Найти в Дзене

Диагностика навыка чтения: оцениваем не скорость, а оперативную единицу

В этой статье я расскажу о Тесте ОПеративных Единиц Чтения (ТОПЕЧ) для оценки навыка чтения у школьников и диагностики дислексии (неврологического нарушения, приводящего к специфическим трудностям при чтении). В чем польза теста? С его помощью можно: Авторы: Почему один ребенок "схватывает" слова целиком, а другой "зависает" на побуквенном или послоговом чтении? Техника чтения зависит от того, какую оперативную единицу может обрабатывать мозг. Оперативная единица чтения (ОЕЧ) - это минимальная "порция" текста, которую воспринимает, опознает читающий. Это может быть буква: У - Р - О - Н - И - Л - И.... Или слог: МИШ - КУ НА ПОЛ... Целое слово: ОТОРВАЛИ... Или группа слов: МИШКЕ ЛАПУ... И даже фраза, что характерно для беглого осмысленного чтения. Я настоятельно рекомендую обратиться за диагностикой к специалисту! Хотя процедура тестирования не требует специального оборудования, интерпретация результатов - сложный процесс, требующий глубоких знаний (в частности, по нейропсихологии,
Оглавление

В этой статье я расскажу о Тесте ОПеративных Единиц Чтения (ТОПЕЧ) для оценки навыка чтения у школьников и диагностики дислексии (неврологического нарушения, приводящего к специфическим трудностям при чтении).

В чем польза теста? С его помощью можно:

  • определить, соответствует ли навык чтения возрастной норме,
  • отличить проявления дислексии от педагогической запущенности,
  • понять причины трудностей (раскрыть внутренний механизм чтения во всех подробностях) и выстроить коррекционный маршрут.

Авторы:

  • Александр Николаевич Корнев - психиатр, клинический психолог, логопатолог, ведущий специалист по проблемам дислексии.
  • Ишимова Ольга Анатольевна - учитель-логопед, методист московского проекта "Осмысленное чтение", автор великолепных пособий.
А. Н. Корнев.
А. Н. Корнев.
О. А. Ишимова.
О. А. Ишимова.

Оперативная единица чтения.

Почему один ребенок "схватывает" слова целиком, а другой "зависает" на побуквенном или послоговом чтении? Техника чтения зависит от того, какую оперативную единицу может обрабатывать мозг.

Оперативная единица чтения (ОЕЧ) - это минимальная "порция" текста, которую воспринимает, опознает читающий.

Это может быть буква: У - Р - О - Н - И - Л - И....

Или слог: МИШ - КУ НА ПОЛ...

Целое слово: ОТОРВАЛИ...

Или группа слов: МИШКЕ ЛАПУ...

И даже фраза, что характерно для беглого осмысленного чтения.

Я настоятельно рекомендую обратиться за диагностикой к специалисту! Хотя процедура тестирования не требует специального оборудования, интерпретация результатов - сложный процесс, требующий глубоких знаний (в частности, по нейропсихологии, логопедии). Дальнейшая информация носит ознакомительный характер. Записаться на онлайн-диагностику и получить индивидуальные рекомендации можно через Телеграм.

Тест доступен для детей от 1 класса и старше. Форма обследования - индивидуально.

Список А - 100 цифр.

Сначала ребенку предлагается прочитать 100 цифр - строчка за строчкой. Экспериментатор акцентирует внимание на том, что называть цифры нужно быстро, но, главное, правильно! Незаметно для ребенка, фиксируется время выполнения - чтение с первой по последнюю цифру. Также следует отметить количество ошибок и их характер. Чтобы не пропустить трудности, экспериментатору рекомендуется записывать ответы ребенка на диктофон.

Ошибкой считается неверное чтение слога или слова при условии, что ребенок не заметил и не исправил. Если же он сам корректирует ошибку, она не фиксируется.

Часть списка А из 100 цифр.
Часть списка А из 100 цифр.

Чтобы назвать цифру, у ребенка должна быть автоматизирована связь зрительного и речевого образов. Проще говоря, при восприятии графического символа, вспоминается и название этого значка (1 - один, 5 - пять).

Чтобы читать буквы, автоматизированной должна быть связь буквы (графемы) и звука (фонемы) - звуко-буквенная связь.

Считается, что опознание цифр автоматизирует раньше. Поэтому время чтения списка из 100 цифр принимается за эталонный индивидуальный показатель. С ним будет сравниваться время, затраченное на чтение следующего списка (из 100 букв).

Список 1 - 100 букв.

Ребенку предлагается строчка за строчкой прочитать 100 букв: быстро и правильно. По аналогии с прошлым субтестом, время выполнения фиксируется незаметно для ребенка. Отмечаются ошибки: их характер, количество.

Часть списка 1 из 100 букв.
Часть списка 1 из 100 букв.

В норме дети, обучающиеся в начальной школе, затрачивают на чтение 50 - 80 секунд. Если звуко-буквенные связи не автоматизированы, выполнение растягивается на 100 и более секунд.

Чтобы укрепить предположение, нужно сравнить время чтения списка цифр и букв. Если второй показатель превышает первый на 30 % и более, то ставим 🚩. Если же показатели различаются несущественно, то предполагаем индивидуальную особенность - замедление психических процессов.

Список 2 - слоги СГ - ГС.

Часть списка 2 из 100 слогов СГ - ГС.
Часть списка 2 из 100 слогов СГ - ГС.

Список состоит из слогов типа СГ (где С - согласная, а Г - гласная) и ГС.

Список 3 - слоги СГС.

Часть списка 3 из 100 слогов СГС.
Часть списка 3 из 100 слогов СГС.

Список представлен слогами типа СГС.

Если ребенок читает бегло, то время чтения списков 2 (СГ - ГС) и 3 (СГС) будет отличаться не больше, чем на 30 %. Если же разница существенная, то ребенок читает слоги СГС последовательно, сливая СГ + С (слог СГС распадается на 2 оперативные единицы).

Список 4 - слоги СГС, ГСГ, ССГ.

Часть списка из 100 слогов СГС, ГСГ, ССГ.
Часть списка из 100 слогов СГС, ГСГ, ССГ.

Список 5 - слова и псевдослова.

Часть списка 5 из 100 слов и псевдослов.
Часть списка 5 из 100 слов и псевдослов.

Список 6 - слова и псевдослова.

Часть списка 6 из 100 слов и псевдослов.
Часть списка 6 из 100 слов и псевдослов.

Чтение знакомых слов происходит быстрее, чем восприятие бессмысленных слогов, псевдослов (СТУФ, КИН, ХЛЕ и т.п.). Если после списка 3 с каждым новым списком происходит прирост ошибок (в 2 раза и более), то ребенок угадывает, компенсируя неавтоматизированность.

Результаты ТОПЕЧ сопоставляются с нормативами по возрасту и классу обучения, а также с результатами других методик, после чего делается вывод о наличии / отсутствии дислексии, прогнозе развития, методах и способах коррекции.

Не забудьте поставить 🧡 за полезный материал!

А также присоединяйтесь к каналу в Телеграм, где я публикую дополнительные материалы ✔