Детей и молодежь следует приобщать к родному фольклору, к нашим сказкам… Кто бы спорил? Делать это нужно современно, с выдумкой и огоньком, чтобы наши сюжеты, наконец, составили конкуренцию западным блокбастерам про этих ваших пауков и суперменов. Логично!
Попытки уже были – и в виде мультфильмов студии «Мельница», переполненных отсылками на поп-культуру, и в виде франшизы «Последний богатырь»… И каждый раз выходило, мягко говоря, неоднозначно.
Но вот на ринг выходит новинка 2025 года, фантастический фильм «Соловей против Муромца»…
Стильно, модно, молодежно…
Фильм режиссера Карена Оганесяна («Грозный папа», «Пять невест», «Русалка») это и правда смесь сказки с фантастикой. Основное действие происходит то ли в параллельной вселенной, то ли в недалеком будущем, где роботы уже не просто обычные домашние питомцы – тут полноценных роботов с искусственным интеллектом конструируют и собирают школьники. И собирают они роботов не простых, а боевых – для состязания в зрелищных поединках.
Команде-победителю достанется приз – контракт со сверхтехнологичной компанией «Велескорп», руководит которой Андрей Знаменский, также принимающий участие в поединках – надевает бронированный костюм и борется с роботами. Но это никакой не Андрей Знаменский, это – Соловей Разбойник, много веков назад продавший душу темному богу Велесу и переписавший людскую память (да-да, Велес пошел курить к голливудским, обработанным тесаком Аиду и Анубису, они уже даже не обижаются…). Теперь его, Соловья, помнят как героя, а Муромца – как злодея и разбойника. И даже в галереях на знакомых нам картинах Васнецова в этой веселенной – совсем другое лицо. Попытка выяснить правду и восстановить справедливость стоила жизни матери двух братьев – главных героев (Тимофей Кочнев, Марк-Малик Мурашкин).
В конце концов за поиски правды берется и их отец – и находит! Муромца, вмерзшего в глыбу льда в пещере под Байкалом (просто допустим, что в окрестностях Байкала вечная мерзлота). Чтобы реанимировать героя, ученый пересаживает ему искусственное сердце…
В итоге ученый погибает от рук приспешников Соловья, а Муромцу предстоит новая битва со старым противником – на арене, в сверхтехнологичной броне. Но вначале придется побороть парочку роботов, разработанных и собранных московскими школьниками…
«Не хуже ихних…»
Ассоциаций – мягко говоря – фильм вызывает массу. Невооруженным взглядом видно, на какие «педали узнавания» авторы давили, чтобы получить от зрителя реакцию. (Хотя, может, они начинили фильм тем, что знают и любят сами…)
В первую очередь видна «Живая сталь» (2011) – фантастический фильм о битвах роботов в недалеком будущем. Визуальные ассоциации тянут нас и в «Вархаммер» с его роскошными доспехами (на Илье с Соловьем робокостюмы без шлемов смотрятся в точности как доспехи их «Вахи»), в мир «Алиты – боевого ангела»…
В мелочи вроде «герой смотрит видеопослание отца и плачет как Макконахи в Интерстелларе» мы даже закапываться не будем.
Если мы посчитаем киновселенную Marvel за одну «отсылку», у нас их будет четыре. Если же станем перечислять отдельные фильмы, «вдохновившие» создателей «Соловья…», то пальцев одной руки нам точно не хватит.
Муромца находят во льду как Капитана Америку и панцирь с солнцем блестит из-подо льда аки буржуйский щит с белой звездой…
Стальное сердце, пересаженное Муромцу, горит в его груди, подозрительно напоминая ядерный реактор, спасший жизнь Тони Старку – Железному Человеку. На костюм Железного Человека похожи все те же рободоспехи, но уже изнутри – с интерфейсом, системой управления, с беседами с искусственным интеллектом…
И, наконец, Муромец и Соловей просто до одури напоминают марвеловских Тора и Локи – как отдельно, так и во взаимодействии друг с другом.
Наконец, совершенно неясно решение взять на роль бабушки главных героев, Галины Михайловны, актрису Елену Валюшину. Играет она прекрасно, тут вопросов нет. Но она уже играла мать богатыря Ивана / жену Муромца / главную злодейку в «Последнем богатыре». И тоже – по имени Галя!
В сухом остатке
Как ни странно, все это вместе шевелится весьма динамично, смотрится фильм легко и желания выключить лишь от скуки – не возникает. Ни одного актера не хочется упрекнуть в халтуре, даже детей.
Так, может быть, несмотря на заимствования, перед нами, пусть не шедевр, но неплохой развлекательный фильм, уже про наших?
Про наших…
Муромец (Владимир Любимцев) – ожидаемо тупой и скучный. Какой еще Илюшенька может быть? Ну не яростным и смекалистым мужиком, каким он был в былинах, ежу понятно. Нет, добренький. Нечесаный, нестриженый – так ведь и ходили в Древней Руси! Еще бы кость ему к бороде привязали – получился бы эталонный кроманьонец. Или усы завили бы – был бы хипстер. Все равно весь фильм, вкусив блага цивилизации, глушит латте. Актерская игра тут средняя, но актеру и играть-то нечего. Илья сам как робот: видит супостата – надо вдарить, ребенок плачет – пожалеть. Базовый набор.
На фоне этого даже ловишь себя на том, что уже болеешь за Соловья. И за Велеса, которого тот стремится вернуть из забвения. Тебе такой вариант как минимум интересен! Злодеи в очередной раз оказываются интереснее пресных, штампованных на заводе клише главных героев. Те даже некоторые победы одерживают исключительно за счет уступок злодея…
Соловей в исполнении Никиты Ефремова это, наверное, вообще чуть ли не единственная причина для зрителя старше пяти лет продолжать смотреть кино до конца.
Да, он напоминает марвеловского Локи, но… с оглядкой не на комиксы, а на скандинавские мифы это отличный Локи!
Жаль, конечно, что такого удачного злодея весь фильм заставляют избивать по сути навороченные игрушки, собранные школьниками – все равно, что топтать на пляже замки из песка, которые детвора лепила весь день.
Это имело бы хоть какой-то смысл, если бы никто не был в курсе, что под личиной робота в боях участвует сам организатор. Ну нравится ему издеваться над детишками – злодей же! Вон и Сальвадор Дали любил закупиться конфетами, сесть на детской площадке и есть их демонстративно на глазах у мелюзги.
И косяк решился бы просто введением интриги, по сути – парой фраз в сценарии.
В этом и есть главная беда фильма. Не в обилии «отсылок» (слепили умело, шевелится), не в тупом богатыре (удивили!), а именно в слабом сценарии.
Создатели в очередной раз взяли «рабочую рыбу» и на детали не заморочились.
В сюжете и интриге идет дыра за дырой.
Зачем пытать мальчишку, спрашивая, что его отец собирался рассказать на пресс-конференции, если на афише нарисована «сенсационная» фреска с князем Владимиром, пожимающим руку Илье Муромцу (как все думают – разбойнику) и аршинными буквами написано «Фреска говорит правду!»?
Одну из ключевых ролей в сюжете играет некий Зиновий Карлович (Юрий Нифонтов), но к концу фильма мы так и не понимаем, кто он вообще такой, на каких правах трется то на заседании в «Велескорпе», то в компании бабушки Гали.
Ну и просто лакмусовая бумажка – фраза одного из героев, презрительно бросающего Соловью: «У тебя даже имени нет! Просто кличка». Отличная работа по популяризации былинных сюжетов среди населения, господа сценаристы. Садитесь, кол.
Соловей – это древнее имя. И Разбойник – не единственный Соловей в наших былинах. Есть еще Соловей Будимирович – герой-любовник, пришедший на целой флотилии из города Леденца (то ли откуда-то из Швеции, то ли вовсе из самой Венеции) сватать племянницу князя Владимира Забаву.
В общем-то ничего удивительного, что, учуяв спрос на «свое, родное», киноделы наштамповали халтуры и сдают населению. Самое грустное то, что население, вроде заявлявшее, что хочет «своего», потребляет и не морщится.
Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"
__________________________
Свежие видео в нашем "Премиуме":
"Мамуль, папуль, ко мне сватаются Ярополк Киевский и Владимир Новгородский!" - визжала от восторга Рогнеда, кружась по горнице.
"Доченька, выбирай мудро! Ярополк - старший, законный, а Владимир... ну, тот самый сын рабыни от Святослава!" - ахала мама.
"Зато какой амбициозный!" - резонно парировал Рогволод, уже подсчитывая политические дивиденды.
- Вельблудопардус и ноздророг - кого так называли русичи?
Древнерусские имена экзотических животных
А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме