Есть одна тема, от которой у автовладельцев дергается глаз, а у официальных дилеров на лице появляется заученная вежливая улыбка. Тема эта — масложор. Вы покупаете новую (или почти новую) машину за несколько миллионов, а потом с удивлением обнаруживаете, что между ТО вам нужно долить литр, а то и два дорогущего масла. Вы приезжаете к дилеру, а он открывает сервисную книжку и с невозмутимым видом показывает вам строчку: "Расход масла до 1 литра на 1000 км является нормой".
Нормой, ебёныч! Это значит, что за 10 000 км ваша машина может легально "сожрать" 10 литров масла — это две полные замены! И вам скажут, что так и должно быть. А смысл тогда вообше масло менять?😂
Мы с командой "Автосовет Юрича" каждый день сталкиваемся с последствиями этого "нормального" масложора, когда подбираем машины на вторичке в Москве и Области. Мы видим "уставшие" моторы, задиры в цилиндрах и слышим истории людей, которые попали на "капиталку" сразу после гарантии. Так вот, я вам скажу: это не норма. Это — гениальный инженерно-маркетинговый заговор. И сейчас я объясню, как он работает.
А если тебе нужна честная машина - обращайся в наш телеграм бот - подберём лучший вариант в Москве и МО: t.me/AutoSoviet_bot
Золотой век: Когда "доливка" была ругательством
Давайте вернемся в 90-е. Вспомните легендарные моторы: Toyota 3S-FE, Mitsubishi 4G63, BMW M50, Mercedes M102... На этих двигателях расход масла был признаком серьезной неисправности. Если такой мотор начинал "жрать" масло, это означало одно — пора на "капиталку". От замены до замены уровень на щупе стоял как вкопанный. Почему?
Да потому что инженеры тогда решали другую задачу. Их целью была надежность и ресурс.
Поршневые кольца: Они были толстыми, "жирными", с мощными пружинными расширителями. Маслосъемные кольца имели большие, полноценные дренажные отверстия, через которые снятое со стенок масло легко уходило обратно в картер. И не надо щас чесать в комментах, мол, масло тогда было гуще, все ездили на минералке. Выпей минералки и подумай головой лучше.
Поршни: Длинные, тяжелые, с полноценной "юбкой", которая не давала поршню "гулять" в цилиндре.
Рабочая температура: Моторы были "холодными". Рабочая температура в 85-90°C считалась нормой. Масло в таких условиях работало долго и счастливо, не теряя своих свойств.
Эти двигатели были простыми, как валенок, и надежными, как швейцарский банк. Но потом пришли они... экологи и маркетологи.
Новый мир: Как нас заставили полюбить масложор
В 2000-х годах автопроизводителей взяли за горло экологическими нормами "Евро". Евро-4, Евро-5, Евро-6... Каждое новое "Евро" — это требование снизить выбросы CO2, то есть, по сути, снизить расход топлива. Даже на доли процента. И инженеры начали великую войну... войну с трением. А где главное трение в моторе? Правильно, в цилиндро-поршневой группе.
И началось "улучшение":
"Диетические" поршни и кольца. Чтобы снизить трение, поршни сделали максимально легкими и короткими (T-образные поршни). А кольца — тонкими, как фольга. Особенно досталось маслосъемным кольцам. Вместо больших дренажных отверстий в них оставили микроскопические прорези.
В чем подвох? Эти крошечные отверстия моментально забиваются нагаром (закоксовываются). Кольцо "залегает", перестает снимать масло со стенок, и оно благополучно сгорает в цилиндре. Привет, масложор! Кстати, весь этот процесс мы не раз показывали в наших видео-разборах в группе ВК vk.com/autosovietvk.
"Горячие" моторы. Чтобы топливо сгорало полнее (и выхлоп был чище), рабочую температуру современных моторов искусственно задрали до 105-115°C. Термостат теперь управляется электроникой и открывается позже.
В чем подвох? Моторное масло при такой температуре работает на пределе. Оно быстрее окисляется, теряет свои свойства и... угорает. Просто испаряется через систему вентиляции картера. Особенно если вы стоите в пробке.
Масла-водичка (0W-20, 0W-16). Чтобы еще на 0.5% снизить расход топлива и вписаться в нормы, инженеры потребовали от нефтяников создать сверхтекучие, "энергосберегающие" масла.
В чем подвох? Масляная пленка у такого масла очень тонкая. В "горячем" моторе, на высоких оборотах, она легко рвется и сгорает. Ебёныч, это как пытаться смазать сковородку водой вместо подсолнечного масла.
В итоге мы получили идеальный шторм: тонкие кольца + высокая температура + жидкое масло = ГАРАНТИРОВАННЫЙ МАСЛОЖОР.
Приговор: Зачем они это делают?
А теперь главный вопрос. Неужели инженеры Audi, BMW и Toyota внезапно отупели? Нет. Это холодный, циничный расчет.
Маркетинговая уловка: Официальные дилеры обожают рассказывать, что масложор — это плата за технологии и низкий расход. Это бред. Это плата за просчеты, которые вы оплачиваете из своего кармана.
"Вечное" масло: Допуская расход в 1 литр на 1000 км, производитель как бы говорит: "Вы же постоянно доливаете свежее масло, так что общий объем в картере обновляется! Можете ездить на ТО раз в 15 000 км". Это позволяет им писать в рекламных буклетах красивые цифры о низкой стоимости владения.
Запланированное устаревание: Масложор — это первый звоночек. Дальше идет износ катализатора (который добивает сгорающее масло), задиры в цилиндрах и... добро пожаловать на капитальный ремонт сразу после окончания гарантии. А там вам предложат сдать ваше "ведро" в трейд-ин и купить новую машину. Круг замкнулся.
Кстати, самые горячие споры на эту и другие темы у нас происходят в моем личном телеграм-канале @autosoviet. Там собирается самый близкий круг подписчиков, заходите, если хотите быть в теме.
Итог: Как с этим жить?
Масложор — это не норма. Это болезнь, которую нам пытаются выдать за особенность организма. Полностью вылечить ее нельзя, но можно сильно облегчить симптомы:
Забудьте про интервал в 15 000 км. Меняйте масло каждые 7-8 тысяч километров, особенно если живете в городе. А еще лучше - по моточасам - не более 250м.ч.
Используйте правильное масло. Не всегда самое жидкое — самое лучшее. Иногда (если допуск позволяет) есть смысл перейти на более "густое" масло (например, с 5W-30 на 5W-40), чтобы снизить угар.
Проверяйте мотор перед покупкой. Эндоскоп — лучший друг подборщика. Он покажет состояние стенок цилиндров и поможет избежать покупки машины, которая уже "наелась" масла на всю жизнь вперед.
Если вы не хотите играть в эту лотерею, вы знаете, что делать. Моя команда "Автосовет Юрича" занимается подбором б/у авто в Москве и МО, свежих из Кореи и новых из Китая. Заказать расчет и проконсультироваться можно через наш телеграм-бот t.me/AutoSoviet_bot.
Думайте головой. И удачи на дорогах.