повеселее.