Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Главная трансферная интрига прошедшего межсезонья разрядилась – Наталия Гончарова остается в московском «Динамо»! Клуб об этом сообщил во вторник, а стартовавший сезон станет для пятикратной чемпионки России уже 18-м в основном составе «Динамо». Но длинная цепочка событий последних двух месяцев, событий видимых и тайных, в полный рост ставит перед нами вопрос: что это было, и почему московский клуб и авторитетная титулованная волейболистка снова вместе.
Для начала стоит задаться другим вопросом: а правильно ли называть подписание контракта с Гончаровой возвращением, расставалась ли она вообще с «Динамо».
Формально, конечно же, расставалась. Ведь предыдущий контракт закончился, а новый, как сообщил генеральный директор «Динамо» Владимир Зиничев, подписан в день объявления новости – во вторник. Но это формально. По сути же часть межсезонья диагональная провела в родном клубе, пусть и без контрактных обязательств с обеих сторон. Гончарова тренировалась вместе с командой, участвовала в товарищеском матче с «Тулицей», заинтригованные болельщики затаились в ожидании – но интрига продолжала растягиваться.
Тот же Зиничев на предсезонной пресс-конференции текущий формат взаимоотношений с бывшим капитаном прокомментировал витиевато: «Наталия свой для нас человек, попросила потренироваться – мы пошли на встречу». Отметил тогда же Зиничев и желание Гончаровой поиграть в другой стране, на что указывает и наличие иностранного агента – Бояна Симуриной. Впрочем, случаи когда желание статусных российских волейболисток попробовать себя в новой лиге растворялось в отсутствии подходящих\интересных вариантов, бывали и раньше. Наиболее показательный пример – Ирина Королева, которая после расставания с «Ак Барсом» (в 2023 году) собиралась в иностранную лигу, но прошло лето, известий о новом клубе не появлялось – и в итоге Королева оказалась… в «Ленинградке».
О будущем Гончаровой волейбольные кулуары поговаривали разное. Чаще и с большей уверенностью речь шла о другой стране, в первую очередь Китае, некоторая часть волейбольной общественности cклонялась к тому, что символ московского «Динамо» последних полутора десятилетий заканчивает карьеру – в пользу семьи. Была и третья версия, которая распространялась еще в конце прошлого сезона. По этой версии, Наталия аж растеряна от изобилия вариантов – из разных стран, включая Россию. Такой тезис-предположение применительно к России изобличал авторов этих разговоров наивными фантазерами, которые, похоже, претендентами на Гончарову видели каждый клуб, где хотя бы в теории готовы поразмышлять об усилении позиции диагональной.
Но давайте задумаемся: стала бы (хотя бы в теории) титулованная волейболистка, проводящая всю карьеру на уровне максимальных турнирных задач, и ставшая в «Динамо» особой фигурой, рассматривать нечто меньшее? То есть клуб, который не готов объединить в себе финансово-спортивную привлекательность для Гончаровой. Ответ почему-то напрашивается однозначный, а значит, в ряду гипотетических претендентов (подчеркиваю – гипотетических) на диагональную оставляет лишь несколько клубов. Теперь следующий вопрос: вы допускаете, что о приглашении Гончаровой всерьез могли задуматься в «Локомотиве»? Казани? «Ленинградке»? Кстати, о переговорах Гончаровой с «Заречье» и желании его спонсоров подписать пятикратную чемпионку России, в кулуарах информация появлялась – но пока мы подтверждения этому не получали.
Поэтому вернемся к динамовской драме, ведь формально подписание/возвращение Гончаровой связано с кадровыми трудностями – а именно травмой Валерии Шевчук, выбывшей по словам генерального директора «Динамо», до весны. С одной стороны – да, потеря перед стартом сезона (Шевчук получила травму 16 августа в матче сборной России с Беларусью) основного доигровщика – событие из ряда вон, требующее соответствующей реакции. Но клубы, имеющие стратегию, стремящиеся ориентироваться не только на сегодня, но и заглядывать в послезавтра, имеют на такой случай план «Б» с опорой на внутренние резервы.
Некоторая часть особо идейных динамовских болельщиков резко возбуждается, когда им объясняют, что женское московское «Динамо» - колосс на глиняных ногах, то есть не имеющий своего резерва клуб. Что существующая под этим же названием молодежная команда и Московская волейбольная Академия (МВА) вопреки пафосным заявлениям, частью клубной структуры не являются. Болельщики это пытаются опровергать, но вопрос: «а где же тогда игроки из резерва», "почему молодежь никогда не появляется в заявке на матчи основного состава и его тренировках" - регулярно ставит их в тупик. А ведь молодежная или (и) вторая команда существуют в том числе , и для подстраховки в ситуациях, куда угодило «Динамо» после травмы Шевчук. Выбывшего подменяет молодой игрок, знакомый с требованиями основного состава, возможно, и потренировавшийся с ним в межсезонье. Да, команда временно теряет в качестве на этой позиции, но:
1. Избегает риска в приглашении новичка, который не прошел предсезонную подготовку
2. Клуб избегает дополнительных трат в виде подписания контракта в новым игроком
Из этой же серии, кстати, внезапный переход Ольги Юрьевой в «Ленинградку» - накануне отъезда петербургской команды на групповой турнир Кубка Победы. Туда «Ленинградка» отправилась без Ирины Миланович – и будь серьезно поставлена работа с резервом с задачей обязательной интеграции в основной состав – замена бы нашлась внутри «Ленинградки». Но подписали Юрьеву, которая, по нашим данным, изначально собиралась в этом сезоне играть за границей, а часть межсезонья провела…с московским «Динамо». Это просто для примера - когда стратегия "на один день" оборачивается внеплановыми трансферами.
Конечно, с Гончаровой ситуация другая. Она в «Динамо» не новичок, летние тренировки в обновленной команде ей пойдут в плюс, а тренеры получат на позиции диагональной выбор (Диану Акопову, похоже, окончательно переведут на позицию доигровщика). Кто-то же логику сохранения Гончаровой усматривает через маркетинговый интерес. Ведись речь о "Локомотиве", который собирает полный зал с богатым ассортиментом атрибутики, и стал визитной карточкой региона, этот фактор прозвучал бы убедительно. А размышлять о маркетинге применительно к "Динамо", которое и с Гончаровой большинство матчей проводило при полупустых трибунах и даже на плей-офф с пустой ложей прессы, еще смешнее, чем споры о существовании у этого клуба молодежного состава.
Но вернемся к волейбольным обстоятельствам. Одно дело, если команда лишается основного игрока в декабре-январе – посреди сезона. Шевчук, по предварительным оценкам, вернуться может в марте, до решающих матчей и в чемпионате, и Кубке России. Эти простые факты удерживают от излишней драматизации кадровых проблем «Динамо», а заодно ввынуждают зафиксировать другую драму: подписания бывшего капитана и самого титулованного «Динамо» в качестве внеплановой замены.
И как теперь назвать стратегический план по расставанию с Гончаровой и по приглашению Елизаветы Лукьяновой? Ведь ее брали на роль основной диагональной. Напомним, что Лукьянова стала по ходу прошлого сезона (еще в ноябре или октябре) первым новичком «Динамо», шла туда на место Гончаровой, с расчетом, что получит щедрый шанс раскрыться, доверие и право на ошибку – а мы ждали и готовились оценивать, насколько же органично и убедительно займет 26-летняя диагональная нишу Гончаровой. О расставании с ней решение ( причем , по нашим данным, единогласное), приняли тогда же. Теперь же клуб в своей позиции сдает назад ( вынужденно?) , и диагональные эту нишу будут делить на двоих. Насчет же приоритетов генеральный директор сказал, что их распределит честная конкуренция на площадке, без преференций.
Есть в этом что-то лукавое. Да, капитан команды теперь Анна Подкопаева - и здесь ничего не поменяется. Но ведь авторитет, заслуги и статус в «Динамо» Наталии Гончаровой – все это само по себе преференция, которая не позволит при прочих равных оставить обладательницу всех российских титулов в составе «Динамо» без игровой практики. Или возможно по-другому?
Если Вам статья понравилась – Вы лайкнули. Если же ранее не были подписаны, но заинтересовались нашим творчеством, то сейчас же и подписались!