В этой статье я расскажу о Тесте ОПеративных Единиц Чтения (ТОПЕЧ) для оценки навыка чтения у школьников и диагностики дислексии (неврологического нарушения, приводящего к специфическим трудностям при чтении).
В чем польза теста? С его помощью можно:
- определить, соответствует ли навык чтения возрастной норме,
- отличить проявления дислексии от педагогической запущенности,
- понять причины трудностей (раскрыть внутренний механизм чтения во всех подробностях) и выстроить коррекционный маршрут.
Авторы:
- Александр Николаевич Корнев - психиатр, клинический психолог, логопатолог, ведущий специалист по проблемам дислексии.
- Ишимова Ольга Анатольевна - учитель-логопед, методист московского проекта "Осмысленное чтение", автор великолепных пособий.
Оперативная единица чтения.
Почему один ребенок "схватывает" слова целиком, а другой "зависает" на побуквенном или послоговом чтении? Техника чтения зависит от того, какую оперативную единицу может обрабатывать мозг.
Оперативная единица чтения (ОЕЧ) - это минимальная "порция" текста, которую воспринимает, опознает читающий.
Это может быть буква: У - Р - О - Н - И - Л - И....
Или слог: МИШ - КУ НА ПОЛ...
Целое слово: ОТОРВАЛИ...
Или группа слов: МИШКЕ ЛАПУ...
И даже фраза, что характерно для беглого осмысленного чтения.
Я настоятельно рекомендую обратиться за диагностикой к специалисту! Хотя процедура тестирования не требует специального оборудования, интерпретация результатов - сложный процесс, требующий глубоких знаний (в частности, по нейропсихологии, логопедии). Дальнейшая информация носит ознакомительный характер. Записаться на онлайн-диагностику и получить индивидуальные рекомендации можно через Телеграм.
Тест доступен для детей от 1 класса и старше. Форма обследования - индивидуально.
Список А - 100 цифр.
Сначала ребенку предлагается прочитать 100 цифр - строчка за строчкой. Экспериментатор акцентирует внимание на том, что называть цифры нужно быстро, но, главное, правильно! Незаметно для ребенка, фиксируется время выполнения - чтение с первой по последнюю цифру. Также следует отметить количество ошибок и их характер. Чтобы не пропустить трудности, экспериментатору рекомендуется записывать ответы ребенка на диктофон.
Ошибкой считается неверное чтение слога или слова при условии, что ребенок не заметил и не исправил. Если же он сам корректирует ошибку, она не фиксируется.
Чтобы назвать цифру, у ребенка должна быть автоматизирована связь зрительного и речевого образов. Проще говоря, при восприятии графического символа, вспоминается и название этого значка (1 - один, 5 - пять).
Чтобы читать буквы, автоматизированной должна быть связь буквы (графемы) и звука (фонемы) - звуко-буквенная связь.
Считается, что опознание цифр автоматизирует раньше. Поэтому время чтения списка из 100 цифр принимается за эталонный индивидуальный показатель. С ним будет сравниваться время, затраченное на чтение следующего списка (из 100 букв).
Список 1 - 100 букв.
Ребенку предлагается строчка за строчкой прочитать 100 букв: быстро и правильно. По аналогии с прошлым субтестом, время выполнения фиксируется незаметно для ребенка. Отмечаются ошибки: их характер, количество.
В норме дети, обучающиеся в начальной школе, затрачивают на чтение 50 - 80 секунд. Если звуко-буквенные связи не автоматизированы, выполнение растягивается на 100 и более секунд.
Чтобы укрепить предположение, нужно сравнить время чтения списка цифр и букв. Если второй показатель превышает первый на 30 % и более, то ставим 🚩. Если же показатели различаются несущественно, то предполагаем индивидуальную особенность - замедление психических процессов.
Список 2 - слоги СГ - ГС.
Список состоит из слогов типа СГ (где С - согласная, а Г - гласная) и ГС.
Список 3 - слоги СГС.
Список представлен слогами типа СГС.
Если ребенок читает бегло, то время чтения списков 2 (СГ - ГС) и 3 (СГС) будет отличаться не больше, чем на 30 %. Если же разница существенная, то ребенок читает слоги СГС последовательно, сливая СГ + С (слог СГС распадается на 2 оперативные единицы).
Список 4 - слоги СГС, ГСГ, ССГ.
Список 5 - слова и псевдослова.
Список 6 - слова и псевдослова.
Чтение знакомых слов происходит быстрее, чем восприятие бессмысленных слогов, псевдослов (СТУФ, КИН, ХЛЕ и т.п.). Если после списка 3 с каждым новым списком происходит прирост ошибок (в 2 раза и более), то ребенок угадывает, компенсируя неавтоматизированность.
Результаты ТОПЕЧ сопоставляются с нормативами по возрасту и классу обучения, а также с результатами других методик, после чего делается вывод о наличии / отсутствии дислексии, прогнозе развития, методах и способах коррекции.
Не забудьте поставить 🧡 за полезный материал!
А также присоединяйтесь к каналу в Телеграм, где я публикую дополнительные материалы ✔