Найти в Дзене
Выращиваю человека

Мы с вами первопроходцы

Мы с вами первопроходцы! Ещё 10–15 лет назад об аутизме почти не говорили, а сегодня мы первое поколение, которое говорит об этом открыто. В 2009-м я начала заниматься дизайном, когда его практически не было. Не было стильных, продуманных улиц, единой дизайн-системы для вывесок, не было смартфонов с удобными приложениями, в России почти не существовало сильных брендов, эргономичных парков и общественных пространств. Тогда, если я говорила, что я дизайнер и показывала портфолио, меня забирали с руками и ногами. И так продолжалось ещё лет десять. Я была одной из первопроходцев. Это невероятно заряжало, но и несло свои трудности: – как-то, на стажировке в туристическом агентстве, я сказала, что я дизайнер, и начальница ответила: «Круто! Подбери шторы в кабинет». Я, смущаясь: «Нет, я веб-дизайнер…» Она: «А это кто?» – компании обесценивали труд: «Да тут только шапку сайта нарисовать и меню! Какие 5 тыщ?!» – предлагали задачи, никак не связанные с основной работой: из реального – выбрать

Мы с вами первопроходцы!

Ещё 10–15 лет назад об аутизме почти не говорили, а сегодня мы первое поколение, которое говорит об этом открыто.

В 2009-м я начала заниматься дизайном, когда его практически не было. Не было стильных, продуманных улиц, единой дизайн-системы для вывесок, не было смартфонов с удобными приложениями, в России почти не существовало сильных брендов, эргономичных парков и общественных пространств.

Тогда, если я говорила, что я дизайнер и показывала портфолио, меня забирали с руками и ногами. И так продолжалось ещё лет десять.

Я была одной из первопроходцев. Это невероятно заряжало, но и несло свои трудности:

– как-то, на стажировке в туристическом агентстве, я сказала, что я дизайнер, и начальница ответила: «Круто! Подбери шторы в кабинет». Я, смущаясь: «Нет, я веб-дизайнер…» Она: «А это кто?»

– компании обесценивали труд: «Да тут только шапку сайта нарисовать и меню! Какие 5 тыщ?!»

– предлагали задачи, никак не связанные с основной работой: из реального – выбрать звукопоглощающее покрытие для стен переговорки;

– никто не понимал, где начинаются и где заканчиваются обязанности дизайнера;

– никто не понимал, как должна работать команда дизайнеров, поэтому долго каждый отдел жил сам по себе, как множество несвязанных агентств;

– никто не понимал, кому подчиняются дизайнеры – продуктовым менеджерам, директорам по маркетингу или контент-директорам… и многое другое.

Ничего не напоминает?

Тьюторы – работают над социализацией или адаптируют программу? А попу подотрут, если что?

АВА-тераписты – это те, кто обучит мыть руки, или те, кто подскажет, над какими целями работаем? И должны ли они быть в школе?

Дефектологи – у них есть супервизоры? А кто тогда делает программу?

Учитель в инклюзивном классе – начальник над тьютором? А если у него нет базовых знаний в АВА, как руководить?

Нейропсихолог – это тот, кто учит ребёнка ползать, «не доползавшего своё»? Причём тут аутизм? А тот нейропсихолог, который развивает высшие психические функции, как называется?

Логопед – «вводит PECS, так как это про речь»? А, нет, это поведенщик. И какой-то сертификат должен быть?

За 15 лет в дизайне я поняла вот что:

– сфера будет в хаосе, если каждый на своём месте не будет стараться его уменьшить – профессионализмом, взглядом на сферу, базируясь на научных данных и исследованиях;

– дизайнеры специалисты инклюзии могут быть самыми разными – и это нормально. Кто-то работает руками, обожает малышей и денверскую модель – супер. Кто-то с подростками так выстраивает коммуникацию, что они выходят на новый уровень. Кто-то готовит к школе. Кто-то за месяц приучает к горшку. И это всё нормально;

– если вам предлагают делать то, что вы не должны делать по профессии, спокойно проговаривайте это словами через рот, просите ресурсы, ссылайтесь на официальные документы и на работающую практику. Не открывают ресурсный класс – идёте изучать, как в Воронеже открыли 60 классов. Не дают тьютора – хотя бы разбираетесь, почему и как выглядит процесс его получения;

– если проблема повторяется повсеместно, ищите, как её решить. Например, при ротации тьюторов новый специалист каждый раз изучает ребёнка заново. А что, если вести по каждому ребёнку записи и передавать их следующему?

Мы первопроходцы – а это значит не только дополнительные усилия, но и возможность брать ответственность, самим выстраивать новые решения и строить систему там, где ещё вчера был хаос.

#ВыращиваюЧеловека #КтоТакойРАС #КоррекцияРАС #ПринятиеРАС #КтоТакаяИнклюзия