Британские ученые обнаружили связь между турбулентностью и глобальным потеплением. И предупредили: трясти в воздухе будет все чаще, сильнее и неожиданнее. Ремни лучше оставлять пристегнутыми.
Исследователи из Университета Рединга выяснили: изменение климата делает атмосферу менее стабильной и повышает риск возникновения турбулентности в ясном небе.
Такая турбулентность представляет серьезную проблему для операторов, поскольку её гораздо сложнее спрогнозировать и, соответственно, избежать, чем обычную турбулентность, пишет flightglobal.com.
Почему небо капризничает
В Journal of Atmospheric Sciences опубликовано исследование, основанное на 26 современных климатических моделях. Оно показывает, что на высотах около 11 километров, где обычно летают пассажирские лайнеры, ситуация меняется в худшую сторону.
С 2015 по 2100 год сдвиг ветра может вырасти на 16–27 %, а стабильность атмосферы снизиться на 10–20 %. А это идеальные условия для турбулентности в ясном небе — самой неприятной для пилотов и пассажиров.
«Усиление сдвига ветра и снижение устойчивости создают благоприятные условия для турбулентности в чистом воздухе», — объясняет Джоана Медейрос, аспирантка Университета Рединга и ведущий автор работы. Она отмечает: первые признаки уже есть. За последние 40 лет вертикальный сдвиг ветра увеличился примерно на 17 %.
Интересно, что изменения будут ощущаться и в Северном, и в Южном полушариях, но по-разному. В худшем сценарии рост сдвига ветра в средних широтах Северного полушария может составить 34 %, а в Южном — 27 %.
Когда жара и влага встречаются
Параллельно похожее исследование вели австралийские ученые-климатологи из Технологического университета Сиднея. Они использовали методы машинного обучения, чтобы разобраться, откуда берутся опасные нисходящие потоки воздуха. Выяснилось: главные «ингредиенты» — тепло и влага, пишет Daily Mail.
Повышение температуры на 1 °C позволяет атмосфере удерживать на 7 % больше водяного пара. Эта лишняя влага испаряется из океанов, попадает в облака и усиливает грозы. Именно такие условия — идеальная «кухня» для микровзрывов — резких и опасных порывов ветра.
В 2016 году подобный порыв со скоростью 157 км/ч повредил три воздушных судна в аэропорту Брисбена (Австралия), пишет Газета.ру.
«Авиакомпаниям и органам безопасности полетов следует ожидать более сильных микровзрывов», — предупреждают исследователи.
«Я подумал, что самолет развалится»
Если турбулентность в ясном небе действует на большой высоте, то микровзрывы — ближе к земле. Эти порывы ветра шириной всего несколько километров могут резко изменить скорость и направление воздушного потока.
Для самолёта это означает резкий набор или потерю высоты. Особенно уязвимы небольшие лайнеры на 4–50 мест. И хотя по статистике авиация остаётся самым безопасным видом транспорта (вероятность аварии — всего 1,13 на миллион рейсов (Daily Mail), есть повод для тревоги.
В марте этого года рейс United Express из Спрингфилда в Хьюстон попал в сильную турбулентность: пострадали пять пассажиров, они получили легкие травмы. Самолёт совершил аварийную посадку в Техасе.
В июне девять человек, включая 2-летнего ребенка, получили серьезные травмы на рейсе Ryanair из Берлина в Милан, который также пришлось срочно сажать. Очевидцы утверждали: турбулентность была настолько сильной, что некоторые пассажиры были отброшены к потолку салона. «Я никогда раньше не боялся, но в тот момент подумал, что самолёт развалится», — сообщил один из пассажиров изданию BILD.
Цифры, от которых не отвернуться
Учёные из Университета Рединга (Великобритания) подсчитали: за последние 40 лет турбулентность над Атлантикой и другими океанами выросла на 17–55 %.
Соответственно, авиалайнеры проводят в зоне тяжёлой турбулентности около 27 часов в год — против 18 часов в 1979-м, пишет ТАСС.
Модели климатологов из Рединга прогнозируют: в ближайшие десятилетия зоны турбулентности будут возникать над Атлантикой и другими океанами на 40–170 % чаще. Главная причина — повышение температуры воздуха и рост нестабильности в верхних слоях атмосферы.
«Глобальное потепление увеличивает количество водяного пара в нижних слоях атмосферы», — поясняют австралийские исследователи. — «Следовательно, в будущем ожидается увеличение частоты и интенсивности разрушительных порывов ветра во время влажных гроз с микроразрывами».
И жизнь, и кошелек в опасности
Для авиакомпаний турбулентность — это не только риск для безопасности, но и огромные убытки. По данным Университета Рединга, только американским авиаперевозчикам она ежегодно обходится в 150–500 млн долларов из-за ремонта самолётов и задержек рейсов.
А пассажирам совет один и тот же: всегда пристёгивайтесь. Даже если сигнал «пристегнуть ремни» выключен. Неожиданный удар турбулентности может застать врасплох — и тогда ремень безопасности спасает от травм.