Натолкнулся случайно на развёртку парохода "Westrn River" и захотелось его собрать. 14 листов в цвете и 3 листа инструкция. Издательство "Drafmodel" №1/2009. Распечатал в фотосалоне на матовой фотобумаге 220г/м. Ссылка на скачивание в конце поста.
"Western River" - колесный пароход с плоским и широком корпусом и небольшой осадкой, построенный в Новом Орлеане в 1865 году специально для рек Северной Америки.
Начнём с того, что каркас очень необычный. Собрать то собрал, но есть опасения, что толщину подклеенного гофрокартона не удалось нормально компенсировать. Смущает толщина "бортов" каркаса, хотя в шпангоутах прорези сделал глубже нарисованных. Каркас получился длиной 31см, плюс ещё колесо будет. Главное, что на полку войдёт. Выкройки на гофру клеил на клеящий карандаш. Какой? По моему без разницы. Я использовал "ErichKrause", а до этой модели вроде "Brauberg" были.
Остальное на ПВА. Кстати они разные. Я пользуюсь ПВА-М в желто-зеленой бутылочке с весёлой капелькой на логотипе от Ярославского завода "Луч". Он не белеет после высыхания.
У меня в работе две бутылочки. Одна с жидким клеем, а вторая с загустевшим (близко по консистенции к кефиру). Загустевший хорош для склейки встык. ПВА можно разводить водой или наоборот оставить открытым, чтобы загустел.
В итоге вот такой получился каркас:
И это ещё не весь каркас. Ещё будут секции для надстройки. Пора приклеить палубу и тогда будет понятно с толщиной гофры. Буду надеяться, что не промахнулся.
Приклеил палубу, нормально села, толщину гофры поймал.
Всё-таки где-то на шпангоутах накосячил, при обшивке носа корпуса не хватало длины выкроек. Пришлось на носу по килю разрезать. Видать что-то при сборке из гофры косячно получается. Хоть несколько листов ватмана между собой склеивай... Переделывать не буду, вот оно как снизу выглядит. Шва по килю быть не должно, но иначе не сходилось:
Начал делать рубку на первой палубе. Опять не без приколов. Каркас собрал из двух слоёв, подклеив на ватман. Каркас надстройки выше каркаса, что на бортах корпуса. Но, чистовая обшивка тоже выше каркаса корпуса. Начинает потихоньку бесить резать окна. Остекление - целлофан от сигаретной пачки. Его клею на каркас на бесцветный лак для ногтей. В итоге остекление оказывается между каркасом и обшивкой. Пришлось подрезать снизу около миллиметра по высоте каркас с обшивкой, что с кучей стёкол. Первая надстройка села на место. Приклеил коричневый брус по периметру первой палубы из трёх слоёв бумаги. Лестницу на вторую палубу собрал, можно крепить палубу.
Торцы на палубах красить смысла нет. На каждой палубе будет декоративная "юбка". Вторая палуба села без проблем, но они начались дальше. Мало того, что замучался делать каркас и резать окна надстройки на втором этаже, дак ещё почти по всей длине между ним и палубой осталась щель чуть толще фотобумаги. Пришлось вклеивать туда полоски бумаги, заливать ПВА и закрашивать изнутри, чтобы не просвечивала. Судя по всему каркас надо собирать было из трёх слоёв бумаги. Два - терпимо, но тонковато.
Удалось приклеить второй этаж. Сзади пришлось слегка подточить вторую палубу, чтобы обшивка надстройки по наружному краю села. Можно пробовать посадить третью палубу.
Самое странное, что "стропила" на второй надстройке на пару-тройку миллиметров уже третьей палубы. Но, как оказалось, там будут стойки у ограждения. В итоге третью палубу упихал на место. Покрыл лаком корпус ниже ватерлинии, чтобы не шоркалась при дельнейшей сборке, и переднюю часть надстроек, где прогулочные галереи. Где ещё будут склейки ничего не ла́чим - ПВА не схватит и отскочит при малейшем усилии. Вот что имеем:
Сделал перила на первой палубе. Сначала пришлось вырезать длинные стойки, к ним приклеить четыре полосы ограждения. Затем всё смонтировать на корпус и лишь в конце приклеить короткие вертикальные стойки. Тут обошлось без приколов. Всё встало можно сказать без особой подгонки. Пришлось только чуть подровнять длинные вертикальные стойки ибо некоторые немного торчали над второй палубой.
Можно собирать надстройку на третьей палубе. Радует, что она поменьше размером и соответственно на ней меньше окон и дверей. Но угнетает, что "углы" скруглены и придётся как-то натягивать её на каркас. Странные ощущения от сборки. Непривычно низкий корпус и три этажа надстроек плюс рубка. Речное судно, борта низкие, на реке штормов то не бывает.
Вырезал единственную деталь надстройки на третьей палубе. Прорезал окна. Загнул и склеил в овал. Приклеил изнутри на лак для ногтей остекление. Вровень с верхом приклеил верхнюю часть каркаса. Для нижней части каркаса изнутри приклеил по два уголка, чтобы не проваливалась. Запихал внутрь, пролил стык ПВА. Подумал, что одного слоя бумаги на обшивке надстройки маловато будет для склейки встык с палубой и по низу приклеил дополнительную полоску. Нашел на сайте drafmodel.pl современную переработку этого журнала с более детальными чертежами - пригодится.
Собрал и приклеил лестницы на второй палубе. Нужно покрыть надстройку второй палубы лаком, ибо после установки перил умучаешься подлезать кисточкой. Главное - места́ установки столбиков под перила лаком не замазать, а то ПВА не схватится. После лака приклеил 24 столбика для перил второй палубы. Клеить их нужно строго по меткам на палубе, потому что на третьей палубе будет декоративная "юбка" чётко совпадающая вырезами со столбиками. Сами столбики вырезал из трехслойной склейки. Пришлось почти каждый подгонять по высоте, поэтому резал с запасом. Приклеил "юбку" третьей палубы. Теперь можно покрыть её и остатки второй палубы лаком. Пользуясь самодельными шаблонами-кондукторами приклеил горизонтальные части перил. "Юбка" и перила не сошлись - длины не хватило. "Юбку" пришлось добирать проставышем, а перила выреза́л сразу с запасом по длине. Как клеить вертикальные доски к перилам? Их мало того, что вырезать больше 100 штук нужно, дак ещё и приклеить с одинаковым шагом...
Нарисовал шаблон секции вертикальных досок в Excel'e, размножил, распечатал на офисной бумаге. Подклеиваю на ватман, вырезаю, вклеиваю изнутри перил, муторно. Этот штакетник уже надоел...
Всего вышло 27 шаблонов. Два дня работы, наконец-то я этот забор доделал.
Есть мысль приклеить "юбку" на надстройку третьей палубы, и лишь затем садить надстройку на место. Длины "юбки" хватило с запасом. Приклеил надстройку и перила вокруг лестниц.
Пора склеить всякую ерунду, прежде чем делать ограждение третьей палубы. Очень уж не хочется его сломать в процессе установки всякой всячины. Устал собирать брашпиль - куча мелких колец и конусов. Собрал рубку с трапом, бочки, рынду, кнехт, основания под трубы. На рубке устал вырезать оконные переплёты и "корону". Остеклил залив отверстия ПВА. Ну и сейчас самое время покрыть лаком стены третьей надстройки и рубки.
Пора сделать ограждение третьей палубы. Склеил полоски ватмана по 1мм в три слоя, нарубил длиной по 7мм. Полученный столбики приклеил. Сверху закольцевал полоской ватмана в 1мм и ещё полоску дополнительно для прочности/жёсткости наклеил. Перила готовы. Убил половину дня на это.
Начал монтировать раму для установки колеса. Пришлось подрезать на 3мм - не садилась на место. Без подрезки вертикальные брусья корпуса не касались, очень странно. Там же каркас и палубы, откуда такая погрешность? Попутно обломил трубу на надстройке, пришлось приклеивать заново. Наверное придётся и ось колеса сдвинуть на 3мм назад. Посмотрим по месту, всё равно странно... Половину рамы наглухо пока крепить не буду, туда ещё колесо с осью запихивать. Так хотя бы раму отогнуть можно.
Опять куча работы с канцелярским ножом. Вырезаю детали колеса. По моему я за 10 лет столько ножом не нарезал, сколько на этой модели. Благо красный акрил есть, чтобы торцы и ось закрасить.
Из-за того, что подрезал раму пришлось и колесо сместить назад, благо места хватило. И пришлось сделать П-образную деталь, что сзади раму закрывает, вместо штатной балки. Балка не подошла из-за смещения колеса. Колесо вращается, но без механики. Сделал втулки, чтобы на валу влево-вправо не ёрзало, а сам вал заклеил наглухо. Шатуны тоже посадил на клей. Забавно смотрится. Первый колёсный корабль у меня. Непривычно...
Сделал рули. Самое интересное что рули и колесо ниже дна не выступают. Река и ме́ли однако, чтобы лишнего не сломать. Ниже ватерлинии больше ничего не будет. Можно начинать делать трубы.
Виден край эпопеи, остались обрезки от листов выкроек. Ещё немного и финиш. Такое ощущение, что передние две трубы - дымовые, а четыре оставшиеся - вентиляция. С дымовыми трубами порядочно заморочился, ладно хоть остальные просто цилиндры с колпачком. Установил два кнехта, распорки под тросы.
Пора заняться тросами, что колесо и трубы поддерживают. Использую тонкую проволоку от трансформатора, на неё пыль не так садится и у неё нет ворса. Затем покрашу. Поставил фалагштоки.
Собрал подставку из палочек от эскимо и кулинарной шпажки, проклеил ПВА. Пароход будет лежать на шпажках, благо дно плоское.
Нашёл куда клеить якоря - в выкройках журнала "Maly Modelarz 09/1972". Флаги взял там же. Оказывается, что в надстройке первого этажа, рядом с котлами, сложена поленница дров для паровой машины. Нарезал их из кулинарной шпажки и кору покрасил. Накидал их с одного борта, с другого не стал. Собрал носовой трап. Поставил кран-балки с кранами, прикрепил трап, якоря, уложил якорные тросы. Покрыл лаком трубы.
Вот ещё и здесь брал чертежи, чтобы понять куда и как посадить якоря с тросами и ящики (детали №78).
Покрасил в белый проволочные тросы-растяжки. Прикрепил флаги. Вот что получилось, 13 фото:
Вся сборка заняла два месяца времени.
Развёртку качал здесь:
Ещё нашел здесь, но скачивать не пробовал: