Найти в Дзене
С Богом по жизни

Учреждение Господней вечери

«Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идёт, как писано о Нём, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться. При сём и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:20-29). Проходя через Самарию по дороге из Галилеи в Иерусалим
Оглавление
«Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идёт, как писано о Нём, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться. При сём и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:20-29).

Проходя через Самарию по дороге из Галилеи в Иерусалим перед Своим распятием, Иисус зашел в одно селение, где исцелил десять прокаженных (Лк. 17:11-19). Там Он дал несколько наставлений, после чего пришел в Иудею (Мк. 10:1). Пройдя через Иерихон (Мк. 10:46), Он продолжил Свой путь и остановился в Вифании (Лк. 19:11). Вскоре после этого Он совершил триумфальный въезд на осленке в Иерусалим (Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44), где прогнал меновщиков денег из храма (Мк. 11:15-18). В доме Симона прокаженного женщина помазала Его чистым нардовым маслом, как бы приготовляя к погребению (Мк. 14:3-9). Ночи Он проводил на Елеонской горе неподалеку от Вифании, а днем возвращался в Иерусалим (Лк. 21:37, 38).

В Мф. 26:1, 2, за два дня до Пасхи, Иисус сообщил ученикам о Своей предстоящей смерти. Вскоре после этого Иуда сговорился за какие-то тридцать сребреников выдать Его первосвященникам и старейшинам, решившим схватить и убить Его (Мф. 26:3-16; Лк. 22:1-6).

ПАСХА

«В первый день опресноков, когда закалывали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк. 14:12).

«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу большую, устланную; там приготовьте. Они пошли и нашли, как сказал им, и приготовили пасху» (Лк. 22:8-13).

День Вечери

О дне пасхальной трапезы, после которой Иисус учредил Господню вечерю, в ученых кругах ведутся споры. Некоторые думают, что повествование Иоанна противоречит синоптическим евангелиям.

Интересен (но необязателен для понимания дня Господней вечери) тот факт, что в Ветхом Завете Пасха и праздник опресноков не одно и то же (Лев. 23:5, 6; Чис. 28:16, 17). Пасхального ягненка закалывали и съедали на четырнадцатый день первого месяца (Исх. 12:3-8; Чис. 9:2-5). На пятнадцатый день начинался праздник опресноков, который продолжался семь дней.

Ко времени Нового Завета эти два праздника отмечались уже в один день (Мк. 14:1, 12). Это может помочь в объяснении проблемы с согласованием Евангелия от Иоанна и синоптических евангелий.

Другое соображение состоит в том, что Иоанн, скорее всего, пользовался римским, а не иудейским исчислением времени. В противном случае Евангелие от Иоанна противоречит Евангелию от Марка. Например, Иоанн пишет, что Пилат согласился позволить иудеям распять Иисуса в шестом часу (Ин. 19:14), тогда как Марк говорит, что Иисус был распят в третьем часу (Мк. 15:25).

«Иоанн, писавший в Эфесе в конце I века, вполне мог воспринять существовавшее тогда римское исчисление времени, при котором, как и у нас, отсчёт часов начинался с полуночи и с полудня» (Рассел). Признание того факта, что Иоанн пользовался этим отсчетом времени, — самый легкий способ примирить его писание с другими Евангелиями. Иначе повествования в принципе нельзя было бы примирить.

«Учёные спорят о том, была ли Тайная вечеря пасхальной трапезой… Синоптические Евангелия утверждают, что была (Мф. 26:17 и пар.), но Ин. 19:14 бросает на это тень сомнения. Однако этот Иоаннов отрывок не будет противоречить синоптической традиции, если выражение "день приготовления к Пасхе" (Восстановительный Перевод) понимать как "день приготовления к пасхальной неделе". В этом контексте "день приготовления" — это пятница [как переводит Синод. Библия и большинство других переводов], так как каждая пятница была днём подготовки к еженедельной субботе. При таком понимании термин "Пасха" здесь включает в себя и семидневный праздник опресноков, который к тому времени в народе слился с Пасхой в один длинный праздник» (Уилсон).

Использование Иоанном римского времени, что, кстати, практиковалось и саддукеями, объясняет также и кажущееся разночтение в отношении дня празднования.

«Иисус был распят в обычное время заклания пасхальных ягнят, то есть во второй половине дня 14-го числа месяца нисана. Четырнадцатое нисана начиналось с заходом солнца в четверг и продолжалось до захода солнца в пятницу, когда обычно резали ягнят; но, видимо, храмовые власти, идя на компромисс с теми, кто придерживался другого календаря, позволяли им резать ягнят во второй половине четверга. Это различие объясняет, почему обвинители Иисуса еще не ели пасху (Ин. 18:28). Они собирались сделать это в пятницу вечером, 15 нисана, начинавшегося на заходе солнца» (Томас).

Господня вечеря началась вскоре после начала иудейского дня (Мф. 26:20; Мк. 14:17). По римскому времени это был вечер четверга, после 18:00. На следующее утро, спустя десять часов, Иисус был распят.

«Иисус был распят в пятницу — в день перед субботой (Мк. 15:42, 43; Лк. 23:46, 54; Ин. 19:14, 30, 32). А ранним утром "после субботы" — т.е. в воскресенье, в первый день недели, — несколько женщин пошли к гробнице и услышали потрясающую новость: "Он воскрес" (Мф. [28]:1, 6; Мк. 16:2, 6; Лк. 24:1, 6; Ин. 20:1)» (Хендриксен).

События вокруг Вечери

Эта пасхальная трапеза была очень важной для Иисуса: «И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами эту пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22:14, 15).

Напряжение и волнение в связи с приближающейся смертью, вероятно, отразились на лице и голосе Иисуса. Раньше Он уже говорил, что терзается и томится (синехо; Лк. 12:50) перед близящимся крещением страданием, то есть в ожидании крестных мук. В Гефсиманском саду Он сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). Пот, падавший на землю, словно капли крови, когда Он молился, показывал страстность Его молитвы и тоску Его сердца (Лк. 22:44).

Когда Иисус и апостолы ели пасху, они не сидели прямо, как сидят сегодня, а возлежали у стола. В таком положении Иоанн «возлежал у груди Иисуса» (Ин. 13:23). Эта сцена и слова Иисуса, что Он хочет есть со Своими апостолами (Лк. 22:15), демонстрируют Его любовь к ним (Ин. 13:1), а также Его желание получить от них личную поддержку (Мф. 26:40).

Иисус и апостолы, очевидно, следовали иудейскому порядку соблюдения Пасхи. В этот порядок, например, входило традиционное использование четырех чаш. «Через определённые промежутки времени выпивались четыре чаши вина, символа радости» (Уилсон). Исследователи Библии так описывают эти четыре чаши:

• Вступление — Произносили благодарственную молитву и выпивали первую чашу, после чего ели зелень, горькие травы (в воспоминание о египетском рабстве) и фруктовый соус. Сын спрашивал о значении Пасхи, и отец отвечал.

• Литургия — Участники рассказывали пасхальную историю и пели псалмы 112 и 113:1–8 (малый халлель), а затем по очереди выпивали из второй чаши.

• Трапеза — Возносили молитву о благословении, после чего ели пресный хлеб и ягненка. Когда ягненок был полностью съеден, пили, передавая из рук в руки, третью чашу (чашу благословения).

• Заключение — После пения Пс. 113:9-26 (большой халлель) люди пили четвертую, последнюю, чашу.

НОВАЯ ТРАПЕЗА В ВОСПОМИНАНИЕ (ПРОЧТИТЕ ЛК. 22)

Съев с апостолами пасху, Иисус учредил Свою вечерю с пресным хлебом и плодом виноградным. Некоторые считают, что в Лк. 22:17 Иисус взял вторую пасхальную чашу, а чаша, упоминаемая в Лк. 22:20, — которую Иисус взял, учреждая Господню вечерю, — была третьей пасхальной чашей. «Из [новозаветного] повествования вытекает, что Иисус учредил Господню вечерю, связав её с третьей чашей вина, которую взял после того, как была съедена пасха» (Уилсон).

«Эта чаша [третья, чаша благословения] была у иудеев частью традиционной пасхальной трапезы. Это была третья из четырёх чаш, которую выпивали участники во время еды. Третья чаша традиционно связывалась с третьим из четырёх обетований Бога Израилю в Исх. 6:6, 7… Она стала символизировать пролитие крови Иисуса во искупление…» (Томас).

Что Иисус сделал с чашей, в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки записано одинаково, но только Лука показывает, что Он это сделал с ней перед тем, как подал хлеб (Лк. 22:18, 19).

Приведенные факты могут служить основанием для следующего правильного взгляда на повествование Луки:

• Иисус взял «чашу» (ранее не упомянутую, но, возможно, используемую во время Пасхи) и возблагодарил (ст. 17).

• Затем Он велел апостолам «разделить» (диамеридзо) содержание чаши между собой (ст. 17). Вместо «разделите» в Совр. пер. сказано «обнесите всех». Они брали чашу по очереди и отпивали немного.

• В это время Он еще не предложил им выпить.

• Далее Он сказал, что не будет пить от нее, «доколе не придёт Царство Божие» (ст. 18).

• После этого Он взял хлеб, благословил его, подал им, и они ели (ст. 19).

• Затем Он взял чашу (с определенным артиклем, то есть «ту» чашу, о которой шла речь ранее), за которую перед этим благодарил (ст. 20).

• Он велел им пить, сказав, что этот плод виноградной лозы есть Его кровь нового завета (ст. 20; Мф. 26:27).

-2

ПРИСУТСТВОВАЛИ

Во всех трех повествованиях сказано, что на пасхальной трапезе присутствовали двенадцать апостолов:

«Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками» (Мф. 26:20).

«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью» (Мк. 14:17).

«И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» (Лк. 22:14).

После вечери, когда была уже ночь, Иуда встал и вышел (Ин. 13:2-4, 30). Затем Иисус долго говорил с одиннадцатью апостолами (Ин. 13:31—16:33).

Очень важно понимать, что присутствовали только апостолы, потому что только им Иисус дал определенные повеления. Только апостолам, а не всем Своим последователям, Он обещал вдохновение Святым Духом (Ин. 14:17, 26; 15:26, 27; 16:7, 13). Говоря «вы», «вам», «вас», «вами», «нам», «нас», Иисус сказанное относил только к ним (14:7-20, 25-31; 15:3-5, 19, 26, 27; 16:1, 2, 4-7, 10, 12-17, 19, 20, 22-28, 31-33). А под словами «никто», «кто» (Ин. 14:6; 15:13), «он», «тот» (Ин. 14:12, 21, 24; 15:5, 6, 23), безличное [«они»], «ними», «всякий», (15:20-22, 24; 16:2, 9) Он имел в виду всех остальных.

Эти обещания Иисус дал только апостолам, если только они не были также даны и другим при иных обстоятельствах. Кроме апостолов, включая Павла, откровение получили только новозаветные пророки (Еф. 3:3-5).

Следующие высказывания говорят о том, что Иисус обращался только к апостолам, ибо только они присутствовали во время Его речи в Ин. 14—16.

• Он велел им не смущаться и не печалиться (Ин. 14:1, 27; 16:6, 22).

• Они были с Иисусом «от начала» (Ин. 14:25; 15:27).

• Он сказал им, что произойдет, до того, как это произошло (Ин. 14:29; 16:4).

• Он сказал, что Ему уже недолго осталось говорить с ними (Ин. 14:30).

• Иисус сказал им все, что узнал от Отца (Ин. 15:15).

• Он предупредил, что их будут изгонять из синагог и убивать (Ин. 16:2).

• Он велел не спрашивать Его, куда Он идет (Ин. 16:5).

• Он сказал, что они какое-то время не будут видеть Его, но затем опять Его увидят (Ин. 16:16–19).

• Он до сих пор говорил с ними иносказательно (Ин. 16:25).

• Он рассеются по своим домам (Ин. 16:32).

Дух открыл учение Иисуса апостолам и пророкам (Еф. 3:5), которые суть основание церкви (Еф. 2:20). Те, на кого апостолы возлагали руки (Деян. 8:18; 19:6), получали Святого Духа. Апостолы, как указывал Павел, имели особые дары: «Признаки апостола были показаны перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12).

Вдохновение и сила, данная апостолам через Святого Духа, дают нам уверенность, что учение Иисуса было сохранено правильно. Дух научил их всему, вложил в их головы все, чему учил Иисус (Ин. 14:26), и наставил их на всякую истину (16:12, 13).

Эти дары были обещаны только тем, кто присутствовал на Вечере. И передать их кому-либо еще можно было только через руки апостолов.

ОМОВЕНИЕ НОГ АПОСТОЛАМ

После вечери апостолы стали спорить, кто из них главнее. Иисус объяснил, что самый главный тот, кто служит (Лк. 22:24-27; см. Ин. 13:3-17).

Чтобы проиллюстрировать Свой ответ, Иисус встал с вечери (Ин. 13:1-4), опоясался полотенцем и омыл ноги апостолам (Ин. 13:4-10). Закончив, Он объяснил: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13:15, 16).

-3

Это объяснение согласуется с рассказом Луки: «Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27).

Основываясь на сходстве этих сообщений и обстановки, можно заключить, что Лука и Иоанн описывают одно и то же событие. Иисус не только словом преподал им урок, кто больше, но и проиллюстрировал, что такое величие, смиренным омовением ног Своим апостолам. Этим Он учил смиренному служению, а не обязательному омовению ног. Другие новозаветные отрывки тоже говорят об этом как о смиренном служении (Лк. 7:38-44; 1 Тим. 5:10), а не как об акте поклонения. В Ветхом Завете это было просто мытье грязных ног в домашней обстановке (Быт. 18:4; 19:2; 24:32; 43:24; Суд. 19:21; 1 Цар. 25:41; 2 Цар. 11:8; Песн. П. 5:3) или ног священников перед тем как им войти в святое место для служения (Исх. 30:19-21; 40:30, 31). Прямо перед этим наглядным уроком Иисус предсказал, что один из апостолов предаст Его: «Впрочем, Сын Человеческий идёт по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предаётся. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» (Лк. 22:22, 23).

Петр, сидевший рядом с Иоанном, попросил его спросить Иисуса, кто бы это мог быть. После того как Иисус обмакнул хлеб и подал его Иуде, указав тем самым на него как на предателя, сатана вошел в Иуду, и он вышел в ночь, чтобы привести иудейских начальников к Иисусу (Ин. 13:21-30).

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Господня вечеря — важное событие для церкви. Учредив ее, Иисус дал Своим последователям зримый способ вспоминать Его физический вход в историю, чтобы умереть за грехи мира. Вкушая вечерю каждую неделю, мы, члены церкви, постоянно возвещаем о своей вере в Его смерть за наши грехи, Его воскресение и Его возвращение в славе. Христиане должны соблюдать Господню вечерю до Его второго пришествия (1 Кор. 11:26).

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы