Найти в Дзене

Как же долго нас обманывали.«Хорошие» новости про ЕГЭ

21 августа 2025 года Рособрнадзор сообщил: содержание заданий ЕГЭ приведут в полное соответствие со школьной программой. Теперь выпускники будут демонстрировать результаты всех лет обучения, а не готовиться к дополнительным "сюрпризам" на экзамене. «Экзамены будут максимально синхронизированы со школьной программой — это главный результат и большая победа», — отметила член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова, подчеркнув, что парламентарии долго добивались этой меры. По её словам, необходимость адаптировать экзаменационные материалы к реальному объёму знаний, получаемых в школе, была очевидна: «Мы пришли к решению, что у выпускников не должно быть потребности в репетиторах, ведь они и так учились в школе». Хорошо сказано. Радостно слышать. Но давайте зададим главный вопрос: А значит ли это, что раньше школьная программа всё-таки не совпадала с ЕГЭ, ОГЭ и ВПР? Много лет нам — родителям, а порой и учителям — твердили обратное. На все наши просьбы упростить жизнь детям и дать им
Оглавление

21 августа 2025 года Рособрнадзор сообщил: содержание заданий ЕГЭ приведут в полное соответствие со школьной программой. Теперь выпускники будут демонстрировать результаты всех лет обучения, а не готовиться к дополнительным "сюрпризам" на экзамене.

«Экзамены будут максимально синхронизированы со школьной программой — это главный результат и большая победа», — отметила член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова, подчеркнув, что парламентарии долго добивались этой меры.

По её словам, необходимость адаптировать экзаменационные материалы к реальному объёму знаний, получаемых в школе, была очевидна: «Мы пришли к решению, что у выпускников не должно быть потребности в репетиторах, ведь они и так учились в школе».

Хорошо сказано. Радостно слышать. Но давайте зададим главный вопрос:

А значит ли это, что раньше школьная программа всё-таки не совпадала с ЕГЭ, ОГЭ и ВПР?

Так всё-таки было всё плохо? А не так, как вы убеждали?

Много лет нам — родителям, а порой и учителям — твердили обратное. На все наши просьбы упростить жизнь детям и дать им возможность готовиться к экзаменам в рамках школьной программы чиновники уверяли:

«Учись в школе — и никакие репетиторы не нужны. Программа ЕГЭ полностью совпадает со школьной».

Да что там, чиновники. Как то я задала похожий вопрос на родительском собрании. Правда о несовпадении школьной программы с ВПР. Ну и образно провела параллель с ЕГЭ. Раскрасневшийся классрук так убедительно «поставила меня на место», вы себе не представляете!:) Не забыв о попытке немного опустить меня перед родителями класса: «Откуда Вы такое взяли? Что за глупости? Всё у нас по школьной программе! И ВПР, и ЕГЭ! Не выдумывайте и передайте ребенку, чтобы лучше готовился и слушал учителя на уроках!». А вы, мамочка, будьте спокойнее. Ваше состояние «считывают» ваши дети!»

В общем, убеждали в одном, но реальность говорила иное. И мы, и дети, и сами учителя видели: совпадения не было. Более того, нам официально заявляли: «Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР не входит в обязанности учителей. По желанию и по возможности — да, но не более.

А учитывая, что сама школьная программа хаотична, перегружена и зачастую непонятна даже педагогам, энтузиазма готовить детей ещё и к экзаменам по фактически иной программе у учителей почти не оставалось.

Конкретные случаи, статистика и подтверждения

Про ЕГЭ по русскому языку: статистика, факты, проблемы

  • Снижение среднего балла. По данным Рособрнадзора и СМИ, средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2025 году составил 60,7 балла, что стало одним из самых низких показателей за последние годы. 
  • Для сравнения: в 2024 году — 63,88, в 2023 году — 68,43. 
  • Сокращение числа стобалльников. В 2025 году лишь около 745 человек получили 100 баллов по русскому языку на ЕГЭ, тогда как в 2024-м таких было 2 636, в 2023-м – 3 014.
  • Трудности с конкретными заданиями. Учителя и эксперты отмечают, что задания, связанные с пунктуацией в сложных предложениях, с лексическими нормами, фразеологизмами, правописанием приставок — часто не охватываются школьной практикой глубоко или регулярно.
  • Изменения в критериях оценивания и форматах. Например, снижено число баллов за некоторые задания. К примеру, задание № 8. В 2022 году оно оценивалось в 5 баллов, в 2023 — в 3, в 2024 — в 2. А вот тема, которую демонстрируют эти задания рассматривается в школе не на столько углубленно, чтобы ответить на это задание безошибочно.
  • Также изменились критерии по сочинению — уменьшение баллов по критериям «комментарий проблемы», «точность и выразительность речи» и др. 

Про ВПР (Всероссийские проверочные работы): факты несоответствия и критика

  • Несоответствие программам и наличие разных учебников. ВПР, по мнению многих учителей и родителей, не учитывают, что школы используют разные учебники и программы, что знания могут даваться с разным уровнем глубины. 
  • Ошибки в заданиях и нагрузка на школу. Задания ВПР часто содержат ошибки, не совпадают с тем, что проходили ученики, и требуют подготовки сверх школьной программы. 
  • Необъективность результатов. Рособрнадзор признаёт, что часть школ показывает необъективно высокие результаты на ВПР: завышены оценки, расхождения между школьными оценками и результатами ВПР, а также резкие скачки показателей. 

Что это всё означает

  • Все цифры и примеры — не просто жалобы. Это — системная проблема: несоответствие между тем, что заявлено в школьной программе и что реально требовалось на экзаменах и проверках.
  • Снижение среднего балла и числа стобалльников показывает, что даже сильные ученики сталкиваются с неожиданностями — форматами или заданиями, которые не были отработаны в школе.
  • ВПР, предназначенные для мониторинга, часто выступают индикаторами этих разрывов, а не просто диагностикой, и показывают, что многим школам и учителям сложно успевать по программе, особенно после удалёнки и других сложных условий.

Заключение разоблачение

И вот теперь — спустя годы стрессов, бессонных ночей, потраченных нервов и огромных сумм на репетиторов — власти признают необходимость синхронизации. То есть то, о чём родители говорили много лет, было правдой.

А где извинения?

А кто вернёт нашим детям здоровье и уверенность в себе? Кто вернёт родителям время, деньги и силы, которые ушли на постоянную гонку за «знаниями»?

Сегодня можно только констатировать: система долгое время была построена на неправде.

На официальных заявлениях о "полном совпадении", которое на деле оборачивалось мучительным поиском репетиторов и нервным напряжением для целых поколений выпускников.

Если Рособрнадзор наконец признал проблему и решился исправить ситуацию, то пора признать и сам факт ошибки. Это будет честно.

А честность — первый шаг к реальной реформе.

Может быть, тогда чиновники посмотрят и на саму школьную программу, и на систему образования в целом, где по-прежнему слишком много формализма и слишком мало здравого смысла.

Мы, родители и учителя, не требуем невозможного. Мы хотим лишь одного: чтобы хорошая учеба в школе означала хорошие результаты на экзамене. Чтобы труд ребёнка ценился, а не сводился к проверке "умения угадывать формат теста". Чтобы школа снова стала школой, а не подготовительным центром для репетиторов.

Спасибо за то, что дочитали до конца!

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь❤️😊

В моем ТГ канале больше коротких заметок:

Пиши! Решай! Запоминай!