«Люблю ли я тебя? Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю» – из письма Владимира Маяковского Лиле Брик
Так может любить только поэт. Без расчета, без надежды, почти униженно – но при этом с величием, доступным лишь избранным. История Маяковского и Лили Брик до сих пор вызывает споры: любовная драма или театральное мучение? Болезненная зависимость или волшебная связь?
Не красавица – и тем не менее
Если бы Лилю Брик оценивали по классическим канонам красоты, её вряд ли бы заметили в толпе. Ни томной грации, ни томного взора. Ни мягкости, ни румянца – Ахматова вообще отозвалась резко:
«Лицо несвежее, волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза».
Но мужчины тянулись. Не просто влюблялись, а теряли головы, сгорали в этом пламени, оставались даже тогда, когда их унижали. Почему? В чём секрет?
Может, ответ кроется в её уверенности – той самой, которая не требует одобрения. Лиля знала, что собой представляет, и транслировала это каждой клеткой. Она не умоляла, не доказывала, не цеплялась. Она манила, отпускала, позволяла себя любить – и ставила мужчину в такое положение, что другого выбора у него уже не оставалось. Только любить – страстно, болезненно, до последнего стиха.
Женщина-магнит – не обязательно красавица
Лиля не была женщиной в привычном понимании «мужского идеала». Но она владела куда более мощным оружием: умом, проницательностью и способностью быть разной. Современники говорили о ней с уважением и страхом, будто о стихии:
«Она умела быть грустной, капризной, женственной, гордой, пустой, непостоянной, умной и какой угодно».
Это не игра – это внутренняя свобода, когда женщина не выбирает маску, а просто позволяет себе быть настоящей. А ещё – точно чувствует, где именно пролегает граница между свободой и холодностью, между соблазном и равнодушием.
Именно это притягивает. Не внешность, а неуловимость.
Власть женщины, которая разрешает
Лиля не просто позволяла мужчине быть рядом. Она делала больше – она разрешала ему быть собой. Давала воздух. Давала почувствовать себя особенным, значимым, талантливым.
«Надо внушить мужчине, что он гениальный... И разрешить ему то, что не разрешают дома. Остальное сделают хорошая обувь и шёлковое бельё» – Лиля Брик
Это звучит почти цинично, но в этих словах – практическая мудрость. Женщина, которая делает мужчину сильнее – не обязательно заботливая жена с пирожками и советами. Иногда это женщина-огонь, женщина-искра, рядом с которой он ощущает себя живым.
И пусть она резка, пусть даже груба, пусть не гладит по голове и не лечит душу – зато даёт вдохновение. Даёт материал для стихов, картин, симфоний. А вдохновение для творческого мужчины – это и есть форма любви.
Любовь – это не всегда нежность
«Страдать Володе полезно. Он помучается и напишет новые стихи»
– Лиля Брик
Эта фраза звучит как вызов, но в ней отражена суть отношений Брик и Маяковского. Не любовь в уютной обёртке, не семейное тепло, не совместное чаепитие на кухне. А чувство – как борьба, как напряжение, как вызов самому себе.
Маяковский страдал. Ждал. Умолял. Писал ей письма из Парижа и из Москвы, скучал, ревновал.
А она… Она позволяла ему скучать, напоминала о себе – одной фразой, одним кольцом на пальце.
«Милый щенёнок, я не забыла тебя… ужасно люблю тебя. Кольца твоего не снимаю…»
И он мчался обратно. Потому что она – его стихия. Единственная женщина, ради которой можно было жить и умирать.
«Если я чего написал...»
«Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.
Круглые да карие, горячие до гари.
Телефон взбесился шалый, в ухо грохнул обухом:
карие глазища сжала голода опухоль» – Владимир Маяковский
Лиля Брик стала не только музой, но и судьбой. О ней писали, с ней спорили, её ненавидели и обожали. Но никто не мог остаться равнодушным.
Может, дело не в Лиле. Может, дело в том, что мужчины – даже сильные, даже независимые – ищут не только тела и красоты. Им нужна женщина, в присутствии которой они чувствуют себя больше, чем сами о себе думали. Женщина, рядом с которой хочется писать, побеждать, творить.
А это – редкое качество. Оно не зависит от симметрии лица и длины ног. Это что-то иное. Это внутренний магнит, который ни с чем не спутаешь.
Не красота – харизма
«Красота – это страшная сила», – говорила Вера Холодная.
Но сила эта – в харизме. В умении быть собой. В способности смотреть мужчине в душу, а не в карман. В понимании, когда нужно уйти, чтобы его любовь усилилась. И когда – вернуться, чтобы она не погасла.
Не все мужчины влюбляются в красавиц. Но каждый мужчина мечтает встретить женщину, рядом с которой хочется становиться лучше. Пусть она не «красавица» в глазах других. Пусть у неё морщинки, упрямый подбородок и сложный характер. Если в ней есть огонь – она будет желанной.
Секрет Лили Брик
Она не боялась быть разной. Не старалась всем нравиться. Не боролась за любовь – просто знала, что её любят. Потому что она живёт искренне. Потому что её энергия притягивает.
Именно это – секрет настоящего женского очарования. То, что словами не опишешь, формулами не посчитаешь, по шагам не объяснишь. Это или есть, или нет. И если есть – она может быть кем угодно. И мужчина будет рядом. Всегда.
Что думаете по этому поводу? Делитесь в комментариях!
Присоединяйтесь к моему каналу в Телеграм о психологии, саморазвитии и мотивации.
Друзья, огромная благодарность тем, кто поддерживает канал донатами! Это не просто поддержка, а знак, что вам нравится канал. Это даёт силы создавать ещё больше полезного, интересного и качественного контента для вас!
Буду очень признательна, если вы поставите лайк, потому что это помогает каналу развиваться. Подписывайтесь на канал, здесь много полезного.