Найти в Дзене
Дельные советы

Рождённый ползать? Взлетает! Первые серийные МС-21 уже в этом году. Честный разбор небесного дитятки

Если вы следите за авиацией, то фраза МС-21 вот-вот выйдет в серию уже звучит для вас как добрая семейная шутка. Что-то вроде Я на диете с понедельника или папа, мы скоро купим собаку? Каждый год мы с надеждой смотрим на небо, а там… ну, в общем, пока не он.

Но похоже, что в этом году шутке конец. Первые серийные самолеты МС-21 с отечественными двигателями ПД-14 должны быть переданы авиакомпании Россия уже до конца 2024 года. Это не сказка, не мечта и не заголовок для хайпа. Это официальная информация от госкорпорации Ростех.

Так что же это за самолет? Очередной проект века или реальный прорыв? Давайте разбираться без розовых очков, но и без излишнего скепсиса. Пристегните ремни, мы взлетаем!

Не Илон Маском единым: какие у нас, собственно, проблемы?

Чтобы понять, почему за МС-21 все так болеют, нужно осознать простую вещь: мировая гражданская авиация это дуополия. Весь мир летает либо на Boeing, либо на Airbus. Представьте, что все автомобили на планете это только Toyota и Volkswagen. Скучно, да? И дорого. А если они вдруг решают, что запчасти вам больше не поставляют? Примерно это и произошло после 2014 года, а затем и в 2022-м.

Наш Сухой Суперджет стал первенцем, но, если говорить по-честному, трудным подростком со сложной судьбой и высокой зависимостью от импортных комплектующих. МС-21 с самого начала задумывался как другой: взрослый, конкурентоспособный, магистральный лайнер для средних дистанций. Его главная задача отвоевать внутренний рынок и перестать зависеть от «внезапных решений» заокеанских партнеров.

Так чем же он так особенный? Секретное оружие крылья!

Нет, серьезно. Пока все жужжат о двигателях (о них мы еще поговорим), главная фишка МС-21 скромно прячется за спиной. Это крылья из полимерных композиционных материалов (ПКМ).

-2

Если по-простому, то это крылья из уникальных сверхпрочных и сверхлегких углепластиков. И вот что это дает:

Легче на тонны: Благодаря таким крыльям и широкому применению композитов в планере самолет значительно легче своих алюминиевых конкурентов. А что делает легкий самолет? Правильно, он жрет меньше топлива. А это золотые сбережения авиакомпаний и, хочется верить, чуть более доступные билеты для нас с вами. Просторнее: Из-за особенностей материалов конструкторы смогли сделать фюзеляж шире, чем у того же Airbus A320. А это значит, что в стандартной компоновке можно сделать кресла шире, либо установить шестикресельный ряд вместо стандартных пятерок с более комфортным проходом. Ваши плечи и локти уже говорят спасибо.

Умнее: На борту самая современная «стеклянная кабина» и система управления, которая прощает пилотам многие ошибки. Летать должно быть не только выгодно, но и безопасно.

В общем, пока одни меряются мощностью двигателей, наши инженеры подошли к вопросу с фланга и сделали самолету этакую супер-пупер карбоновую диету. И это гениально.

Двигатели: 

Переход на ПД-14 это не просто выкрутили один мотор, вкрутили другой. Это колоссальная работа по адаптации всего самолета: системы управления, топливной системы, конструкций пилонов. Сложно? Еще бы. Но с другой стороны, это гигантский шаг к настоящей, стопроцентной независимости.

И да, ПД-14 это не кусок железа с пропеллером, а современный двигатель с высокой степенью двухконтурности, соответствующий всем нынешним экологическим стандартам. Его уже сертифицировали и успешно испытывают. Так что летать будем на утюгах это тут не катит.

А что с западными комплектующими?

Вот здесь самый сложный и болезненный вопрос. В МС-21, особенно в ранних версиях, их было предостаточно: от авионики и шасси до систем кондиционирования и скромных ремешков на креслах. Работа по импортозамещению идет гигантскими темпами. Где-то уже есть готовые решения (та же резина для шасси), где-то ведутся активные испытания.

-3

Будет ли самолет первой серии полностью стерильным с точки зрения импортных деталей? Скорее всего, нет. Но критически важные системы, от которых зависит безопасность и летные качества, уже замещены или находятся на финальной стадии. Это марафон, а не спринт. Главное не свернуть с дистанции.

Почему все так долго? Или а вот в СССР...

Любимая фраза всех комментаторов. Да, в СССР делали самолеты быстрее. Но давайте вспомним:

1. Тогда не было такой чудовищной бюрократии и системы сертификации.

2. Безопасность считали несколько иначе.

3. Не было санкций, которые в один момент отключают от половины поставщиков.

Создание современного лайнера с нуля это всегда сроки в 10-15 лет. Boeing и Airbus с их опытом и налаженными кооперациями тратят на это годы. У нас же путь оказался еще longer (простите за каламбур). Это нормально. Лучше дольше, но безопаснее.

Так летать или не летать? Ваше право первого пассажира

Когда первый серийный МС-21 поднимется в воздух с пассажирами, у многих в голове зазвучит вопрос: А не страшно?

Ответ: Нет, не страшно. И вот почему. Прежде чем получить допуск к перевозке людей, этот самолет прошел такой адский круг испытаний, что Боингам и Эйрбасам и не снилось. Его мучали холодом в Якутии и жарой в Узбекистане. Его сажали на неподготовленные полосы. Проверяли на обледенение, на отказ двигателей, на самые немыслимые ситуации. Он уже налетал сотни часов в испытательных полетах. Сертификация в авиации священная корова. Ее никто не отменял и не упрощал.

Так что первый рейс МС-21 будет, наверное, самым проверенным и безопасным рейсом в истории российской гражданской авиации.

Что в сухом остатке?

2024 год действительно может стать историческим. Мы не просто получим новый самолет. Мы получим символ технологической зрелости и независимости страны. Путь МС-21 это идеальная метафора для нашей жизни: много шума, сложности, сомнений, но если упорно идти к цели, рано или поздно взлетишь.

А теперь самое интересное ваше мнение. Поехали в комментарии!

Давайте обсудим без ругани и с уважением к разным точкам зрения. Всем попутного ветра и мягкой посадки.